Bicycle Race, или Всё, что нам нужно это агапи

Жан-Поль Март
«Шалунья чоткий фильм. Такую чику каждому хочится! А чо ещё смотреть? Где чики чоткие и сисьге красивые? Кто меня назовет троллем сам лох, понятно??? Я не трольь!!!» - неизвестный зритель, чьи орфография и пунктуация трепетно сохранены.

Режиссёр Тинто Брасс – человек с замутнённой и больной душой. Не потому, что он достал из гульфика личную одноглазую брючную форель с черепашьей шеей и стал зрителям, как писал Чехов, «ейной мордой в харю тыкать». Всё дело в том, что, выпустив из своих творческих портков хобот слона в сторону сивой кобылы, Брасс уверенно двинулся к пропасти.

Конечно, заблуждаться можно в любом возрасте. Нет ничего постыдного в том, что режиссёр во время пенетрации со зрителем принимает верхнюю позицию, пусть с человеком и моложе его. Наоборот, внимательные зрители оценят режиссёрскую предубежденность, если автор займёт именно верную позицию. Вот только Тинто Брасс работает с касательными сферами*, и всё то, что режиссёр несёт на алтарь мирозданья – предельно психоактивно, ибо действует непосредственно на область человеческих чувств, разрушая внутренние ритмы эякуляции человеческого организма.
И для смотрящих очень опасно, что при этом Брасс любуется собой и своим восприятием. А порой и просто развлекается, как тонко подметили некоторые критики.
Впрочем, даже замутнённая и больная душа не застрахована от творческих удач. И у Тинто Брасса есть работа, которая особняком стоит в его творческих портках.

Итак, 50-е годы, Ломбардия, небольшой райцентр Мантуи. Лола и Мазетто дружат с детства и вот теперь решают пожениться. Понятно, что Лолу, как хранительницу своего очага и будущую мать интересует – а всё ли хорошо с малышом у её малыша. Вот только Мазетто считает, что дефлорации не место до свадьбы. И понеслась Лола по кочкам…
«Шалунья» - восхитительная и бесхитростная задорная комедия, до самого верха наполненная иронией над мужчинами. Что действительно получается у итальянок хорошо, так это готовить макароны, сниматься в эротике и писать на дорогу. Именно на ту дорогу, по которой Луис Бунюэль водил своё скромное обаяние буржуазии.
В «Шалунье» Тинто Брасс наконец-то выпустил на кочки и свою живую душу автора. Душу, которая, как и Лола, ведёт себя так, как ей взбредёт в голову. Но в этом и вся прелесть. Ведь когда человек восклицает «Я тебя люблю!», то через эти слова невозможно объяснить, как именно он любит. Вот и Лола, от невозможности объяснить Мазетто силу своего чувства, готова полюбить всех жителей родного райцентра одним махом. И жительниц. Буквально каждый в Мантуях прямо ощущает дух Лолы. Порой из самых неожиданных мест. И не удивительно – режиссёр «Шалуньи» словно погружается в личность Лолы, в её первозданное тепло. И в эти моменты погружения брассом зрителя абсолютно не заботит, что было раньше – яйца или курица. Зритель как бы препарирует живую плоть, то есть, ткань бытия. Порой хватая себя за эту самую плоть. Иногда и крайнюю...
Ни для кого не секрет, что на самом деле вопрос восприятия тесно связан с теорией познания. И добрая и позитивная «Шалунья» раздвигает. В том числе, и границы. Что характерно, не только границы теории, но и практики. Когда исследователи вопросов восприятия после сеансов «Шалуньи» собирали зрителей в тематические фокус-группы, то отмечали, что их членам хотелось ещё - как минимум разок - поисследовать границы познания. Не удивительно, ведь опытная практика Лолы позволяет раздвигать всё, что попадается во время того самого препарирования ткани бытия.

Заслуга съёмочной группы, которой уверенно дирижировал режиссёр даже на экране, в том, что они замечательно воссоздали атмосферу лёгкого и весёлого провинциального праздника, который устроила Лола своему репродуктивному органу. Марсала льётся рекой, а яркие песни с этого праздника такие заводные, что временами хочется танцевать под них, не обращая внимания на то, есть на тебе исподнее или нет.
Но в первую очередь «Шалуньей» Брасс попробовал подлечить свою замутнённую и больную душу. Режиссёр решил пройтись по улицам своих самобытных эстетских построек. Смотря в сторону выбранной цели, Брасс примеряет на себя одежды Экспериментатора Движений Вверх-Вниз. И примеряет не только на себя, но и на свою личную одноглазую брючную форель с черепашьей шеей. Формируя новые модели сознанья и прокладывая путь для других – в том числе и поколений – режиссёр смело несёт свои кирпичи к алтарю мирозданья. Приговаривая «Не волнуйся, зритель, мы найдём твой велосипед!»…

Bicycle Race - англ, «Велосипедная гонка» - песня английской рок-группы Queen c альбома «Jazz». Написана Фредди Меркьюри. Вышла в качестве сингла с песней Fat Bottomed Girls – «Толстопопые девушки». «Велосипедная гонка» скандально известна благодаря своему видеоклипу, который запретили к показу в некоторых странах.
Агапи - др.-греч., одно из четырёх древнегреческих слов (другие: эрос, филия, сторге), переводимых на русский как «любовь».
* - касательными сферами (шарами) называются любые две сферы (шара), которые имеют одну общую точку соприкосновения.