ЭВОЛЮЦИЯ — (от лат. evolutio развёртывание), в широком смысле синоним развития; процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Этим термином называют весь процесс развития, который состоит из достаточно плавных периодов и резких революционных периодов. Иногда этот термин употребляют для названия только плавных периодов развития.
Идею эволюции нельзя считать только одной из гипотез, объясняющей мироустройство. В биологии это единственная разумная теория, позволяющая объединить, имеющиеся сведения о жизни разных существ в разные времена.
Понятие эволюции неразрывно связано с понятием самоорганизации материи. Это понятие коренным образом отличается от привычных процессов используемых человеком в своей деятельности. У всех инженерных проектов, будь то построение автомобиля или строительство здания, есть общие черты.
У любого проекта есть определенный план – это может быть чертеж или какая-либо иная схема, – ясно показывающий, что же мы хотим получить в итоге. План содержит ожидаемый результат, но частью этого результата он не будет. У каждого проекта есть руководитель – главный инженер или архитектор, – который дает указания подчиненным.
При этом рабочие и главный инженер владеют огромным объемом «внешней» информации – по технологии сварки, по способам укладки кирпича, бетонным работам и прочее, – которая не присутствует в объектах, которые они создают.
И наконец, большинство рукотворных сооружений вводятся в эксплуатацию только после полного завершения работ.
Эволюция не предполагает никакого влияния неведомых факторов, все изменения происходят благодаря наличию имеющихся сил и имеющейся информации в эволюционирующих объектах. Это в отличие от теологии, предполагающей наличие творца и замыслов.
Два типов объектов рассматриваются эволюционной теорией. Неживые объекты и живые. Разница заключается в способах эволюционирования.
Живые объекты эволюционируют таким образом, чтобы оставаться живыми, сохранив гомеостаз - тот комплекс внутренних реакций, который поддерживает некоторые параметры внутренней среды организма в определённых рамках. Достигается это тем, что живые организмы умеют адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды за счет усложнения своей внутренней организации, использующей генетический код.
События в любой эволюции происходят не потому, что это кому-то надо, что где-то созданы планы, а потому только, что появляются возможности для их реализации в результате процессов самоорганизации.
Поэтому называть культурной эволюцией «непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным» неправильно, поскольку это не подпадает под понятие эволюции. Этот процесс обусловлен развитием человеческого разума, господствующих представлений в социумах. Это следы развития человека на протяжении исторического периода. Оставленные в камне, запечатлённые в раскопках, в произведениях искусства. Сопоставление следов разных эпох показывает, что не следы эволюционируют, а видимо, эволюционирует человек, оставивший эти следы.
Поэтому культурная эволюция как процесс изменения культуры это некоторый эвфемизм. Надо говорить о культурной эволюции человека, изменившего свою ментальность на протяжении исторического периода
До сих пор в энциклопедиях не было адекватного определения понятия культурной эволюции. Чтобы его дать, нужно сначала понять, и определить что же такое культура. А людям занимающимся культурой это не просто сделать. Однако замечательный культуролог Ю. Лотман, часто выступавший в советское время на своем канале телевидения, дал такое определение:
«Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека. Искусство является частью культуры наряду с наукой».
Это определение замечательно тем, что культура связывается с негенетическим наследованием и в силу этого приобретает расширенный характер, куда входит и наука.
С учетом этого определения культурная эволюция - последовательные во времени изменения ментальности человека в социуме, вызванные функциональными негенетическими изменениями мозга, приводящими к изменению его ментальности.
Культуру определённого периода нужно рассматривать как один кадр из фильма «Культурная эволюция человека». Р. Докинзом было введено понятие о меме, как культурном репликаторе. Мем как идея, как одно слово ментального кода, должен иметь свою локализацию.
Далее мною в продолжении идей Р. Докинза было введено понятие о МЭМах - функциональных адаптациях мозга, которые программируют ментальность, влияющую на поведение, на мышление и значит культуру.
Такое понимание позволило ввести термин МЭМном (совокуппность всех МЭМов одного организма), подобное геному, но регулирующему не биохимические взаимодействия в организме, а ментальнсть.
Культурная эволюция человека в социумах, происходящая благодаря отбору, есть следствие того, что меняется частота МЭМов в популяциях, формирующих ментальность человека.
Эволюция любого биологического вида происходит вследствие изменения генетического состава популяции. С точки зрения популяционной генетики изменение частоты встречаемости аллелей (вариантов гена) в популяции свидетельствует о эволюции в популяции.
Отбор в культурной эволюции приводит к тому, что изменяются частоты встречаемости МЭМов в социуме. Поэтому можно сказать, что изменение частоты МЭМов в социуме (изменение состава МЭМов социума) свидетельствует о культурной эволюции в этом социуме.
Культурная эволюция на языке социобиологии это изменение частоты МЭМов в социумах.
Это определение получилось похожим на определение эволюции в популяционной генетике через изменение частоты аллелей. Круг замкнулся. И гены и МЭМы это не командиры, а части сложнейшей системы регулирования, обеспечивающих гомеостаз, развитых многоклеточных организмов, включая человека. Гомеостаз применительно к культуре это соблюдение некоторых социальных рамок при развитии культурной эволюции.