Эдгар Дега-выдающийся французский художник. Ч. 2

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Эдгар Дега – выдающийся французский художник, один из основателей импрессионизма (часть 2).
На протяжении 60-х годов Дега по-прежнему оставался малоизвестным публике.
Это было время постепенного формирования художественного языка, художественного видения мира молодого художника.
К этому времени относится несколько портретов, в которых и оттачивалась зоркая наблюдательность и гибкое реалистическое мастерство Дега.
Некоторые его произведения экспонировались в Салоне в 1865-1870 годах, но критики часто даже не упоминали о них или же давали им неоднозначную оценку. Это давало повод для некоторых сомнений со стороны родственников Дега: велико ли дарование молодого художника?
Более того, Дега почти ничего не продал. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
В немногочисленных кружках художников он обладал высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, - все это вызывало к нему известное уважение.

Дега живет один, при этом его верная хозяйка Зоя (Зоэ) Клозье, которая служила ему до конца жизни, следит за домом и поддерживает ему компанию. Чувственная жизнь художника — настоящая пустыня. В мо¬лодости Дега в письмах упоминает о девушках, которые ему нравятся, но ни¬когда не говорит о каком-либо удачно завершившемся романе.
Он никогда не был женат и не имел детей. Дега - верный и преданный друг, но влюблялся он обычно на очень короткое время. Можно даже говорить о многочисленных минутных ув¬лечениях, объектом которых почти всегда становятся талантливые художницы и артистки.
Среди них были художницы Берта Моризо (1841 - 1895), Мэри Кэссет (1845- 1926) и Сюзанна Валадон (1865 – 1938).

В 1870 году Дега создает свою первую и наиболее удачную картину, картину из оркестровой серии - "ОПЕРНЫЙ ОРКЕСТР" (около 1870; Париж, Музей Орсе).
Дега писал эту картину для фаготиста Дио, которого он изобразил в центре играющим на своем инструменте в окружении других музыкантов и друзей художника. Каждый персонаж  привлекает к себе внимание своей индивидуальностью. Это индивидуальные портреты в группе.
Для того чтобы выделить Дио, Дега пришлось изменить обычный порядок расположения инструментов в оркестровой яме.
Темные тона смокингов музыкантов еще больше подчеркиваются белизной их рубашек и контрастируют с ярко освещенной сценой позади них.
Здесь несколько балерин в своих розовых и голубых пачках дают представление.
Этот период творчества Дега завершил жанровой сценой "МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА", около 1870-1871; переработана в 1874-1876; Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт. Сопоставление двух миров искусства - танца и музыки - подчеркивается различной техникой: темные тона и гладкая ровная поверхность при изображении музыкантов, а для танцовщиц - легкие светлые оттенки и быстрые мазки кистью.
Фигуры музыкантов не индивидуализированы, они показаны со спины, а молодые танцовщицы изображены здесь так, как Дега будет писать их в дальнейшем.
Только после того, как Дега написал "Оркестр ", семья Дега была, наконец, удовлетворена.
Дио забрал картину, тем самым, сделав невозможным вносить в нее какие-либо изменения.

Еще одна прекрасная, но малоизвестная работа - «СКРИПАЧ И МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА, ДЕРЖАЩАЯ НОТЫ», около 1870-1872; Детройт, Мичиган, Институт искусств. На этом незаконченном портрете изображены два неизвестных музыканта на репетиции в момент паузы. Элегантно одетая женщина с черными сережками в ушах держит в руках ноты. Видно, что ее что-то взволновало при чтении партитуры. Ее партнер - в повседневной красной куртке - сидит со скрипкой на коленях. Дега сам учился играть на этом инструменте около десяти лет тому назад.

С 1866 года он становится постоянным посетителем кафе «Гербуа», где собирались молодью художники группы "независимых" во главе с Мане. Между Дега и Мане завязываются своеобразные отношения дружбы-соперничества. Между художниками часто возникают яростные споры, Дега отличался особым язвительным остроумием, и мог буквально сразить насмешкой своего оппонента. Но в этих спорах художники искали пути развития нового искусства. Дега в это время создает несколько портретов Мане.
ПОРТРЕТ Э. МАНЕ. Малоизвестная работа Дега.

Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил.
Дега - внимательный наблюдатель, быстро и точно схватывая все характерно выразительное в беспокойной калейдоскопической смене жизненных ситуаций, передавая ритм жизни большого города, создает свой вариант бытового жанра, посвященный городу.
Уличные сцены, кофейни, общественные места, просто дома - темы, которые он трактовал с глубоким психологическим пониманием.
В картине "ЛЮБИТЕЛИ АБСЕНТА" (1875-76, Париж, Музей Орсе) он изобразил трогательную сцену. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом.
Мужчина, сидящий рядом, курит трубку и смотрит куда-то за пределы картины, совсем не обращая внимания на нее.
Печальное выражение их лиц, мрачность интерьера кафе, отсутствие других развлечений создают впечатление нищенствующих низших слоев, которые надеются найти какое-то облегчение от ежедневных забот в стакане алкоголя.
В дневнике художника даны имена натурщиков - Хелен Андрэ и художник-офортист Марселен Дебуте, один из друзей Дега. Эти образы передают страдания и депрессию людей, предающихся пьянству.
Картина была подвергнута критике из-за "очень отвратительной новизны содержания" при первом ее показе в Брайтоне в 1876 году.

Другим срезом жизни представляется полотно "НА БИРЖЕ". Дега имел достаточно хорошие связи и многочисленные контакты с богатыми бизнесменами. Одним из них был финансист Эрнест Мэй, который коллекционировал работы Мане, импрессионистов, в том числе и Дега. Хотя картина не закончена, она дает ключ к пониманию жизни парижского бизнесмена и хаотичной, шумной обстановки на бирже.

В таких работах, как жанровый портрет виконта Лепика с дочерьми на площади Согласия (1873), трезвая прозаичность фиксации жизни преодолевается благодаря выразительной динамике композиции, необычной, почти гротескной резкости передачи характера Лепика.

Больший шум вызвала картина "ЖЕНЩИНЫ НА ТЕРРАСЕ, КАФЕ ВЕЧЕРОМ", 1877, Париж, Орсе, когда она была показана на третьей выставке импрессионистов в Париже в апреле 1877 года.
Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Тема, которая, хотя и не была непривычной на улицах города, потрясла многих посетителей выставки из-за своего откровенного изображения и проницательных наблюдений.

Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине "ИНТЕРЬЕР, ИЛИ ИЗНАСИЛОВАННАЯ", около 1868-69, Филадельфия, Музей искусств. 
Картина, возможно, основанная на романе Золя, вызывала восхищение своим мастерским исполнением, а также превосходной трактовкой света, но более всего беспрецедентным показом человеческой трагедии. Световой эффект, достигаемый лампой, расположенной в центре, является мастерским завершением картины. 
Редко в дальнейшем удавалось Дега достичь такого же эффекта. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Он демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию.
Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. Повсюду разбросана одежда, два предмета в комнате полны особого значения: кровать и стол, на котором стоит лампа с абажуром. Здесь Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.