Керосиновая лампа

Ирина Франц
Когда в начале девяностых у нас начали отключать в целях экономии электричество, мама с бабой зажигали керосиновую лампу, и мы садились все за столом на кухне и щелкали семечки при её тусклом свете. Наступившая внезапно темнота преображала мир, отключая телевизоры и свет в комнатах. Но это вовсе не пугало, а было даже интересно.


Глядя на жёлтый язычок пламени за слегка закопченным стеклом лампы, можно представить, как же жили раньше люди без света, или представить, что мы тоже живём, например, в далёком Средневековье. Или пофантазировать еще дальше, представляя себя в пещерном веке. Или представить, что мы — отважные путешественники, отправившиеся на конец света.
Когда вначале тебе казалось, что всё остановилось, ты вдруг находишь потом кучу возможностей. Например, можно поиграть с тенями на стене, сделать волка или зайчика, или орла с расправленными крыльями. Один показывает фигурки из теней, другие отгадывают. И так по очереди.


Или петь песни хором, перебирая весь репертуар пластинок. У нас было много старых и новых пластинок, разных годов и жанров, от Адамо «Падает снег» до «Песни прощения» Муслима Магомаева и «Зелёного света» Валерия Леонтьева. Мама знала слова многих песен своей молодости, она пела, мы подпевали припев. Пели про Алёшу, Вологду, девушку Амину и ещё много других, названий и слов которых уже и не вспомнить. Единственное, что не забудется, это ощущение той лёгкости и беззаботного единства и то весёлое, то грустное настроение, которое несли с собой песни.

Помню, как всегда было жаль безнадёжно влюбленного героя одной красивой песни Ободзинского:


По ночам в тиши я пишу стихи.
Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет.
В каждой строчке только точки после буквы «л».
Ты поймёшь, конечно, всё, что я сказать хотел,
Сказать хотел, но не сумел.
Но тает снег весной всегда.
Быть может, мне ты скажешь «да».


Мама всегда пела песни, когда делала что-то по дому, может, поэтому для нас это было привычным — просто так петь песни вместе с ней в эти тёплые светлые часы при тусклом свете керосиновой лампы. Баба тоже пела, если затягивали какую-нибудь русскую народную, типа «Ой, цветёт калина».


Сразу же вспомнилась мне «сельхозка», когда возили нас на автобусе на табачные поля и вся бригада пела ту же самую «Калину». А ещё на втором курсе перед немецким Рождеством наша учительница Саламат Низамовна разучивала с нами немецкие рождественские песни. Эти её уроки тоже попадают в категорию «незабываемые». Наверное, пение объединяет, если поют от души. А если петь в необычной обстановке, то это незабываемо вдвойне.