Про жизнь

Нина Сондыкова
 С детства бабушка  предсказывала ему , что будет он  начальником….Ну, или, председателем колхоза,  в крайности. С тем Колька и рос.  По каким - то причинам, он у родителей  был единственным сыночком, и  родительской, да еще бабкиной любви, ему с избытком хватало. Бедокурил он часто. То у отца угонит  мотоцикл с коляской ,   и гоняет по деревне, пугая кур и гусей, то ,однажды,вместе с закадычным другом  Прошечкой  (соседским мальчишкой, по фамилии Прохоров) забрались  они в пятом классе в учительскую, и наставили себе и Гришке Мазуру, пятерок. Директорской же дочке, Инне – двоек- до конца четверти…Прошечка    потом неделю стоя учился. Так исполосовал отец ему задницу, а Кольке   - ничего, в сущности,  не было. Мать  покричала- покричала,  да отец,  подзатыльник дал, и  закрыл его на два дня дома. Зато - бабка ему всяких постряпушек туда принесла - ешь, не хочу!
В лагере -напугал девчонок, нарядившись привидением. Перед выборами, на цветных портретах депутатов, нарисовал – кому- усы и бороду, кому- рога. Был страшный скандал, который еле замяли. В  зимние каникулы, с  пацанами   с утра до вечера строили они снежные крепости,  ставили петли на зайцев. -Хорошо жилось в детстве! Так, сильно не напрягаясь, закончил  он школу.  На выпускном,  до утра катал на отцовской машине своих одноклассниц .  Заехал в озеро, там машина заглохла. Дядя Федя на своем тракторе еле  выволок ее на берег!  Потом отец целый месяц приводил машину в порядок и причитал:
- Как это ты за один вечер, мог  брызговики потерять, броню оторвать, чехлы прожечь и аккумулятор посадить, фару разбить:  и еще массу перечислений, которые Колька не запомнил.
 Решено было на семейном совете - Колька едет поступать в сельскохозяйственный институт.
Во первых - близко от дома, во вторых - конкурс небольшой, в третьих - из агрономов и механиков чаще всего и бывают председатели! Поскольку Кольку никогда к механизмам не тянуло, к скотине - тоже, решено было поступать на  агронома.  За день до отъезда, Колька прошелся  по полям, представляя себя агрономом.  Вспомнил слышанную в детстве песню;  « Выходил на поля молодой агроном…» . Даже пытался промурлыкать что то похожее на песню. Постоял,  обозревая окрестности. Зашел в библиотеку, где работала Катя. Она училась с ним, до восьмого класса. Говорят, что в этом возрасте любви не бывает. А у него была! Катя ему очень нравилась. Такая тоненькая, аккуратненькая девочка. Ему очень хотелось, чтобы она обратила на него внимание. Колька дергал ее за косички,  подбрасывал ей записки, караулил на улице. Несколько раз ему удавалось, как бы невзначай, пройтись с ней до дому. Потом, после  восьмого класса, она исчезла. Девчонки  сказали, что она учится на библиотекаря. И вот, спустя два года, она появилась снова. Стала работать в сельской библиотеке. Колька читал мало. С  горем пополам,  листал программные книги. Но сейчас, когда в библиотеке  появилась Катя, он  не смог пройти мимо !
Катя ,  окруженная мелкотой, что то увлеченно говорила им о НЛО.
 Увидев   Кольку, нахмурила свои пшеничные брови. Ее пушистые волосы венком обрамляли лицо.  А ему так хотелось их потрогать, зарыться лицом в это пушистое облачко. Сердце его бухало, будто он снова залезал в кабинет директора школы.
-  Коля, ты  хочешь взять книгу? А, что   ты предпочитаешь? Детективы?
 Колька  вообще не любил читать, но тут торопливо замотал головой. Катя выложила на стол несколько потрепанных книг. Он с содроганием в душе взял первую попавшуюся,  открыл ее и сделал вид, что  заинтересовался  содержанием, выжидая, когда же уберется из библиотеки эта мелкота. Ребятишки  попрощались, и выбежали на улицу.
 Наконец – то,  Колька остался,  наедине с Катей. Но тут, как на грех, из головы улетучились все мысли.    Вот ни одной мало-мальски стоящей мысли не приходило на ум!  Прямо, как на экзамене! Вот так бывает - Язык присох к небу , как приклеенный.
-Ну, что, выбрал? Я тоже ее читала. Захватывающая!  Ой, у тебя и читательской карточки нет? Сейчас заведем…
Катя деловито заводила библиотечный формуляр, а Колька  пялился на нее, проклиная себя за то, что не может пригласить ее в кино. Ну не может, и все тут!  Так и ушел он из библиотеки, неся в руке замусоленную книжку и обиду на свой  идиотский   характер. Только и промямлил, что едет сдавать экзамены в институт.
В институте  он  легко сдал экзамены. Даже сам удивился. И началась студенческая жизнь.
Учиться ему быстро  надоело. Совсем не увлекало его почвоведенье, генетика и прочие премудрости. К концу года накопились у него изрядные хвосты.  Он их сдать не стремился,  к концу года стал вопрос об отчислении. И несостоявшийся агроном загремел в армию. Только это было не самое страшное.  В стране происходило, что- то непонятное. Появились миллионеры и нищие, рэкетиры  и киллеры… В поездах ездили «челночники» с огромными баулами. Казалось, вся страна сошла с ума, и колесит по земле в поисках лучшей доли. Колхоз благополучно  почил. Отец с матерью оказались безработными, и влачили жалкое существование, продавая то, что вырастили на своем огороде. В армии - бардак. «Старики» зверствуют  не понарошку…
Вернувшись из армии, Колька не узнал своей деревни. Мамкин брат дядя Леша – открыл  свою шиномонтажку. Отец стал у своего шурина наемным рабочим. Колькины друзья подались в рэкетиры. Раз в месяц они объезжали на раздолбаном «Мерседесе» деревенских предпринимателей, и «трясли» их. Те, кто не ушел  в рэкетиры- -  работали на кладбище -рыли  могилы. Директором кладбища стал бывший комсомольский работник Сергей Валентинович. Колька никак не мог понять - почему такая страшная работа, оказалась доходной? Или люди стали чаще умирать? Колькин старый друг Прошечка, приглашал его к себе, поскольку был главным  рэкетиром. Обрисовывал Кольке  перспективы и райскую житуху.  Ходил он в  разноцветной спортивной куртке и тренировочных штанах.   С ним вместе - шестерка -Гришка  Мазур.
 Месяца  два болтался Колька по деревне. Могилы копать - Это он отмел сразу. Еще чего! Покойников он с детства боялся! Но и ходить под  Прошечкой- не хотелось.  Пробовал работать на дядю Лешу, но там перспектив никаких. Какие машины, когда в деревне жрать  нечего!  А то, что заработали –Прошечка  с компанией отберут. С  тоской вспоминал он прежнюю деревенскую,   такую понятную жизнь!
Тут армейский  кореш, написал письмо. Он  звал  Кольку   пойти  контрактником в армию. Вдвоем то  - веселее и надежнее. А что   -автомат держать научили, по годам- как раз!
И деньги хорошие. Не сидеть же с мамкой, гусениц на капусте убирать! И Колька рванул к  корешу. Вместе  пошли в военкомат.  Два года  отбарабанили. Сначала - охраняли железнодорожный мост. Холодища  страшная, ночь, - а ты стоишь. Мимо идут поезда - и пассажирские, и с военными грузами. Потом перебросили их на блок - пост. Нагляделся всякого! И трупы без  головы, и живых ребят без ног и рук.  Ранили. Отлежался в госпитале, и не стал продлять контракт. В госпитале познакомился с  Надей- медсестрой из госпиталя. Ну, несколько раз встретились, погуляли. Поцеловались. Потом она пригласила к себе на квартиру…    А потом  - потом - Колька уехал. Надоела солдатская каша. Да и с выплатами - обманывали отцы-командиры! Чтобы получить заработанное - надо кому-  то, непременно отстегивать! А Колькина душа не выносила несправедливости!  Решил  -«Да пошли они все…» и   вернулся он домой. А там  – еще  хуже, чем было. Дядю Лешу - убили.  Шиномонтажка   сгорела.  Прошечку  посадили. Вместо него   –какой-  то  «борзый»  мужик. Под его началом ,   целая свора  таких же   шакалов.   Через  неделю, приглашают Кольку в милицию.  Хочешь  - не хочешь, идти надо.
Вышел ему навстречу  полковник. Пригласил сесть. Расспросил Кольку о службе в вооруженных силах, а потом и говорит-
Нам такие люди нужны. Вы много повидали, так что, думаю, трудностей не боитесь. Хотя, может, здесь  - и посложнее, чем в армии, будет .Там- враг- это враг, а здесь - все свои. С кем в салочки играл и в костре картошку пек.  А при случае, он тебе нож в спину воткнет…  Такой беспредел! Предлагаю подумать. Только недолго. У нас надежных людей не хватает. А с этой  мразью,  бороться надо!
-Вы согласны?
А он согласен был  на все сто пятьдесят процентов, что  менять,  что- то надо в этой жизни.
Пришел домой, сам не свой. Рассказал обо всем родителям. А у них один аргумент-
-В милиции - зарплата хорошая!  Обнищали совсем!  Иди.
Страшновато Кольке - а ведь и правда,  не знаешь -где друг, где враг. Только надоело бояться. Ну, и на рожи этих «хозяев жизни» смотреть ,не мог. Назавтра пришел к полковнику и дал согласие. А через неделю -  Надя приехала. Как она нашла его, это отдельная история .
Люблю, говорит, жить без тебя не могу! Да и, беременная.
 Мать рада - радешенька. Наконец-то Колька образумится. Как повезло – то,  и работа, и жена…
Так он стал участковым.
За этими  событиями, Колька нет  - нет,  да и вспоминал  Катю. А тут по своим милицейским делам  зашел в библиотеку, и увидел ее.  Он,  наверное, никогда бы не узнал ее, если бы встретил на улице.
Такая красавица стала!  Когда последний раз ее видел  - это была худенькая беленькая девчушка. Сейчас же в убогой комнате, заваленной пыльными  книгами, сидела королева. Поговорили минут пять, не больше. Но Колька  весь день ходил, как чумной. Перед глазами - она, только она…
Забежал на обед к матери, домой идти не хотелось. Впервые он отчетливо понял, какую совершил ошибку. Надю он не любил!    Что делать - выхода он не видел. Надя носила его ребенка.
И не было силы, которая бы заставила его забыть Катю, но ковыряться в своих чувствах ему было некогда. Работа, каждый день подкидывала сюрпризы. Озлобленный, нищий и голодный люд-это страшная сила.  Колька - а сейчас уже - Николай Николаевич, мотался   на своем раздрызганом мотоцикле-то в район, то по деревне, сутками не появляясь дома. Преступники, а это были в основном , его же односельчане, пытались уговорами, запугиваньем и подкупом, избежать ареста и наказания. Надя боялась гулять по улице с сынишкой Димкой. Отец молчал, только хмурил брови, а мать Христом – Богом молила, бросить эту окаянную работу!    В Кольку стреляли, ему поджигали мотоцикл, забрасывали  камнями  окна дома. Надя боялась оставаться дома одна, и уходила с Димкой к бабушке, если Кольки дома не было. Когда то, в деревне дома вообще не закрывались - просто палочкой приставляли дверь, и никто ничего не воровал. Сейчас же воровали все-деньги, кроликов, сено ,  кур, овощи.  Как- то у бабки украли  из сеней кастрюлю со щами и хлеб. С этими воришками можно было справиться. Воровали    свои,  и  не  от хорошей жизни. Колька  жалел таких воришек. Стыдил их, старался не доводить дело до суда.
А вот долго не удавалось прихватить с поличным главаря банды, которая держала в страхе всех предпринимателей. Не станет предприниматель платить  - все, погорит. В милицию идти  -боялись. Убивали и за меньшее.  В череде этих дел Колька находил иногда минуту, забежать в библиотеку. Катя  по  - прежнему,  там работала. Давно уже они  стали близки, но  он смотрел на нее,  как на какое - то чудо.  Надя молчала, и было непонятно - знает она  о  его связи с Катей, или нет. Она, всегда была молчаливой, тихой и незаметной. Кольку  постоянно  мучило чувство вины, когда   за полночь приходил домой. Жена,  молча, разогревала  ужин, убирала брошенные  им вещи. Он понимал, что ей с ним плохо. Но что - то заставляло ее оставаться  с ним. Может, и правда, любит? А он не мог из семьи уйти, потому что здесь был его сын. Его копия. Он никогда не думал, что он так сильно будет любить сынишку. Он так привязался к этому маленькому смешному, но такому родному человечку! Уезжая в командировку,  звонил   матери, чтобы узнать - как там Димка?  Банды были похожи на многоголовую гидру - одну голову срубишь,  вырастают две…  Мир раскололся на две половины – одни - грабили и убивали, другие, как страусы, прятали голову в песок…  А Колька - посредине. Когда  он получил  предупреждение,   он подумал, что это - одно из многих,  которые он получал за два года. Он даже не стал предупреждать об этом Катю…
 Он надеялся, что они не посмеют. Но  вечером  Кати в библиотеке не было. Не было ее и дома…. Никто не знал, куда она исчезла. Только через неделю ее обезображенное тело нашли в лесополосе. Было ясно  - бандиты отомстили Кольке, забрав самое дорогое…. Оставалась еще семья. И он  отправил Надю с сынишкой,  к ее родителям.  В душе его поселилась ненависть. Он ненавидел себя  - за то,   что не смог уберечь Катю. Ненавидел бандитов, которые совсем распоясались.  Ненавидел власть,   которая бессильна перед этим сбродом…       Пропадал на работе. И только алкоголь, на какие- то часы  успокаивал больную совесть. Прошло еще два года. Боль притупилась. Страна, как больной после продолжительного кризиса, медленно выздоравливала.
С ней возвращалась жизнь и к Кольке. Пройдя через такое горнило, он стал суровым и неулыбчивым.  Бывшие рэкетиры и бандиты, оставшиеся в живых после «разборок и заказух, »
пытались найти свое место в жизни. Кто- то сумел выплыть,  сколотить себе состояние, и сейчас гордо именовал себя «бизнесменом». Их,  Колька люто  ненавидел. Как то  увидел  Прошечку.  после отсидки –тот  вернулся    в деревню, как ни в чем не бывало! Увидел Кольку - будто даже обрадовался! Руку для приветствия протянул. Не подал Колька ему руки. Не захотел свою руку и совесть марать.
Давно уж вернулись Надя с Димкой. Все спокойно  в семье. Димка в школу ходит. Колька  майором стал. Заканчивает юридический.  Сбылось бабкино предсказание – стал  таки, Колька начальником. Ну, не совсем еще начальником, а только зам.начальника районного управления Внутренних дел. Но  иногда накатывает на него тоска. В омут бы головой…. Берет он тогда отгулы.  Сначала  завернет на кладбище к Кате, долго  просит у нее прощения, что не спас  ее….  Потом  сидит,  молчит. Только желваками играет. Бог знает, о чем  он думает в эти минуты, возле могилы любимой женщины.
Потом едет в лес. Там ,    в доме лесника пьет несколько дней.  Стреляет по пустым бутылкам, выпуская на волю свою ненависть к тем, кто сломал ему  жизнь. Бывает, когда никто не видит-плачет. Иногда и сильный мужик  может проявить минутную слабость. Даже если он-  начальник.