Ошибки строительства социализма в России

Сергей Светлогорский
Ошибки строительства социализма в России

Почему развалился, или вернее, развалили СССР?  Каждый здравомыслящий неравнодушный человек задавал себе этот вопрос. Ответов было много и они разные — у экономистов, у социологов, у чиновников и политиков, у простого народа. Одни говорили о застое, другие — что не хватило политической воли, третьи — что идея социализма себя изжила, четвертые — загнила верхушка власти и жизнь покрылась сплошным лицемерием. Первое, что необходимо отметить — это то, что СССР не распался сам собой, а его сознательно развалили — конкретные силы и конкретные люди. Да, были и объективные условия, но они также были созданы на протяжении многих лет пагубной деятельностью и пагубным устремлением.
Основоположники идей социализма, как более справедливого и высшего общественного строя, открыли и обосновали законы деятельности капиталистической машины, указали путь к построению нового строя и это сработало. Во многих странах мира идеи социализма победили — в Европе, в Азии, в Латинской Америке. Даже многие капиталистические страны, особенно Скандинавского полуострова, использовали идеи социального устройства общества. Почему же постепенно социалистические страны возвращались к капитализму, а многие страны, такие как Куба и Венесуэла, увядают? В остатке только Китай и Северная Корея? Вероятно, есть еще какие-то причины, которые влияют на всю общественную систему. Где же тот корень зла, что разрушил такую мощную державу, как СССР? Что мы недооценили?
Для этого рассмотрим вкратце историю нашей страны. Небывалый подъем народных масс, уставших от войны, голода, непосильного труда, позволил совершить революцию. Народ поверил лозунгам и лидерам революции, что им действительно нечего терять кроме своих цепей, что они могут построить новый справедливый мир «своею собственной рукой». Тяжелое это был задание — все разрушить и заново построить. Во время этого разрушения был выброшен с грязной водой и сам ребенок — прежние культурные достижения, духовные ценности, философские идеи — объявили это буржуазными пережитками. Многих видных писателей, художников, философов — выдворили из страны. На освободившееся место была разработана и поставлена коммунистическая идеология. Многое было созвучно древним библейским заветам и проповедям Христа. Недаром кодекс строителя коммунизма называют новой Библией. Справедливость, равенство, братство. Руководители страны понимали, что мало было совершить революцию — надо было еще воспитать нового человека, ведь все пришли оттуда — из старого строя. Надо было очистить сознание, совершить еще и духовную революцию, создать человека нового типа, ведь все преобразования были рассчитаны на идеального человека.
Сама идея хороша, но как она была воплощена? Не будем здесь останавливаться на внешних промахах и недостатках строительства социализма: диктатура пролетариата, да и была ли она,  вместо союза рабочих и крестьян, невыполнение лозунга «Земля — крестьянам!», ограниченное внедрение в жизнь лозунга «Вся власть — Советам!», соглашательская и подчиненная роль профсоюзов, безграничная власть одной партии и одного человека.
Будем искать корень всех бед. Был ли воспитан новый человек? Да, можно ответить утвердительно — многие люди восприняли коммунистические идеи с энтузиазмом, поверили в светлое будущее, ради которого готовы были терпеть лишения и бедствия. Кто-то изменился, а кто-то нет.  В той или иной степени социализм был построен, но какой – не народный, а партийный.  Была написана новая Конституция, новые законы, но многие положения были лишь на бумаге, только продекларированы и не внедрены в жизнь. Почему?... Была поставлена цель — материальное благосостояние человека. Сама по себе идея хорошая, но какой ценой? Ценой забвения высоких идеалов. Мещанские мечты и устремления к благосостоянию перекрыли высокие духовные порывы. Как болезнь коррозии души расползалось воровство на всех уровнях производственной и общественной жизни. Единогласное голосование на выборах и собраниях обезличивало советское общество. Процветало лицемерие, равнодушие, приспособленчество и взяточничество, нигилизм, властолюбие, честолюбие и корыстолюбие. Внедрялась уравниловка и догматизм. Высшие чины государственной власти погрязли в коррупции и разложении. Победил примитивный материализм и лицемерие – это нас и погубило. Человек прошлого взял вверх. Можно сказать, что в конечном итоге победила мелкобуржуазная идеология, идеология темных и жадных врагов человека.
Здесь можно сделать вывод — сколько не делай революций, не создавай прогрессивных форм государства, если не сделана духовная революция, не доведена до конца, не внедрена в жизнь прочная духовная основа — будет откат к прошлому дикому, основанному на инстинктах способу жизни. Необходим новый эволюционный шаг в развитии сознания человека, в улучшении его по многим параметрам. Человек не есть законченное творение, и требуется упорная работа по совершенствованию его. И только тогда возможен новый общественный строй, законно отвечающий новому лучшему духовному миру человека. Многие думали, что все произойдет само собой. Но нет – душа обязана трудиться… Не была оценена в полной мере важность развития внутреннего человека, воспитания нового духовного образа человека нового государственного уклада. Не зря все западные идеологи так рьяно настаивали и все же вычеркнули слово «идеология» из нашей современной конституции. Это реальная угроза их миру.
И здесь мы подходим к ключевым понятиям духовной жизни — сознание, духовно-нравственные идеалы и этика. Видные русские мыслители, такие как В. С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, И.А. Ильин в своих работах в полной мере осветили эти краеугольные понятия человека и общественной жизни. Нравственная философия B.C. Соловьева явилась вершиной развития русской этики. Как говорил Н.Я. Грот - это было «первым опытом систематического и совершенно самостоятельного рассмотрения основных начал нравственной философии. Это - первая этическая система русского мыслителя». «Соловьев переносит акцент с этического мировоззрения на нравственную деятельность, сутью которой является для него "собирательное воплощение добра", "всеобщая организация нравственности" (А.А. Гусейнов). Бердяев ставит этику в центре философии и нашей жизни, как таковой, а нравственный опыт человека у него есть его наивысшее проявление и богатство, путь к истинному познанию. Владимир Иванович Вернадский создал новое учение о живом веществе и биосфере, о единстве человека и космоса, о переходе биосферы в ноосферу — сферу разума. Ноосфера — это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится, решающим фактором ее развития, некий прообраз духовно-экологической цивилизации.  Более того, Homo sapiens, Вернадский считал промежуточным элементом процесса постепенных изменений. «Когда в будущности появится такой тип «нового лица», если сравнивать с нашими современными людьми то он будет характеризоваться тем, что, прежде всего, в нем появятся новые духовные параметры».
       В своей работе «О русской идее» Иван Ильин рассмотрел многие аспекты уникальных путей развития и предназначения русского человека. «Первые исторические русские князья суть герои сердца и совести (Владимир, Ярослав, Мономах). Первый русский святой (Феодосий) — есть явление сущей доброты. Духом сердечного и совестного созерцания проникнуты русские летописи и наставительные сочинения. Этот дух живет в русской поэзии и литературе, в русской живописи и в русской музыке». Он доказывает, что нам нет необходимости копировать  иные образцы. «Задача русского народа: быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу, не соблазняться чужими укладами, не искажать своего духовного лица искусственно пересаживаемыми чертами и творить свою жизнь и культуру именно этим духовным актом… И когда мы сумеем преодолеть свои национальные недостатки, — совестью, молитвою, трудом и воспитанием, — тогда наши достоинства расцветут так, что о чужих никто из нас не захочет и помышлять. Так, например, все попытки заимствовать у католиков их волевую и умственную культуру — были бы для нас безнадежны. Их культура выросла исторически из преобладания воли над сердцем, анализа над созерцанием, рассудка во всей его практической трезвости над совестью, власти и принуждения над свободою... Если русская духовная культура исходит из сердца, созерцания, свободы и совести, то это отнюдь не означает, что она "отрицает" волю, мысль, форму и организацию. Самобытность русского народа совсем не в том, чтобы пребывать в безволии и безмыслии, наслаждаться бесформенностью и прозябать в хаосе; но в том, чтобы выращивать вторичные силы русской культуры (волю, мысль, форму и организацию) из ее первичных сил (из сердца, из созерцания, из свободы и совести).
       России необходим новый государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти с уважением и доверием. Это открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и настоящего русского братства. Но все это может осуществиться только через сердечное и совестное созерцание, через правовую свободу и предметное правосознание».
И как мы видим, одним из главных понятий этики и сознания является совесть. Совесть — это категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.
Таким образом, одной из основополагающих задач нового строительства в сонме других задач справедливой общественной системы должно стать духовное совершенствование и воспитание совести, как высшего духовного качества, позволяющего избежать ошибки прошлого. Чувство совести ограждает человека от дурного и порочного, стимулирует благородство, ответственность. Именно пренебрежение к духовным, нравственным началам, к совести, в конце концов, у руководителей и значительной массы людей обеспечило развал СССР и партийного социализма. Нам нельзя повторять ошибки прошлого, их надо осознать и исправить в настоящем и будущем.