d13

Надежда Хисметова
Произведение успешно сохранено
Отзыв на книгу Всё о любви Натальи Ив. Тарасовой
"С какой любовью мир твориться.               
Тварь Божья, как ни назови.               
Цветок, деревья, зверь и птица -               
Мы все родимся из любви."
               
Зинаида  Миркина.               

Книга Надежды Никищенковой "Всё о любви" написана женщиной, которая непросто  - красавица и умница, но ещё тончайший психолог, улавливающий, изгибы  женской  души, рискующей ходить по краю, наслаждаясь впечатлениями, и  радоваться своей духовной чистоте и целомудрию. Автор отлично чувствует  время и людей, живущих в этот исторический момент. Кроме того во всех произведениях этой книги во всех  рассказах, стихах и сказках - даётся  "философская идея, задаётся вечный вопрос о добре и зле, "дьяволу служить или  пророку", о выборе жизненного пути.               
Время, которое раскрывается нам в книге - это 50-е, 60-е, 70-е годы. Время детства, юности, молодости и зрелости главной героини. А мать и отец автора, Надежды  Никищенковой, лично прошли с боями в действующей армии в трагические годы войны и выдержали лишения и бедствия послевоенной поры. Эта пара, уцелевшая в войне, выжившая в послевоенное время, была охвачена благодарностью жизни, души их были наполнены любовью к Отчизне, любовью и сочувствием к каждому человеку, стремлением отдавать все силы своему долгу и общественному, и личному, так как от выполнения этой задачи зависит счастье всех людей. Родители отличались скромностью, деликатностью, внимательностью,  желанием помочь, обогреть, обласкать людей, без различия национальностей и вероисповеданий, так как знали, что Бог - один.               
Вот, такие родители достались автору книги - главной героине повествования. Она с молоком матери и с лаской отца впитала все чувства семьи, где все друг друга любят, понимают и поддерживают. Надежда Фаткуловна до 13 лет жила в воинской части в посёлке Тригуляй в пяти километрах от Тамбова в лесистой, болотистой местности, которая завораживала своей таинственной красотой. В новелле-фэнтези "Один шаг в параллельный мир" Надежда Никищенкова описывается, как девочка часто уединялась в безлюдном месте и предавалась фантазиям, мысленно переносясь в другое время и в другое место. Она воображала себя то рядом с цыганкой Эсмеральдой, танцующей на площади перед Собором Парижской Богоматери, то с Ассоль, всматривающейся в морские просторы, ожидая, когда появится парусник с Алыми парусами, и она увидит капитана Грея. 
Родители очень много работали, девочка часто оставалась одна, развлекая себя тем, что своим умом и воображением проникала то в древний Египет, то в древний Рим, любовалась величественной архитектурой. Параллельный мир, созданный её воображением, являлся даже во сне. Когда семья Надежды переехала в Ульяновск, то поселились  на улице  Глинки, рядом  с  Мостовой. Надежде, уже девушке-подростку казалось, что в таинственной Мостовой среди садов и полисадников живут феи, волшебники и волшебницы, колдуны и колдуньи. Она снова стала попадать в таинственный мир чуда. Это давало возможность беречь свою душу от дрязг и сплетен. Если появлялось что-то плохое, грязное, то можно было сделать шаг в сторону, и очутиться в светлом мире добра, веры и  надежды.               
Постепенно эта духовная деятельность превратилась в создание стихов. Поэтесса верит в великую силу мысли. Она верит, что мысль реализуется. В стихах своих, посвященных любимым  людям - родным, друзьям, артистам, которых она хорошо знает, т.к. долго работала в театре, ульяновским бардам. В стихах своих она как бы программирует для человека необходимое ему здоровье, вдохновение, удачу, поддерживает его своей верой в его талант и способности. И нередко  это сбывается...               
Она пишет: "Одним из важнейших своих открытий  в результате духовной работы я  готова поделиться со всеми: ПОЭЗИЯ, ЛЮБОВЬ, ДОЛГ, БОГ - это  единое  целое  для  меня. Поэты должны работать своими душами, используя всю силу своего таланта и ума. Поэты появляются для того, чтоб лечить человеческие души и ловить духовными локаторами своих сердец пути от тьмы к свету... Я обязана переделывать мировоззрение и ауру человечества своими стихами. Потому, что только через любовь - главное испытание человека Богом, которое является любовью на земле, мы получаем самые сложные страдания".
Прочитав книгу до середины, я заметила, что автор приглашает меня включиться в разговор с совестью, заявляя, что только через любовь мы получаем самые сложные испытания. Да, действительно, мы становимся перед выбором. Любовь толкает нас к желаниям плотских наслаждений, к испытанию гордыней, - т.е. попытаться прославиться, вырваться из своего круга в элитарный, к властолюбию - пытаться подчинить чужую душу себе, направить мысли партнёра только на себя и пр. пр. Эти возможности, что открывает любовь, так закружили мне голову, что  мне пришлось открыть изречения святых отцов о любви и привести в порядок свою душу.               
Первым я вспомнила Сергия Радонежского, что достойнейший трудностей тот, кто положит душу свою за други своя. Потом я открыла изречения о любви в письме апостола Павла к Коринфеням:"Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не  завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а порадуется  истине, всё покрывает, всему верит, всё переносит, никогда не перестаёт, хотя и пророчества  прекратятся и языки умолкнут, и  знание упразднится.                Вспомнила я и завет  Серафима Саровского - самая главная задача человека перед Богом: "стяжание  Царствия  Небесного", т. е. человеку необходимо по своим духовным воззрениям  и  действиям, необходимо приблизиться к самому Богу, необходимо понять, что любовь - это и есть Бог... Усвоив всё это,  мысленно снова перебрав в уме, прочитанные  рассказы, стихи и сказки этой книги, я поняла, почему автор дала ей название "Всё о любви". Ведь в каждом  из этих произведений живёт любовь, и в каждом из них она проходит через препятствия, трудности и испытания, и преодоления эти дают положительные результаты.
Так в семье, где отец - татарин, а жена - русская и православная, настоящая любовь и понимание, что Господь - един для всех, помогла этой паре создать счастливую  воспитанную в любви, даже в трогательном обожании своих родителей  предстоит наделённой талантом жить ярко, любознательно, имеющая душу исследователя, проделывает нередко над собой опыты - смогу или не смогу, попадает в такие обстоятельства, которые грозили ей стать смертельными. Так она в сказе "Возможно, необходимо несколько раз почти утонуть в детстве, чтобы никогда не плыть по течению взрослой" рассказывает, как её героиня зимой вечером, в темноте попадает в снежную  бурю, так проваливается в ледяную прорубь, тонет, попав в воронку подводного течения, как ослушивается  старших, съезжает и разбивается упав с высокого трамплина для военнослужащих в сказе "Курсантка". И в самый последний момент, когда гибель уже глядит в глаза, мысль о родителях, что они умрут, не пережив её смерть, пронзает её существо, и вера что Бог её не оставит, заставляют её моментально сконцентрироваться и найти нужный выход, так любовь, именно любовь, спасает её жизнь. Любовь помогает ей обрести веру в себя, веру в свои силы и веру в проведение. Ещё одна новелла о любви  подтверждает, что любовь вооружает нравственностью, охраняет в рискованных обстоятельствах. 
Героиня Надежды в сказе "Оноре", красивая женщина, выглядевшая моложе своего возраста, соглашается на  любовное свидание, представляя, что она получит небывалое наслаждение, но при  приближении ответственного момента её нравственность стала протестовать, и женщина почувствовала, что мужчина стал ей просто неприятен, и свидание не состоялось. Зато какое наслаждение испытывает героиня, поднявшись над этим соблазном, и как она с лёгкой и радостной душой глядит в глаза мужа, выполнив свой долг и сохранив честь.               
И в производственных отношениях наша героиня со всей ответственностью относится к своему долгу, и бережёт свою честь. Ей предлагают более лёгкий, фальшивый путь. Но она устоит, не споткнётся ради своей чести и ради коллектива, т.е. любви и уважения к людям, с которыми она работает. Она отстаивает своё, верное решение, что приводит её к победе, а оппонента к покаянию.            
Библия  говорит, что для Бога все живы, и мёртвые и живые. Надежда Фаткуловна  исповедует православие.
Кроме того, Надежда Никищенкова - горячая поклонница творчества Зинаиды Александровны Миркиной, русской духовной поэтессы, которая своим утончённым сознанием очень близко к себе чувствует Бога. В своём творчестве Миркина возносит хвалу Богу за создание красоты природы, за то, что наградил людей  талантом для создания великих произведений искусства, и за то, что он дал несравненные чувства любви, доброты, участия и поддержки.               
Поэт  Миркина считала и являла себя как помощница Богу в его непрестанном труде. Она считала себя одной из таких на земле и писала:
               
И кто сумеет хоть однажды
постичь всю эту красоту,               
Тот чувствует, что вздох наш каждый
и каждый волос на счету               
И появляется свобода,               
С которой каждый труд - не труд,               
С которой шествуют по водам               
И на распятие идут.               
И в пустоте уже непусто,               
И Воскресенье во плоти,               
Приходит  как  шестое  чувство               
Продолжение  тех  пяти.               
И если есть ещё тревога
Она о том, как и во сне
И в мыслях не обидеть Бога,
Предавшегося в руки мне.          

Кроме того, Надежда  Фаткуловна, как православная, верит, что у Бога все живы, и живые и мёртвые... Поэтому она поминает усопших и дома и в храме.       И поэтому она в рассказе "Троица" добром поминает усопших, своих родных, близких, и просто знакомых людей. Всех поминает и в молитве дома, и на панихиде в церкви, и на кладбище, ухаживая за могилками. И ей близко стихотворение Миркиной:
 
            И вовсе им ничто нечуждо
            Земное, вовсе нет стены.
            Но мёртвым нужно, мёртвым нужно
            Гораздо больше тишины.
            
            О, как неизмеримо много
            Живого духа нужно им!
            Наверно, столько, сколько Богу,
            Чтоб сделать мёртвого живым.

Тишина,  для  усопших, это та  Божественная благодать, которая вымаливается молитвой о прощении усопшему его грехов. Милостыня, приношения и подаяния помогают душе покойного обрести спокойствие и умиротворение. А мысли живых, полные нежной печали, благодарности и любви дают надежду на встречу в Царствии Небесном.
Героини произведений Надежда Никищенковой считают своим долгом писать благодарные, ободряющие стихи гениальным  творцам, создавшим великие произведения Так в стихах они стараются передать  эти чувства любимому художнику Винсенту Ван Гогу и утешают его, закончившего свою жизнь в сумасшедшем доме.
                И восхищённые поэты 
                тебе поют повсюду гимн,
                Слагают стансы и сонеты
                О том, как стал ты золотым.
                И солнце жёлтое нам светит
                Наплывом краски на холсте.
                Твои полотна словно дети
                Так совершенны в простоте.

С восхищением и благодарностью героиня Никищенкова создаёт стихи Сергею Рахманинову, покинувшему Россию после революции, но тосковавшему по Родине и перечислявшему гонорары с концертов в Америке в Россию для Красной Армии, ковавшей победу над фашистскими захватчиками.

                Музыка  души.

            В мир страсти, грёз и наслаждения,   
            Когда в душе царит весна,
            В мир жизни полный упоения
            Зовёт концертов глубина.
            
            О, звук аккордов, сочных, спелых,
            Земных мелодий высота!
            Смогли вы смело и умело
            Пропеть нам песнь, что сверх проста
               
            И в тот же миг непостижимый,
            Сергей Рахманинов, родимый!
            Наполни  нам сердца  любовью
            И  красотой  России  смой нам

            Всю плесень с душ окостенелых,
            Чтобы душа наша запела
            И унеслась в равнины наши,
            Которых нет на свете краше,

            Пусть волны первого концерта
            Поднимут нас под небеса.
            А ритм второго с благовестом
            Раскроет уши и сердца.

            Мы в звуках третьего услышим
            И ощутим души полёт,
            Стихи прекрасные напишем 
            Про звон ручья и ледоход.

            И перелом к большой Победе
            Могучим сердцем ощутил:
            "Да, я в Россию не приеду. . .
            Но, знай, страна, тебя любил!
         
У героини Надежды Никищенковой особое отношение к писателю, земляку нашему, И.А. Гончарову.  Произведения его созвучны её мыслям этими чувствами. Она понимает, что Гончаров - очень светлый и чистый человек. Родившийся накануне летнего солнцестояния, он впитал в себя столько солнечного света и красоты и величия природы, что он переполнен чувством Божественной Благодати, и хочет делиться этим чувством, отдавая его людям Иван Андреевич предлагает принять горе и, пережив его, придти в смирении и покое к созерцанию родной природы, которая залечит раны и даст силы. 
С этим предложением согласна и наша героиня, которой даёт умиротворение и радость не только чтение романов И. А. Гончарова, не только обозрение гончаровских мест: беседки и Обрыва, но и одна только мысль о его имени.    Она  пишет  стихи:

                Он призывал людей любить
                И мир спасать любовью света.
                О, сколько этой простоты
                И красоты в призыве этом:
                "Любите, восхищайтесь все
                Прелестным духом обожанья.
                Но создан ведь для созерцанья
                И умиленья человек,
                А лучезарный новый век
                Живой поэзией лишь дышит.
                Глухой и тот восторги слышит
                В стихах ликующей природы
                Что венценосным небосводом
                Спасёт стремительный порыв.
                Ведь только для любви и счастья,
                Полёта душ в святом согласье
                Бог создал Волгу и Обрыв!"
               
     Стихи свои героини Надежды Фаткуловны дарят людям, чтобы показать своё доброе отношение, порадовать и поддержать человека. Может, стихотворение станет мистическим оберегом. Так всем знакомым ульяновским бардам поэтесса подарила стихотворные поздравления с днём святого Валентина.



Но бывает, что человек попадает в такие положения, из которых очень трудно выбраться. Героиня сказа Надежды Никищенковой "Ответственность опасность в новых знакомствах" дружила со своей подругой с детства. Они доверяли друг другу. Всё было хорошо. Вдруг в их отношения вклинивается ещё одна женщина с тайной целью разбить эту дружбу. Она унижает Надежду в глазах подруги, оговаривает её. Героиня сказа нервничает, расстраивается. Чтобы ей восстановить свою репутацию, нужно чтобы  оговорившая её женщина признала свою вину, но та скоропостижно умирает. Героиня в горе, как восстановить доверие подруги. И как же она поступает? Нет, она не бежит оправдываться, не  защищает себя. Она  начинает  молиться об усопшей женщине, направляет молитвы  и стихи Богу. И униженная, оклеветанная, оставленная друзьями, она очень долго болеет и ходит молиться в церковь, но в конце концов она чувствует, что что-то меняется в атмосфере, в здоровье \выходит  большой  камень\ и начинается новый этап жизни.

Теперь мне хочется рассказать о самом авторе книги "Всё про любовь" - Надежде Никищенковой. Она - состоявшийся человек. Образование - техникум и политехнический  институт.  Работала  на УАЗе, работала на механическом, приборостроительном заводах, в Ульяновском ПКБ АСУ, возвращалась работать на автозавод, работала сначала журналистом, а затем главным редактором журналов "Спортшкола", "Аплодисменты", затем была ответственной за выпуск альманахов "Гончаровской беседки", издала три выпуска "Гончаровской беседки", являлась автором проектов журналов "Аплодисменты", "Городской журнал", альманахов "Гончаровская беседка", "Венец поэзии", "Симбирские дали". В качестве ответственной за выпуск издала первый и второй выпуски альманахов "Венец поэзии" и "Симбирские дали", была главным редактором журнала "Городской журнал"(первый, второй, третий выпуски), заместитель главного редактора в четвёртом выпуске "Городского журнала". Два года являлась Председателем  Ульяновской организации Российского союза писателей. Работала девять лет в Ульяновском драматическом театре им. И. А. Гончарова. На работе мало сказать,  что - уважаема, она была любима коллективом и сейчас имеет  много друзей. В молодости увлекалась спортом, состояла в баскетбольной команде. Она была замужем, вырастила двух прекрасных  дочерей, помогает воспитывать внуков. Как человек, выросший в культурной семье, она много читала и русской и зарубежной литературы. Надежда обожает музыку, живопись, театр. Начиная с 5 лет она пишет стихи, издала 22 книги. По своим идеологическим воззрениям, она - философ-романтик, поэт светлого будущего на земле. Она твёрдо верит, что поэт /а  она  является поэтом/ появляется на земле по воле Божией в критические моменты для того, чтобы  гармонизировать жизнь людей, своими творениями вдохновить людей, открыть им  путь к счастью. Этим она близка к Гоголю, которым тоже владела эта идея, и потому он, не добившись желаемого, сжёг 2-й  том "Мёртвых душ".

31.03.2019