Память. непридуманная история

Анна Маякова
Вы пели в когда-нибудь хоре? Я – да, и мне нравилось то приподнятое ощущение праздника, которое испытываешь перед концертом. Душа напряжена и полнится радостью.  Через минуту мы выйдем на сцену, и грянет голос, воодушевляющий голос многоликого единства под названием «хор». 

Мы повинуется малейшему движению руки своего хормейстера, его требовательному взгляду. Это был знаменитый Александр Кожевников, мужчина без возраста, волевой  и властный. Однако хористы любили его. Он оставил после себя два хора и светлую память.

Прилетев на Мальту и чуть загорев под майским еще щадящим солнцем, в тот день я целеустремленно шагала по живописной  набережной Слимы, уже заполненной туристами, направляясь к Балута Бей, где в дорогой гостинице «Меридиен» должно было состояться выступление двух хоров: мальтийского, руководимого известной в музыкальных кругах монахиней  и английского из Уэльса.

К началу концерта зал был полон. С большим трудом я отыскала свободное место сбоку и прежде чем сесть краем глаза взглянула на своих соседок. 
Это были две женщины  преклонного  возраста, излучающие радость жизни и удивительно похожие друг на друга - упитанные круглые лица, не лишенные привлекательности,  черные глаза, темные гладкие волосы с сединой, одинаково сколотые сзади.  «Близнецы» - подумалось мне.

Просматривая  программку, купленную у входа за пятьдесят центов, я услышала голос дамы,  обмахивающейся красным веером рядом: «Позвольте взглянуть?»  «Конечно!» - я протянула ей программку. Тем временем на авансцену вышла элегантная дама в черном концертном платье с блестками и хорошо поставленным голосом объявила:

«Вечер встречи двух дружественных хоров – английского и мальтийского объявляю открытым! Первыми выступят гости, - при этих словах  две шеренги немолодых хористов появились на сцене, а когда они повернулись лицом к публике, им стали горячо аплодировать. – Перселл “Benedictus Dominus Deus Israel”»  Концерт начался, и я погрузилась в Музыку.

… Когда отзвучали последние аплодисменты, всех присутствующих пригласили на  скромный банкет, на котором подавали местное  вино, апельсиновый сок,  маслины, наколотые на шпажки и вкусные пирожки с сыром и горохом местной выпечки. Мне хотелось с кем-то поделиться впечатлениями от концерта,  и я решила подойти к дамам-близнецам.  Они были рады этому и сразу  вычислили, кто я.

 - Вы русская -  утверждающе сказала одна из них, другая закивала головой.    -Это ни для кого не секрет, - отвечала я, гордившаяся своей принадлежностью к великой нации. Завязался ни к чему не обязывающий светский разговор.  Дама, что  обмахивалась веером, была более бойкой и представилась:
 -Я Джойс, учительница младших классов, все еще работаю.

 - А я Рома, в прошлом повар, сейчас на пенсии, плету кружева для туристов» - представилась вторая. Они рассказали, что живут вместе, семьи и детей никогда не имели, год назад похоронили отца, которому не хватило месяца, чтобы отметить свой девяностолетний юбилей.
 
Я перевела разговор на другую тему, интересующую меня:
 - Завтра в России будут отмечать  День победы над гитлеровской Германией. Мы ведь с американцами  и англичанами входили в антигитлеровскую коалицию во  второй мировой войне. Мой отец майор пехоты воевал. Мама была военврачом, участвовала в обороне Сталинграда. А вы что-нибудь помните о войне? Ведь Мальту бомбили.

Оживившись, дамы стали наперебой вспоминать. Когда разразилась война, им было по семь лет, и они еще не ходили в школу.  Во время налетов немецких бомбардировщиков прятались с матерью в катакомбах Раббата, в котором жили, и там, в полутемном душном убежище пережидали, пока самолеты, сбросив бомбы, улетят.
 
- А где в это время был ваш отец? Он воевал? 
- Нет-нет, наш отец инвалид с детства, одна нога короче другой. Он был освобожден от воинской повинности. Работал почтальоном  и ежедневно на стареньком велосипеде развозил корреспонденцию по окрестным деревням. Однажды утром, дело было летом отец,  как обычно, повесил сумку почтальона через плечо, сел на велосипед  и отправился на работу, - отвечала пространноДжойс.

- Но в тот день он  вернулся намного раньше положенного времени, – вступила в разговор Лидия, - раненный,   окровавленный, рука перетянута ремнем, с перекошенным от боли лицом. Ему чудом   удалось избежать смерти. Дрожащим голосом он рассказал нам, что произошло. Когда получив почту,  он выехал за город и был один на дороге, его с воздуха атаковал и обстрелял из пулемета немецкий «Мессершмитт».

- «Мессершмитт»?- переспросила я, пораженная совпадением. – Мама тоже рассказывала, что когда ее госпиталь эвакуировался вверх по Волге, их судно также было обстреляно «Мессерами». Ваш отец сильно пострадал?

- Да, - отвечала Джойс, и лицо ее омрачилось, - он провел в госпитале около месяца. Мы с мамой и сестрой ходили к нему. Врачи поставили его на ноги,  и он  вновь стал развозить почту. Мама считала его героем и до самой смерти просто боготворила его. А что ваша мама, она жива?

- Нет, умерла пять  лет назад на своей родной Украине.  В Сталинграде всем пришлось несладко.  Когда госпиталю, где мама служила,  оставаться в городе стало слишком опасно, было принято решение эвакуировать его по Волге в Саратов, где не было боев. С большим трудом раненных солдат  доставили и погрузили на палубу небольшого теплохода. 

 - Это был ад, сущий ад - рассказывала  мне мама. – Дома горели, кругом трупы, немцы разлили  топливо по реке и подожгли его. Волга горела, а «Мессеры» кружили над нами и поливали огнем  из пулеметов. Кровь, стоны, взрывы. Будь проклята война!

В глазах моих новых знакомых блеснули слезы. Я их обняла как сестер и заплакала. Так мы стояли какое-то время,  склонив головы в печали. Я плакала о маме, прошедшей ад Сталинграда, о незнакомом мне мальтийском почтальоне, обстрелянном немецким «Мессером», о тысячах других солдат, погибших в жесточайшей войне всех времен. Потом отстранившись, вытерла слезы и, взяв со стола бокал с красным вином, сказала:

- Мои дорогие! Предлагаю тост за великую победу, которая позволила нам, детям войны жить в мире. За тех, кто боролся и погиб, за тех, кто воевал и выжил. Так выпьем же!

И мы чокнулись бокалами, соединив  наши сердца в едином порыве, в то время как банкет шел своим чередом – все вокруг шумно веселились, болтали, смеялись. Но мы были не с ними, мы помнили. Так вспомните и вы…