Проклятия гробницы эмира Тимура

Виорэль Ломов
Проклятия гробницы эмира Тимура (Узбекистан)

21 июня 1941 г. советские ученые вскрыли саркофаг эмира Тимура, находившийся в подземном склепе самаркандского мавзолея Тимуридов Гур-Эмир. По легенде, вскрытие гробницы Тимура  грозило миру большой войной, будто бы вследствие этого святотатства дух великого среднеазиатского завоевателя вырвался наружу и ускорил нападение уже на другой день гитлеровской Германии на Советский Союз.

Вскрытие саркофага эмира Тимура и связанная с этим легенда действительно заставляют задуматься о целесообразности этого действа. Издавна этической и религиозной нормой, а часто и табу был запрет — не тревожить вечный покой усопших. Да и закон природы говорит о том, что ушло под землю — тому возврата нет. Но, тем не менее, гробницу правителя, создавшего в XIV в. могущественную империю Тимуридов со столицей в Самарканде, от Арала до Персидского залива и от Индии до Армении, вскрыли. Совершили то, что по закону шариата — харам (запрет). На то были свои резоны.
Есть несколько версий этого события. Самая распространенная относит нас к распоряжению И.В. Сталина в марте 1941 г. об организации научной экспедиции, которая должна была установить достоверность захоронений эмира Тимура и его потомков в мавзолее Гур-Эмир. Тимур, всю жизнь проведший в военных походах, в одном из них — на Китай умер от воспаления легких в 1405 г. Его тело забальзамировали и, прежде чем захоронить, перевозили с места на место. Было несколько предполагаемых мест упокоения полководца — Шахрисабз, Отрар, Герат и Самарканд, где находился мавзолей Гур-Эмир, который предназначался для умершего раньше Тимура его внука Мухаммад-Султана. Решено было начать раскопки в Гур-Эмире.
Возглавил правительственную комиссию узбекский историк и математик Т.Н. Кары-Ниязов. В раскопках приняли участие известные археологи, антропологи, историки, востоковеды, писатели из Москвы, Ленинграда, Самарканда — А.А. Семёнов, В.А. Шишкин, С. Айни, М.Е Массон, Я. Гулямов, Х. Зарипов, М.И. Шевердин, Л.В. Ошанин и др. В состав экспедиции включили ученого-антрополога М.М. Герасимова, разработавшего методику восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков, который должен был воссоздать облик Тимура.
Экспедиция проводилась в рамках государственного проекта по вскрытию гробниц известных исторических деятелей и их идентификации. Сталин спешил — раскопки он приказал «начать не позднее мая». Предполагают, что у него были и другие интересы, но какие именно — он не озвучил, что дало возможность интерпретировать их, кому как вздумается. Основной целью обычно называют поиск сокровищ и личного оружия эмира. Искали также психотронное, лучевое и иное «оружие богов», источники магических знаний, останки инопланетян, предметы религиозных культов, окутанные мистическими историями и т.п. Сохранились документы, сообщавшие об обнаружении еще в 1925 г. под мавзолеем «большого парамагнитного стального тела и других металлических предметов», якобы вызывавших над Гур-Эмиром таинственное свечение. Говорили также, что Сталин благоволил к Тимуру, разбившему в 1390-х гг. хана Золотой Орды Тахтомыша, который совершал набеги на Русь и разорил Москву, Рязань и др. города. Будто бы вождь собирался организовать в столице выставку, посвященную жизни великого полководца.
Официальной причиной раскопок стал 500-летний юбилей тюркского поэта Алишера Навои, чьи неизвестные стихи могли быть в усыпальнице, хотя поэт не имел никакого отношения к Тимуридам. Непосредственным поводом, ускорившим вскрытие гробницы, послужила авария в строящейся неподалеку от мавзолея гостинице «Интурист»: там перекрыли арык, и поток устремился под Гур-Эмир. Возникло серьезное опасение, что вода повредила погребения.
Раскопки проводились с начала июня. Кроме скелета Тимура, извлекли останки его сыновей Шахруха и Мираншаха, внуков Мухаммад-Султана и Улугбека, духовного наставника Тимура С. Береке и двух малолетних сыновей Улугбека.
В киносъемочной группе экспедиции находился кинооператор М.К. Каюмов, оставивший воспоминания о раскопках и, как считают сегодня, породивший саму легенду о духе Тимура. По словам Каюмова, могилу Тимура вскрывали в склепе на глубине 10—15 м в течение 4 дней, с 18 по 21 июня. Под 90-пудовым надгробием из темно-зеленого нефрита оказались три мраморные плиты, накрывавшие каменный саркофаг, а под ними массивный деревянный гроб, покрытый полуистлевшей темно-синей парчой, «на которой сохранились вытканные серебром изречения из Корана». Едва приподняли крышку гроба, как «в воздухе запахло чем-то дурманящим. А другие вскрытые гробницы вообще никакого запаха не имели… И тут внезапно погас свет. За предыдущие три недели раскопок такого ни разу не было». Исследователи покинули гробницу, и вернулись в нее только на следующий день. Неполадок в электросети обнаружено не было, и свет загорелся сам собой через 3 часа. Это обстоятельство, удушающий запах розового масла, непонятная поломка лебедки и неожиданный страх, овладевший вдруг всеми, послужили началу муссирования темы «духа Тимура». В тот же день некие три старца показали Каюмову, а потом и другим ученым древнюю книгу, в которой было предупреждение о том, что если потревожить прах Тимура, в мире начнется большая война. Тем не менее на следующий день, 21 июня, работы продолжились. Сняли крышку гроба и извлекли скелет, который антропологи по всем признакам признали останками Тимура. На следующий день началась война, экспедицию свернули, череп Тимура и другие собранные материалы отправили в Москву. Там Герасимов занялся реконструкцией скульптурных портретов эмира и Тимуридов.
Каюмов ушел кинооператором на фронт. Там ему якобы удалось встретиться с маршалом Г.К. Жуковым, поведать ему историю о раскопках и потревоженном духе Тимура, и попросить Сталина вернуть останки в мавзолей. Будто бы полководец передал эту просьбу председателю Государственного комитета обороны, и тот приказал вернуть всё изъятое в Гур-Эмире на место, выделив на захоронение 1 млн руб. Каюмов в своих интервью говорил также о том, что возвращение останков якобы предопределило победу Красной Армии в Сталинградской битве.
Некоторые детали рассказа Каюмова опроверг сын С. Айни, который подростком тоже участвовал в раскопках. В частности, он утверждал, что слов о возможной войне в книге старцев не было, и что она вообще была написана в конце XIX в. Также «по словам Каюмова, на надгробии значилась надпись: «Когда я восстану, мир содрогнётся», а внутри гроба — «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». Однако ни на фотографиях, ни в экспедиционном журнале этих надписей нет».
Золота и драгоценностей, так же как и стихов Навои в гробнице не обнаружили. Нашлись ли в ней «металлические объекты» и прочие загадочные артефакты, информации нет. Может, нашлись, а может, они и поныне покоятся под мавзолеем. Вряд ли кто еще раз станет проводить в Гур-Эмире раскопки.
Много лет легенда о потревоженном духе Тимура, вызвавшем войну, не покидает информационное пространство. Она известна не меньше скульптурных портретов Тимура и Улугбека, реконструированных Герасимовым. И что бы ни говорили сторонники здравого смысла, мистика все же в этой истории есть. Она не в том, что война началась на другой день после вскрытия гробницы, а в том, что гробницу вскрыли в канун войны!

Рисунок из Интернета