Ч. 62 Судьба командира подводной лодки

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2019/04/01/1502

Этот жизнерадостный 27-летний человек на фотографии – капитан-лейтенант Фридрих Гуггенбергер, командир подводной лодки, награждённый Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями, высшей наградой фашистской Германии.

Он потопил 17 судов общим тоннажем 66 848 тонн и 1 судно водоизмещением 6003 тонны повредил.

Рыцарский крест Гуггенбергер получил за потопление английского авианосца «Ark Royal» в ноябре 1941 года. На подводной лодке U-81 он сумел со второй попытки прорваться через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
 
Первый раз лодка получила тяжёлые повреждения от глубинных бомб английских самолётов, а второй раз, проходя через пролив, сумел проникнуть сквозь охранение и поразить одной торпедой авианосец «Ark Royal», который на следующий день затонул.

15 мая 1943 года Гуггенбергер вышел на патрулирование в море в должности командира подводной лодки U-513. В плавании он потопил 5 судов. Первому не повезло безоружному транспорту «Venezia», который шёл без охранения.

Транспорт доставлял табак, кофе, какао, масло какао и бочки с растительным маслом.

В том году экипаж «Venezia» подобрал 14 человек с транспорта «Empire Drum», который торпедировала подводная лодка U-136 под командованием 36-летнего капитан-лейтенанта Хайнца Циммермана. «Empire Drum» чудом не взлетел на воздух, поскольку был полностью загружен взрывчаткой.

34 человека экипажа и 6 артиллеристов (на транспорте была артустановка и пулемёты) с невероятной быстротой спустили четыре шлюпки, стремясь как можно дальше отойти от тонущего транспорта. После взрыва второй торпеды транспорт вертикально, носом вниз,  ушёл на дно.
 
Этот взрыв опрокинул и разрушил последнюю спущенную шлюпку, но чудесным образом, а на войне без чудес никогда не обходится: все, кто в ней находились, получили небольшие травмы и плавали в воде, никто не погиб. Всё произошло менее чем за пять минут.

Моряки в трёх уцелевших шлюпках подобрали своих товарищей. Третий механик при этом плавал, держась за два ящика с тротилом. Подводная лодка всплыла, Циммерман выяснил у моряков транспорта всё, что ему было нужно, и на том они расстались.

На счету этого подводника, помимо гражданских судов, были британский корвет «Arbutus» и канадский корвет «Spikenard». Ну, а самого Циммермана вместе со всем экипажем 45 человек потопили глубинными бомбами к западу от Мадейры эсминец Свободной Франции «L;opard», британский фрегат «Spey» и британский шлюп «Pelican». Не спасся никто.

Экипажу «Empire Drum» повезло на спокойную погоду, людей с оставшихся двух шлюпок спас американский эсминец. Транспорт «Venezia» пыталась потопить подводная лодка U-134 под командой 29-летнего капитан-лейтенанта Рудольфа Шендела. Но капитан транспорта умелым маневром уклонился от торпед и на полной скорости смог уйти от подводной лодки.

Подводную лодку U-134 под командой нового командира 27-летнего капитан-лейтенанта Ханса-Гюнтера Брозина на 79-м дне патрулирования потопил глубинными бомбами британский фрегат «Rother». Погиб весь экипаж, 48 человек.

Всё та же «Venezia» подобрала 95 человека с американского транспорта «Santa Catalina». Этот транспорт в ночь на 24 апреля 1943 года потопила подводная лодка U-129 под командой 34-летнего корветтен-капитана Ханса-Людвига Витта, награждённого Рыцарским крестом.

Вот так, одно цепляется за другое и уводит в сторону. Читатель уже, наверное, забыл, что мы начали рассказ с того, как Гуггенбергер потопил транспорт «Venezia», который подбирал людей с других потопленных судов, пока самого не потопили.
 
Экипаж из 25 человек и два пассажира в двух шлюпках направился к берегам Бразилии, на сей раз, теперь уже их самих  подобрало британское торговое судно и доставило в Рио-де-Жанейро.

Шёл 63-й день патрулирования U-513, когда 19 июля 1943 года в бразильских водах американский самолет PBM 5 из эскадрильи VP-74 обнаружил немецкую подводную лодку и атаковал её глубинными бомбами.

Вахтенные увидели самолёт, когда он вынырнул из облаков на небольшом расстоянии от подводной лодки. Гуггенбергер выскочил наверх и решил, что погружаться поздно, а эта «старая калоша», как он назвал тихоходный самолёт, не рискнёт атаковать подводную лодку, вооружённую двумя скорострельными зенитными орудиями.

 По его команде лодка резко повернула вправо, уклоняясь от сброшенных бомб. Оба орудия открыли огонь, но 20-мм скорострельная артустановка после нескольких выстрелов отказала. Вели огонь из 37-мм орудия.
 
Американский пилот был смелым человеком. Его самолёт летел со скоростью 305 км/час (с такой скоростью я ехал недавно из Франкфурта-на-Майне в Кёльн) на высоте 15 метров. Лётчик не обращал внимания на огонь зенитки, направляя свой самолёт на подводную лодку. Сбросив бомбы, он не промахнулся.

Через 10 секунд самолёт повернул назад, лётчик хотел убедиться в результатах своей атаки, и увидел, что U-513 уже затонула.

Я не смог уложиться в свой привычный объём публикации, поэтому рассказ придётся продолжить в нескольких частях.

Продолжение http://proza.ru/2019/04/04/1663