Бабье лето и Всемирный Потоп

Рыженков Вяч Бор
Меня почему-то всегда смущало это название - Бабье лето. Вернее всего потому, что сам я не мог для себя придумать ему объяснение. Такое объяснение, которое казалось бы настолько логичным, что удовлетворило меня самого.

Сколько мне попадалось толкований специалистов, все они казались какими-то притянутыми за уши. При том, что термин этот, или сходные с ним, распространен по многим странам. Есть, правда, и совсем не сходные, а весьма иные по смыслу (с привлечением разных святых). Но и те четко указывают на выделение такого же особого сезона в сознании многих народов. Из всего этого вытекал пока только один общий вывод: что вопрос этот достаточно древний и корни его прочно забыты.
Впрочем, могу сказать сразу, что объяснения, почему лето - "бабье", я так и не нашел. Но на первый момент удовлетворился выводом, что в понятиях людей было как бы два летних сезона. Причем один, по логике, "мужичий", а второй уж - "бабий". Иными словами - большой, главенствующий и малый, условный.

Стоит дабавить, что нет в сознании людей никакой "мужской зимы", например, или "ребячьей" весны или осени. Два сезона только летних, остальных по одному, стало быть - всего пять.

Тут мне, кстати, или не кстати припомнилось, что всегда настораживало разбиение 365 годовых дней  на семидневные недели - один-то денек лишний! Логичней было бы делить на пятидневки - без остатка, но с месяцами получается свистопляска - 73 пятидневки опять ровно не раскидать. Собственно у нас и сейчас чехарда, то 31 день, то 30, а то и 28. Просто мы привыкли, и не обращаем внимания. Но изобретатель подобного разбиения, если бы он был в единственном числе, наверное, постыдился бы, если бы представил его на суд людей впервые.

Но как не крути, без вставных дней, похоже, всё равно не обойтись. И вставки напрашиваются на границы каких-то периодов. Так почему не сезонов? А если припомнить, что их с двумя "летами" почему-то пять, то и вставок надо столько же.
Без этих пяти вставок дней останется 360, а это очень удобное число. Например, легко представляется в виде девятки помноженной на сорок. И почему бы нет? Четыре сезона по два месяца, а пятый (бабий) только вполовину, как раз девятым. И четко между всеми сезонами, по дню-вставочке.

Тут сразу и припоминается, что интервалы в сорок дней чем-то знамениты. Сорокоуст, сороковины. Или известное "сорок дней и сорок ночей". Не отголоски ли это древнего отставленного календаря, когда "сорок дней" было всего-навсего просто счетной единицей - тогдашним месяцем.

Остается попробовать "привязать" такую сетку. Начало года - как и чаще всего - самый короткий день. То есть Зима начинается вместе с новым годом c 22 декабря и тянется по 12 марта. Весна - с 13 марта по 31 мая. Лето (мужичье, настоящее) с 1 июня по 21 августа. Примерно до того момента, когда оно в нашем сознании фактически и заканчивается. Осень - с 1 октября по 21 декабря. Год завершен.

А между концом лета и началом осени и вклинивается лишний, неучтенный месяц в те же сорок дней.( 22 августа - 30 сентября)  Девятый месяц года, всё то же Бабье Лето.

******
 Кстати, уже после своих выкладок я наткнулся на сомнительный источник, который утверждал: дохристианский календарь у наших славян состоял из пяти нечетных месяцев по 41 дню и четырёх четных по 40 дней. Всего - девять (но, правда, без кого бы то ни было Бабьего Лета, поскольку сезонов автор почему-то  не касался. Но ведь их не могло не быть).
 Впрочем, сорокадневный месяц был и в доюлианском календаре Древнего Рима. Так что дыма без огня не бывает.