Крыши из сказок Джанни Родари

Нина Ерыгина
       Мне кажется, что у каждого человека есть яркие воспоминания из детства. Приятные и не очень: у одних это мамины колыбельные, у других это поездки к бабушке и дедушке, ещё бывают тревожные сны или страх, когда папа подбрасывает ребёнка под самый потолок. Одним из самых ярких моих воспоминаний было окно в моём подъезде между третьим и четвёртым этажами. Почему именно там? Да потому что на 4 этаже была квартира №77, в которой я жила больше 20 лет.

          Окна нашего подъезда находились в торце дома и были так высоки, что заглянуть в них не предоставлялось возможным. Они располагались под потолком на уровне поднятой руки высокого человека. И только окно между третьим и четвёртым начиналось прямо от пола, поэтому было досягаемо с тех пор, как сама научилась подниматься по лестнице. Оно чем-то напоминало французское окно, если объяснить, что бы было больше понятно как оно выглядело. Соответственно, для безопасности было оснащено специальным ограждением – это были кованые витые завитки, заканчивающиеся деревянными перилами.

         Меня это окно манило давно. Помню себя, сидящей на чьих-то руках, меня проносят мимо него, и я вижу, как там за окном необыкновенно интересно. В подъезде темновато в любую погоду и любое время суток, а там играют краски и живут самые расчудесные чудеса.

         Потом я помню себя в разные годы подолгу стоящей и смотрящей вдаль из этого окна. Вид открывался волшебный – разновысокие крыши, трубы, окна, иногда поблёскивающие в лучах заходящего солнца и зелёный фон деревьев, в которых когда-то утопал весь мой город. Сказочная красота. Был ещё удивительный момент - на крыше многоэтажного дома в виде украшения была выстроена беседка с колоннами, китайскими многослойными крышами. Летом колонны беседки покрывались какой-то вьющейся зеленью, мне иногда виделись цветы в густой вьющейся поросли. Эта беседка всегда казалась прибежищем фей.

          Верите, мне всегда было интересно наблюдать за жизнью, происходившей на моих глазах. Это было и в пять лет, и в семнадцать. Мама, если не могла дозваться домой из окна и не обнаруживала в поле зрения во дворе, выходила в подъезд и находила меня, висящей на перилах у моего смотрового окна. Иногда, она не тратила время и сразу выходила в подъезд, я почти всегда была на своём посту.

         Меня зачаровывал вид из окна. Это было продолжением моих любимых сказок Джанни Родари – увитые розовыми кустами или жасминовыми плетями окна, ласточки, порхающие по вечерам на расстоянии вытянутой руки, ждущие, от меня невесомых кусочков ваты, которые я выбрасывала в открытую форточку окна и которые подхватывались ветром и птичками моментально, уносились ими немедленно в свои гнёзда.

           Окна моего подъезда выходили в соседний двор. Мой дом имел четыре этажа, дом, который своими окнами смотрел на окна подъезда, был трёхэтажным и какой-то странной формы. На третьем этаже соседского дома был большой полукруглый деревянный балкон и огромные, как мне казалось тогда окна. Однажды, наблюдая за жизнью моих крыш, я услыхала тихую мелодию. Никак не могла понять, откуда доносятся эти звуки. Меня позвала домой мама, я отвлеклась от происходящего.

           После этого случая, я стала обращать внимание на то, что музыка чаще всего стала присутствовать в моих наблюдениях за жизнью из моего любимого окна.

          Как-то форточку в окне дома напротив приоткрыли, музыка зазвучала громче и, как мне показалось, пронзительнее. С этих пор, как только я появлялась в окне и открывала его, форточка на балконе соседнего дома приоткрывалась тоже. Однажды я заметила, как в окне появилась рука и помахала мне, затем появилось лицо, которое смеялось всеми своими частями – глазами, ртом, щеками и даже лбом. Дверь балкона открылась и на пороге показалась странная фигура, судя по одежде, это был мальчик, но с девчоночьими кудрями - только бантика не хватало, мелькнула мысль в моей голове. Мальчик продолжал улыбаться и в руках его была скрипка со смычком. Такой инструмент мне был знаком по картинкам, но близко я его видела впервые.

            --Привет, - сказал мне мальчик – ты кто?   

            --Я здесь живу. А ты кто?

            Этот интересный диалог был неожиданно прерван. Чья-то рука утянула мальчика от балконной двери. Двери захлопнулись, шторы задёрнулись. Всё произошло так молниеносно, что я ещё какое-то время не могла сообразить, что это было. Я не уходила от окна. Через пару минут я услыхала музыку, значит, скрипка этого мальчика и была источником этих таинственных звуков, доносившихся до меня. Интересно. Я ещё какое-то время постояла у окна и отправилась домой.

             С этих пор, мои, и без того долгие стояния у окна, стали более продолжительными. Мальчик иногда успевал появиться в проёме балконной двери или махнуть мне рукой из открытой форточки. И вообще, окна там стали открываться всё чаще, звуки музыки доносились всё более явственно. Казалось, что мелодия звучала специально для меня. Уже тогда это были не простые короткие упражнения и гаммы, а что-то из взрослого, сложного репертуара. Мне нравилось то, что я слушала.  Иногда нам ещё и удавалось перекинуться несколькими фразами.

              Как-то скрипач спросил у меня, почему я так часто стою у окна в подъезде. Мне пришлось долго объяснять, что интересного вижу там вдали. Я рассказала ему про крыши, беседку фей, утопающую в зелени, сказки Джанни Родари. Он эти сказки не читал, был удивлён и попросил описать то, что наблюдаю из окна. Я попыталась ещё раз объяснить, но как мне показалось попытки эти были тщетны. Тогда я отважилась на смелый шаг, я позвала его к своему окну.

             --Как-нибудь приду – пообещал он, - только не сейчас. Сейчас не смогу. 

             Разговор наш оборвался, потому что начались его музыкальные занятия. Мама как всегда на самом интересном позвала меня домой. Время тогда проносилось так быстро, или мне только казалось, что это было так быстро…

             Однажды я увидела, а не только услышала, как он играет. Балконную дверь закрыли, а штору не задёрнули, больше того, включили свет. Он стоял посредине большой комнаты, все окна были плотно закрыты и звуки его музыки едва долетали до меня. Но это и не нужно было. Я смотрела на него во все глаза. Смычок порхал, пальцы бегали по струнам скрипки, даже кудри участвовали в этих его священнодействиях. Он уже не был хрупким мальчиком с девчоночьими кудрями, это был музыкант, скрипач. Я своими глазами увидела, что он стал гораздо выше. В какой-то момент мне показалось, что  ноги его не касаются пола и он взлетает всё выше и выше. Так ли это было на самом деле сказать трудно, пола из моего окна, в том месте, где он стоял не было видно. Но ощущалось и виделось мне всё именно так. 

             С этого дня штору задёргивать перестали, я с удовольствием смотрела и слушала его игру на скрипке. Разговоры наши были такими мимолётными и короткими, что мы не успевали выяснить какие-то подробности из нашей жизни. Так продолжалось некоторое время.

            Теперь спешила из школы и устраивалась у окна, что бы не только попутешествовать взглядом по моим крышам. Я с нетерпением ожидала, когда же откроются двери балкона соседнего дома и там, в проёме появится сказочный скрипач. Эти моменты, стали повторяться всё чаще, а потом как-то незаметно превратились в ежедневные. Продолжительность их, при этом, сохранялась всё той же: пара слов, иногда, взмахов руки и концерт живой скрипичной музыки. Мне хочется верить до сих пор, что без этого мы оба уже не могли обойтись и дня.

             Однажды дверь балкона открылась сразу, как я устроилась у окна. Он вышел и помахал мне рукой.

             --Я вчера поздно вечером и сегодня ранним утром был у твоего окна. – сказал он – Я видел твои крыши и беседку фей поздним вечером и ранним утром. Теперь я понял, о чём ты мне рассказывала и почему ты так часто стоишь у этого окна. Завтра мы переезжаем в другой город, и я не знаю, увидимся ли мы когда-нибудь. Я для тебя написал музыку про твои крыши и сказки Джанни Родари, которые я никогда не читал.

               Он ушёл с балкона, из всех окон его квартиры полилась музыка, которую он написал для меня.

                Поздно вечером я взяла любимую, чуть потрёпанную, книжку сказок, на первой странице написала свой адрес и попросила старшего брата, что бы он перебросил книгу из окна в подъезде на балкон в соседнем дворе. Брат был удивлён, но мастерски выполнил мою просьбу. Свёрток достиг адресата, по крайней мере, утром, его уже не было на балконе.

                Мой сказочный скрипач уехал, писем от него так и не получала. Я переехала из этой квартиры, в ней, после смерти родителей, остался жить мой брат. Окно потеряло своего постоянного наблюдателя в моём лице. А однажды, будучи у брата в гостях, я обнаружила, что огромный скучный дом, выстроенный на соседней улице, полностью закрыл возможность видеть мои сказочные крыши. Волшебная книжка с любимыми сказками захлопнулась для меня навсегда. Детство закончилось!

                Как-то обычным вечером позвонил мой брат и сказал, что получил письмо на моё имя. Я приехала к нему и распечатала конверт без обратного адреса. В листочке с кратким сообщением было упрятано два билета на концерт в филармонию, который должен был состояться завтра. Брат сразу же отказался пойти со мной. Так никого не уговорив составить мне компанию, я отправилась на концерт одна.

                На афише перед входом в филармонию я прочла название вечера музыки «Путешествие по крышам из любимых сказок Джанни Родари»