Как бы дров не наломать... О школьном туризме

Анатолий Емельяшин
                Как бы дров не наломать... Мои первые походы со школьниками. Из походных зарисовок.

                Фото озера Глухое, южный берег.

          Вероятно мне судьбой было определено заниматься туризмом со школьниками. И начались мои походы с детьми в годы, когда я ещё сам был в туризме новичком. Вот в соответствии со своей тогдашней подготовкой и проводил те первые походы. Документов регламентировавших школьный туризм не знал и не предполагал, что они существуют.
          Можно считать удачей, что в то время не занялся постоянной работой с детьми, – избежал ошибок свойственных неопытным руководителям. Мог бы и дров наломать.

          Когда, спустя годы, меня пригласили в Дом пионеров на работу по совместительству, я уже имел приличный опыт, – мог сам определять тактику похода и предвидеть возможные сложные ситуации. Научился определять границу допустимого риска, чувствовать грань за которую ступать нельзя.
          Достиг, конечно, личным опытом, оказываясь порой на острие этой грани.   Чужой опыт не учит, а если и учит, то не ограждает от попыток проверить острые ситуации на своей шкуре. Вот я и проверял, намечая порой почти авантюрные маршруты. Хорошо что эксперименты на выживание проводились в походах со взрослыми.
          Но всё это пришло позже, а первые походы с детьми я проводил крайне безграмотно. Мысль – «как бы дров не наломать...», меня не посещала, – самоуверенность, по молодости, была безграничной.

          Первые мои походы были с учащимися подшефной школы. Объект посещения намечали учителя совместно с родительским комитетом, а потом уже просили профком завода выделить проводника, знающего путь к этой достопримечательности.
          Профком назначал меня как руководителя заводской секции. Причём,  иногда я должен был вести группу в место где и сам не бывал, и не имел ни карт, ни хотя бы примитивной схемы. Но эти вопросы ни кого не волновали.

          Хорошо запомнился один из таких походов, вероятно даже первый.
Золотая осень уральского бабьего лета, участники – десятиклассники подшефной школы № 106.
          Замыслившие маршрут учителя в поход не пошли. Видимо посчитали, что двух взрослых на группу достаточно. Вторым «взрослым» был тоже работник завода Женя Татьянкин, юнец лет восемнадцати, мало отличавшийся от школьников. Как он оказался в группе вспомнить не могу. Скорее всего среди учеников был кто-то из его родственников. Я оказался и проводником и педагогом.

          Маршрут предстоял от горы Хрустальная на Московском тракте до озера Глухое с ночёвкой не его берегу в палатках и возвращением назад.
          А я в том районе никогда и не был. Место мало посещаемое, интересное только глушью тайги и болот. Недаром и озеро – Глухое.
          Срочно набросал кроки со схемы лесных угодий начала века. Есть такая у меня. Дорог и троп на ней нет , но квартальные просеки обозначены чётко.

          Вот по просеке я и повёл караван подростков. Шли по старым вырубкам, тайге и болотам, зная, что просека упрётся в озеро. Намучились и школьники и мы, взрослые. Мы больше от необходимости постоянно подбадривать отстающих.
          Доходило и до забавного – в топком камышовом болоте одна из девчушек села на кочку и заявила: «Дальше не пойду. Устала... и вообще... мне скучно»  Дальше пойдёт только при личном сопровождении её Женей.
          Этот каприз мне был понятен, – девушка «положила глаз» на молодого и симпатичного парня и решила таким образом привлечь его внимание. Кажется, не безуспешно...

          К вечеру уткнулись в озеро. Низкий заболоченный берег зарос болотным ивняком и камышом в рост человека, – бивак не разбить. Пришлось обходить, искать сухой берег с полянкой.
          На биваке тоже возникли проблемы – школяры даже не умели разжечь костёр, да и тащили для костра сырой валежник. Пришлось всё показывать, обучать простейшим приёмам таёжного путешественника, которым и сам только недавно овладел.
          Как обычно долго не укладывались, сидели у костра, разучивая тогдашние бесхитростные туристские песни.

          Утром залезли на стоящую у берега пожарную вышку. С неё осмотрел окружавшие озеро болота и наметил примерный путь на юг к озеру Чусовскому и на запад к Половинному. Вдруг в будущем придётся туда сходить.
          Что туда можно добраться и по дорогам не задумывался – уже привык прокладывать путь по просекам и азимуту. Впрочем, к Половинному нет ни дорог ни троп, – оно со всех сторон окружено болотом, местами непроходимым.

          На противоположном берегу обнаружил домик лесничества от которого в обход болот вела приличная лесная тропинка. Видя, что ребят пробирает дрожь даже от мысли возвращаться по просеке, предложил воспользоваться этой  дорогой.  Встретили на ура. И в пути даже песни горланили
          На возвращение затратили всего два часа, тогда как к озеру добирались более шести.
          Это был мой первый опыт в школьном туризме. И мне повезло: обошлось без травм и даже мелких потёртостей.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/08/1699