Глава 17. Суровые будни

Мария Лашкунова
   С 1982 по 1999 годы Мария работала на Гомельском радиозаводе в ГКБ (главном конструкторском бюро) «Луч». В плане развития много дано было женщине именно здесь.  А потому немного  об этом заводе. Радиозавод   был один из лучших в городе. Особое внимание было уделено благоустройству близлежащей территории к заводу. Зимой расчищали дорожки от снега, а осенью от листвы. Каждому отделу был выделен свой участок.  Еженедельно эта  территория  убиралась.
 Вначале было сложно добираться до места работы. Ходил всего один рейсовый автобус. Несколько заводских автобусов в порядке очередности завозили людей на работу. Затем работники завода, в том числе и Мария с коллегами, оказывая помощь, копали траншеи для установки  линии электропередач для прохождения троллейбусной линии. Несколько троллейбусов было направлено в сторону завода, чтобы обеспечить бесперебойную доставку многотысячной армии заводчан.

  Залы столовых завода были выполнены и украшены соответственно  названий каждого, по красоте не уступали  ресторанам в городе. Комплексные обеды, состоящие из трех блюд, стоили 20 копеек. Изделия кондитерского цеха: торты и пирожные славились на всю округу. Завод процветал. Имелось свое подсобное хозяйство и теплицы, благодаря которым заводчане могли в магазине радиозавода купить свинину и свежие огурцы. Позже устроили коптильню, работники приобретали по талонам копченых кур.

Три этажа в центральном здании радиозавода  занимало ГКБ «Луч». Проходили туда только по специальным пропускам. Отдел автоматизированного проектирования, в котором работала Мария, находился на пятом этаже. Коллектив вначале сектора, а потом отдела был недавно создан и состоял в большинстве своем из людей, которые были  почти одного возраста. Высокообразованные и интеллигентные инженеры-конструкторы  создавали особую атмосферу в этом отделе. Мария жадно, как губка, впитывала в себя от коллег по работе знания из различных областей литературы, музыки, искусства. Работали все в этом отделе в основном на АРМ (автоматизированное рабочее место), проектировали документацию на платы. Мария с помощью перфолент выпускала сборочные чертежи и фотошаблоны. Ей нравилась работа в этом отделе. Дружно и весело отмечали всем коллективом праздники. Летом устраивали шашлыки.  В остальное время отмечали праздники или получение премиальных у кого-либо из коллег на дому. Незабываемы были эти встречи, наполненные всеобщим весельем и радостью.

Когда же Марии через некоторое время предложили работу по специальности: инженером в один из цехов завода, то она, пообщавшись там с рабочими, ощутила большой резонанс между микроклиматом отдела и цеха. Именно это в большей степени и послужило тому, что женщина не перешла в цех, а осталась работать в отделе. Тем более для того, чтобы она не уходила, начальник отдела повысил ее в должности, увеличился размер зарплаты.
У Марии была возможность при заводе получить высшее образование, учась вечером после работы. Муж женщины был против этого, не захотел на это время оставаться и заниматься с сыном.

Начальник отдела был доволен работой Марии, а потому запланировал поездку ее с коллегой в Ленинград для повышения их квалификации. Однако осуществлению этого плана помешала беременность женщины, которую Мария прерывать не собиралась. Женщина всегда хотела иметь двоих детей. Ей исполнилось 30 лет.
- Когда еще рожать, если не сейчас? – Всем сердцем она желала рождения дочери. Для нее семейная жизнь была важнее карьерного роста.

Через две недели после рождения малышки случилась авария на Чернобыльской АЭС. Не описать всего того, что было пережито матерью. Почти два месяца Мария с детьми провела в Крыму у брата. Вернувшись в свой город, женщина в дальнейшем с лихвой познала все тяготы жизни. После событий Чернобыля лица людей были унылы и безрадостны, смятением, тревогой и болью заполнены были их сердца. В памяти Марии сохранились постоянные очереди в домоуправлениях по месту жительства, где выдавались справки о нахождении людей на загрязненной зоне. По этим справкам выплачивали на каждого члена семьи мизерную сумму денег.  Выдавали удостоверения всем членам семьи, которые нигде в дальнейшем не пригодились.

Везде царил хаос, растерянность, раздражение и озлобленность на настоящую действительность. Детям запрещалось гулять в песочницах. Мария убрала из квартиры все комнатные цветы. С той поры не было у женщины больше особого желания на разведение в доме цветов.   Покупая продукты, спрашивали о том, из каких районах они завезены. Ягоды и грибы из леса исключали из своего питания, а также говядину, так как в них обнаружили наибольшую долю радиации.

 Из положительных моментов можно отметить то, что учащихся  в школе бесплатно кормили. Также у детей работников завода обследовали щитовидную железу на УЗИ.  Матерям с детьми до 12 лет предоставляли отпуск в летнее время и к тому еще давали месяц неоплачиваемого отпуска на оздоровление.  Многие заводчане своих детей отправляли на оздоровление за границу, платя немалые деньги за это. У Марии таких денег не было. Женщина услышала о созданном в их городе фонде, благодаря которому детей бесплатно отправляли за границу на оздоровление.   Мария обратилась туда, чтобы отправить свою дочурку.
 
Ей ответили:
- Мест свободных нет.  Вы, тем более, не подпадаете под категорию льгот на эту поездку. Преимуществом пользуются дети-сироты, или у которых только один родитель.

- Так я одна воспитываю двоих детей. Моя дочь родилась в тот месяц, когда произошла эта авария. Разве этого мало? – Спросила Мария.
На что ей сказали:
- У девочки есть отец, и неважно, что вы в разводе.

  В это  время подошел мужчина, завел разговор об отправке своего сына за границу.  Для него, как не странно, место нашлось. Мария очень этому удивилась, еще пыталась что-то сказать, но ей ясно дали понять, что разговор на этом закончен. Восьмилетняя дочь, присутствующая при этом, сказала матери о том, что она видела, как этот мужчина незаметно передал женщине, работающей там, 100 долларов, которые выглядывали из конверта.
 
- Вот поэтому и место сразу нашлось! - Что и говорить?! Обидно было до слез от такого  к себе отношения. Даже из такой  беды люди пытаются извлечь для себя выгоду. Вот такой наглядный урок был получен ребенком. Дочь понимала, что мать  не имеет возможности заработать такую сумму денег.  А ведь девочка так мечтала побывать в Италии, она даже итальянский язык начала учить. Именно туда детей отправляли на оздоровление.

Позже мать принесет ей красивый рюкзачок, заполненный  до верха яркими и разноцветными вещами из Италии. Произошло это после того, когда ее дочь вернулась из школы расстроенная:
- Меня в школе называют «бомжихой» за то, что я хожу в штанишках, на которые ты, мама, поставила заплатки на протертые места.

Обо всем этом Мария с грустью поведала своим подругам при встрече. Одна из них и принесла ей этот  замечательный  рюкзачок.Как же девочка была рада этим обновкам! Теперь дети не смели ее так называть.

 Одна из ее подруг даже сказала:
- А я всегда завидовала твоим штанишкам. Такие красивые на их коленках были нашиты вставки.

Сердце Марии излучало огромную благодарность в адрес помогающим и поддерживающим ее людям в эти непростые для всех годы. При случае и по возможности женщина также старалась делиться всем тем, что имела и как могла.

Коллектив главного конструкторского бюро разрастался, шли заказы за заказами, связанными с Москвой. В их отдел поступили компьютеры, которые тут же все начали осваивать.  Мария изучала текстовые редакторы, так как основной ее работой было выполнение текстовой документации. Для размещения коллектива главного конструкторского бюро возле завода было построено отдельное здание.  Уже было определено в нем нахождение  каждого из отделов.  В отделе Марии был создан план по расположению мест работников. Однако так и не удалось переехать коллективу отдела в это здание. Причиной этому явились те условия,  в которых людям приходилось не жить, а выживать.

Вначале ничего нельзя было купить, все из мебели и техники исчезло из магазинов. Получив квартиру, имея деньги, Мария не могла обставить ее мебелью. Даже кровать подросшей дочери невозможно было приобрести. Создали какие-то бесконечные очереди, обеспечивали только ветеранов войны. Женщине удалось купить только кухонный набор. Для этого она каждый раз бегала и отмечалась в созданных в магазине списках на мебель. В пустой квартире вольготно было дочери кататься на трехколесном велосипеде.

Затем младший брат Марии, живущий в Калининграде, пообещал ей достать что-нибудь из мебели. Как-то он позвонил ей и попросил выслать деньги.  Мария сняла их со своего счета и выслала ему.  Брат купил себе машину, сестра была очень рада этому. Ведь таким образом ее деньги, не ушли в никуда, как это случилось с деньгами многих людей, а достались родному человеку.

В дальнейшем все складывалось так, что не разрешали снимать деньги в сберегательных кассах. Так мать Марии, продав дом, положила   20 тысяч на счет в сбербанке. Боялась она такие деньги оставлять в доме. Затем все счета закрыли и людям денег не выдавали. Мария в то время присмотрела для матери двухкомнатную малогабаритную квартирку. Уже договорились о купле-продаже. После покупки квартиры еще бы оставались деньги на новую мебель. Мать так рада была всему этому. Однако на смену радости пришло недоумение, непонимание. Деньги для покупки квартиры мать не смогла получить.

- Разве такое возможно в их стране? - Ведь все так доверяли власти и сбербанкам.  А тут люди лишились сразу таких немалых средств.
 
Потерей для Марии были две досрочно выплаченные страховки на детей до дня их свадьбы. Однокурсницы Марии поехали в Сибирь, чтобы заработать на квартиру деньги. Их сбережения также превратились в пыль. Сколько людей пострадало тогда таким образом, а ведь кто-то на этом и нагрел свои руки. Сколько выстрадано и выплакано людьми в связи с неполучением этих заработанных средств!

Мать Марии осталась без жилья и без денег. Прописалась у сестры в малосемейке, чтобы та получила с дочерью большую квартиру. Жила она у Марии. Лето проводила у сына в Крыму. Однако здесь началась приватизация («прихватизация», как люди ее называли) жилья. Квартиру сестре не удалось получить, но она успела приватизировать свою однокомнатную квартирку.

Мария не приватизировала свою квартиру. Развод, размен квартиры, а затем безденежье, ей было не до того.  Выйдя уже на пенсию, она оформила приватизацию квартиры, за которую в течение 40 лет необходимо платить деньги. Вот так в копеечку и немалую обошлось для нее когда-то полученное на заводе, где она работала, бесплатное жилье.
  Затем ввели талоны на все, везде очереди, шум,  гам невероятные. Сколько нервов, выдержки и терпение понадобилось для проживания этих неблагоприятных моментов жизни!

На заводе также все шло на спад. Сменялся руководитель за руководителем. Ранее люди еще надеялись, что все наладится, произойдет объединение с Россией, после этого все образуется у них на заводе наилучшим образом. Теперь вера в это и  эти надежды иссякли. Удивительно, как быстро удалось разрушить такое успешное во всех смыслах предприятие! Когда-то заполненные цеха зияли своей пустотой. Даже странно было все это наблюдать.

-  Идешь после работы через проходную, у тебя дамскую сумочку проверяют, а здесь исчезли из цехов станки?!!

Сокращали раз за разом цеха, отделы, людей. Из ГКБ «Луч» осталось несколько отделов, сформированных из оставшихся  людей сокращаемых отделов. Занимали уже только один четвертый этаж. Два верхних сдавали под аренду. Мебель распродавали. Марии удалось удержаться в КБ (конструкторского бюро), так сейчас назывался сформированный коллектив. Помогло в этом женщине знание ею текстового редактора и умение работать за компьютером. Тогда мало людей имело эти навыки. Марии приходилось в дальнейшем обучать этому своих коллег по работе.

Женщине пришлось столкнуться с тем,  что порой она не знала чем накормить своих детей,  как исхитриться  и  из  ничего хоть что-то приготовить поесть.  Сердце матери обливалось кровью,  глядя на детские лица.  Однако, услышав, немного погодя, их смех, Мария успокаивалась, радовалась тому, что еще не все потеряно.

 Вроде бы и не бездельники,  работают люди по восемь часов, а заработанной платы их не хватает даже на пропитание.  За квартплату и коммунальные услуги требуют платить за месяц вперед, а заработную плату выплачивают  с задержкой на месяц,  а то и более. А тут еще каждый раз цены растут, как на дрожжах. К тому же и настоящий мизер заработной платы урезают, переводя на 3-4 дневную работу.  На все претензии людей один ответ:
- Не нравится - увольняйся,  ищи другую работу!

  Кто смог найти эту работу, давно уже уволились.  Остались лишь  те,  кто  отдал  предприятию 15-20, а  то и более,  лет работы.  А сейчас эти люди не нужны ни этому предприятию,  и нет для них возможности устроиться в другое место. Свою роль играет здесь возраст этих людей. На работу берут с удовольствием молодых и энергичных людей,  забывая о  том,  что более опытны и ответственны люди среднего поколения.  Молодежь, в своем большинстве, стремится к получению высокооплачиваемой работы при  наименьших  затратах  труда. 

С каждым годом жизнь становилась всё трудней и трудней. Не верилось уже, что когда-нибудь в ней изменится хоть что-то. Кто работал, того ещё больше загружали. Премию же и доплаты получали другие. Трудно было жить и работать в такой обстановке. Мария решила, что так негоже. Надо отстаивать себя, свои требования.

- Получая одну зарплату, почему я должна работать за двоих-троих?

- С компьютером шутки плохи, ослепну, никто и не вспомнит ни про меня, ни про  моих детей… - Что интересно – это сработало. Дали Марии отгулы. Совсем по-другому стали к ней относиться.

- Вот так бы давно! Ужасно нерешительный, не могущий постоять за себя, я человек.
 
- Чувствую, что с завода надо уходить, что-то предпринимать, так как еле сводим концы с концами. Постоянно задерживают выплату зарплаты.

На заводе  отключено отопление, очень холодно. К концу рабочего дня Мария промерзала так, что дома еле отогревалась. Лицо горело, как в огне. Дома разогреешься в тепле, всё время тянет в сон. На следующий день опять идти в холод. Обидно, что нет войны, все эти ужасные условия, в которых находятся люди, ничем не оправданы. Мало того, что деньги небольшие платят, так ещё и зарплату задерживают. Тут и так еле сводишь концы с концами. Не знаешь чем накормить детей. Дело дошло до того, что сына Марии дважды не забирали в армию по недовесу. Каково это все для матери?!! Постоянное безденежье даёт о себе знать. Таковы были эти суровые дни и годы с позиции женщины-матери.

Несмотря ни на что очень хочется надеяться что, в конце - концов, люди, сплачивая свои усилия для этого, смогут создать  такую систему общественных отношений,  где нельзя унижать человека за то, что он беден, болен или одинок, где нельзя уважать  другого человека за то,  что он неправедно богат. Да возродится свет из страданий людей!!!