Новое определение культурной эволюции

Виктор Ефременко
          ЭВОЛЮЦИЯ  —    (от лат. evolutio развёртывание), в широком смысле синоним развития; процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах.  Этим  термином  называют  весь  процесс  развития,  который  состоит  из  достаточно  плавных  периодов    и  резких  революционных  периодов.   Иногда  этот  термин  употребляют  для  названия  только плавных  периодов  развития.               
                Идею  эволюции  нельзя  считать  только  одной  из  гипотез,  объясняющей  мироустройство.   В  биологии  это  единственная  разумная  теория,  позволяющая  объединить,  имеющиеся  сведения  о  жизни  разных  существ  в  разные  времена.
Понятие  эволюции  неразрывно  связано  с  понятием  самоорганизации  материи.  Это  понятие  коренным  образом  отличается  от  привычных  процессов     используемых  человеком  в  своей  деятельности.  У  всех  инженерных  проектов,  будь  то  построение  автомобиля  или  строительство  здания,  есть  общие  черты.

                У любого проекта есть определенный план – это может быть чертеж или какая-либо иная схема, – ясно показывающий, что же мы хотим получить в итоге. План содержит ожидаемый результат, но частью этого результата он не будет. У каждого проекта есть руководитель – главный инженер или архитектор, – который дает указания подчиненным. 
                При этом рабочие и главный инженер владеют огромным объемом «внешней» информации – по технологии сварки,   по  способам  укладки  кирпича,  бетонным  работам  и  прочее, – которая не присутствует в объектах, которые они создают.
                И наконец, большинство рукотворных сооружений вводятся в эксплуатацию только после полного завершения работ.
                Эволюция  не  предполагает  никакого  влияния   неведомых  факторов,  все  изменения  происходят  благодаря  наличию  имеющихся  сил  и  имеющейся  информации    в  эволюционирующих   объектах.   Это   в   отличие  от  теологии,  предполагающей   наличие  творца  и  замыслов. 
                Два  типов   объектов   рассматриваются  эволюционной  теорией.  Неживые  объекты  и  живые.  Разница  заключается  в  способах  эволюционирования. 
                Живые  объекты  эволюционируют  таким  образом,  чтобы  оставаться  живыми,  сохранив  гомеостаз -  тот  комплекс  внутренних  реакций,  который  поддерживает  некоторые  параметры  внутренней  среды  организма  в  определённых    рамках.  Достигается  это  тем,  что  живые  организмы  умеют  адаптироваться   к  изменяющимся  условиям  внешней  среды  за  счет  усложнения  своей  внутренней  организации,  использующей  генетический  код.   
                События  в  любой  эволюции  происходят  не  потому,  что  это  кому-то  надо,  что  где-то  созданы  планы,    а  потому  только,  что  появляются  возможности  для  их  реализации   в  результате  процессов  самоорганизации. 
                Поэтому  называть  культурной  эволюцией    «непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным»  неправильно,  поскольку  это  не  подпадает  под  понятие  эволюции.  Этот  процесс  обусловлен  развитием  человеческого  разума,  господствующих  представлений  в  социумах.   Это  следы  развития  человека  на  протяжении  исторического  периода.   Оставленные  в  камне,  запечатлённые  в  раскопках,  в  произведениях  искусства.  Сопоставление  следов  разных  эпох  показывает,  что  не  следы  эволюционируют,  а  видимо,  эволюционирует  человек,  оставивший эти  следы. 
                Поэтому  культурная  эволюция как  процесс  изменения  культуры  это  некоторый  эвфемизм.  Надо  говорить  о  культурной  эволюции  человека,  изменившего  свою  ментальность  на  протяжении исторического  периода
До  сих  пор   в  энциклопедиях  не  было  адекватного  определения  понятия  культурной  эволюции.  Чтобы  его  дать,  нужно  сначала  понять,  и  определить  что  же  такое  культура.  А  людям  занимающимся  культурой  это  не  просто  сделать.   Однако  замечательный  культуролог   Ю.  Лотман,  часто  выступавший  в  советское  время  на  своем  канале  телевидения,  дал  такое  определение:

                «Культура  -   совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.  Искусство является частью культуры наряду с наукой».   
Это  определение  замечательно  тем,  что  культура  связывается  с  негенетическим  наследованием  и  в  силу  этого  приобретает  расширенный  характер,  куда  входит  и  наука.

                С  учетом  этого  определения    культурная  эволюция -  последовательные  во  времени  изменения  ментальности  человека  в  социуме,  вызванные  функциональными  негенетическими  изменениями  мозга,  приводящими  к  изменению  его  ментальности.

                Культуру  определённого  периода  нужно  рассматривать  как  один  кадр  из  фильма  «Культурная  эволюция человека».  Р. Докинзом  было  введено  понятие  о  меме,  как  культурном  репликаторе.  Мем  как  идея,  как  одно  слово  ментального  кода,  должен  иметь  свою  локализацию.

                Далее мною в  продолжении  идей  Р. Докинза  было  введено  понятие  о  МЭМах  -  функциональных   адаптациях  мозга,  которые  программируют  ментальность,  влияющую  на  поведение,  на мышление  и  значит  культуру.
                Такое  понимание  позволило  ввести  термин  МЭМном  (совокуппность  всех  МЭМов  одного  организма),  подобное  геному,  но  регулирующему  не  биохимические  взаимодействия  в  организме,  а  ментальнсть.
                Культурная  эволюция    человека  в  социумах,  происходящая  благодаря  отбору,    есть  следствие  того,  что  меняется  частота  МЭМов   в  популяциях,  формирующих  ментальность  человека.   
                Эволюция  любого  биологического  вида  происходит  вследствие  изменения  генетического  состава  популяции.  С  точки  зрения  популяционной  генетики  изменение  частоты встречаемости  аллелей (вариантов  гена)  в  популяции   свидетельствует  о  эволюции  в  популяции. 

                Отбор  в  культурной  эволюции  приводит  к  тому,  что  изменяются  частоты  встречаемости  МЭМов  в  социуме.   Поэтому  можно  сказать,  что  изменение  частоты  МЭМов  в  социуме (изменение  состава  МЭМов  социума) свидетельствует  о  культурной  эволюции  в  этом  социуме.
Культурная  эволюция  на  языке  социобиологии  это  изменение  частоты  МЭМов  в  социумах.

                Это  определение  получилось  похожим  на  определение  эволюции  в  популяционной  генетике через  изменение  частоты  аллелей.  Круг  замкнулся.    И  гены  и  МЭМы  это   не  командиры,  а  части  сложнейшей  системы  регулирования,  обеспечивающих  гомеостаз,    развитых  многоклеточных  организмов,  включая  человека.  Гомеостаз  применительно  к  культуре  это  соблюдение  некоторых  социальных  рамок  при  развитии  культурной  эволюции.