Тройной тулуп ФК в Южном океане

Валерий Болотов
     Тройной тулуп Федора Конюхова в Южном океане.
Если сравнивать три переворота ФК с фигурным катанием, то впервые тулуп был выполнен американским фигуристом Брюсом Мэйпсом в 1920 году. Сначала фигуристы исполняли просто тулуп, затем научились делать двойной. Тройной же тулуп,  впервые был засчитан на чемпионате мира 1964 года фигуристу по фамилии Литц. Для того, чтобы рискнуть прибавить к этому прыжку еще один оборот, фигуристам потребовалось 19 лет. И вот на ЧМ-1983 советский спортсмен Александр Фадеев впервые его исполнил. Однако судьи прыжок не засчитали, усмотрев в нем ошибку. Идеальный четверной тулуп выполнили лишь в 1991 году. На чемпионате Европы отличился россиянин Алексей Урманов. Однако чтобы три раза совершить тулуп в Южном океане еще  такого никто не совершал и непонятно, сколько еще потребуется времени для этого. Сегодня на занятиях студенты продемонстрировали тройной тулуп перед морскими львами одного из островов Южного океана. На вставке выполнен один тулуп  (два других не показаны).
     Как было сказано, в фигурном катании тулуп впервые был выполнен  в 1920 году  И сами понимаете, чтобы выполнить его в океане,  потребовалось сто лет. В Севером ледовитом океане этот переворот называется эскимосским, и северные народы его выполняют запросто. Удосужилось выполнить и мы его при сплаве на катамаранах на рекам Казыр и Амыл в Саянах. Потопили мы тогда много вещей, с трудом сами спаслись, хотя в это время трагедия случилась с нашим другом Геной Таран (народ его звал Михалыч) - опытнейший каякер  -  погиб на одной из рек Алтая. Он шел на пару с каякером из Комсомольска на Амуре. И вот в один момент Геннадий заметил, что его друг гибнет или даже погиб – успел крикнуть об этом - и бросился его спасать. В итоге оба погибли, Тарана нашли только через месяц. Это я к чему – на реке, кажется, берег рядом, что  мол опасаться - спасут или сам выберешься. Морально может и так, а по факту, гибнет люди и на реках. А каково оказаться, подобно Федору Конюхову - в бескрайнем океане, когда на тысячи км спасения ждать неоткуда.
      Для этого надо иметь такую силу духа и конечно опыт и везение, что это описать невозможно. Об этом еще будет много сказано на многие века и это Федор Конюхов заслужил.
      Вот сообщения от самого Федора Филипповича и Оскара – сына Федора -  об этих событиях:
 
     День 117
     02 апреля 2019
     После суток хорошей погоды лодку накрыл шторм. По прогнозу он не вызывал у нас сильного волнения, хотя 40 узлов нельзя назвать комфортными для вёсельной лодки, но мы уже привыкли, что Фёдор и лодка справляются со штормовой погодой. Тем более, что шторм локальный, зародился в районе нахождения лодки и, значит, не успел набрать опасную мощь. Однако, как оказалось, вместе с этим штормом из глубин Южного океана пришли феноменальные волны, очень мощные, возможно, они зародились еще к востоку от мыса Горн (в Атлантике) и, пройдя Южную Атлантику, южный Индийский и Тихий океаны, набрав колоссальную мощь, подошли к этому району, а локальный шторм добавил высоты за счёт ветровой волны (гребни).
     Во время вечернего сеанса связи (22:00 по Москве) Фёдор сообщил, что размеры волн приняли угрожающие значения, волны идут стеной, лодку поднимает на большую высоту, потом она летит вниз с волны и останавливается в ложбине. Пенистые гребни высотой в несколько метров, лодка просто утопает в них.
     В 22:17 пришло сообщение от Фёдора, что лодка перевернулась через борт, сделала оборот 360 градусов и встала на ровный киль. Сорвало часть солнечных панелей, они хлопают по рубке. Сорвало ветроуказатель, нет данных по направлению и силе ветра. Минут через 20 второй переворот, лодка самостоятельно вернулась в исходное положение. Затем еще один переворот и долго не поднималась, лежала килем вверх, слегка притопленная на правый борт, пока её не ударила проходящая волна – и, получив ускорение, вернулась на ровный киль. Первый удар был самым сильным, лодка затрещала. Фёдор находился в кормовой каюте, все люки были задраены.
      К 2 часам ночи по Москве ветер начал стихать. Сейчас сложно оценить все повреждения и потери на лодке «АКРОС», точно известно, что сорвало часть солнечных панелей (Федор слышит их хлопанье), сорвало новый ветроуказатель – поставил сутки назад. На палубу выйти невозможно из-за штормовой погоды, да и сейчас в районе глубокая ночь. Неизвестно что творится в носовом отсеке, есть ли повреждения и поступает ли вода. Носовой люк открыть невозможно, волнение в океане 5 метров, палубу заливает. Придется ждать улучшения погоды для инспекции лодки.
      За 117 суток лодка «АКРОС» ни разу не перевернулась, а в этот день сразу три переворота за час. Ждем сообщений от Фёдора Конюхова. Связь с лодкой есть, обе антенны спутниковых телефонов уцелели. Получаем текстовые сообщения. Также работает спутниковый буй Iridium 360 Rockstar. Координаты приходят в автоматическом режиме каждые 2 часа.
      Координаты на 9:00 по Москве:
      52’27 южной широты и 98’37 западной долготы