4. Язычество

Виктор Еремин
Древняя Русь была языческой, т.е. политеистической. Первое название — религиозное, второе — научное, и оба означают «многобожие». В те времена люди жили в тесной связи с природой и наделяли сверхъестественной силой весь окружавший их мир. Божествами объявлялись и различные предметы, и явления природы, и животные.

В «Повести временных лет» назван пантеон высших богов Древней Руси. Их было шесть. Главным признавался бог-громовержец Перун, покровитель воинов. Далее следовали Хорс (бог Солнца), Дажьбог (бог плодородия), Стрибог (бог ветров), Симаргл (бог смерти и небесного огня) и Макошь (богиня судьбы и ремесел). Макошь обычно сопровождали две весенние богини-рожаницы — Лада и Леля. Поклонялись также Велесу (Волосу) — скотьему богу, он же бог мёртвых, мудрости и магии, и Роду-Святовиту — создателю всего живого и сущего, покровителю человеческого рода.

Язычники обожествляли животных: ужей (олицетворяли дождь), ящера (владыка подземно-подводного мира), лебедей, уточку и др. Особое место в мифологии занимали волшебные птицы с человеческими головами. Самые знаменитые из них: Алконост — птица радости, Сирин — птица печали и Гамаюн — безногая вещая птица-предсказательница, посланница богов.

Богам приносились жертвы — требы. Самой распространенной требой были венок цветов и свежесорванные ветки берёзы. В голодные годы делались человеческие требы — убивали младенцев или старцев.

Общие моления проводились в святилищах — капищах, где стояли деревянные или каменные изображения божеств. Такие моления назывались «событиями» (совместным бытием). Язычники особо почитали дерево дуб, почему капища нередко устраивались в священных дубравах. Самое почитаемое в народе капище находилось на острове Хортица (на Днепре) — там рос огромный священный дуб.

У язычников имелись свои жрецы — волхвы. Они определяли сроки и места событийных молений, приносили человеческие требы. Люди почитали волхвов как чародеев и вещих провидцев.

Язычеству на Руси посвящены выдающиеся научные исследования, которые желательно прочитать каждому уважающему себя россиянину. Это книга великого русского фольклориста и писателя, составителя знаменитого сборника «Русские народные сказки» А.Н. Афанасьева — «Поэтические воззрения славян на природу», а также двухтомный труд академика Б.А. Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси».

Вставка 1

Бог в представлении язычников — сверхъестественная сила, решавшая сложные вопросы в жизни людей или каравшая их за преступления.

Вставка 2

Пантеон — так называются собранные вместе главные боги языческого народа.

Вставка 3

При погребении покойника славяне-язычники устраивали тризну — боевые состязания, призванные отогнать от домашнего очага богиню смерти Марену (Марину, Кострому, Бабу-Ягу).
Вокруг места погребения знатного человека ставили ограду, за которой устанавливали «столп», т.е. «избушку смерти» — маленький домик на 2-х или 4-х столбиках. В народных сказках «столп» превратился в жилище Марены (Бабы-Яги) — избушку на курьих ножках.
Согласно народным преданиям, ещё не родившиеся дети живут у Бабы-Яги в избушке на курьих ножках. Богиня отсылает детей в человеческий мир и следит за тем, как они живут-растут, через своих детей-слуг — лягушек и мышек.