Проза жизни 4 - рубежи на пути

Борис Линников
     Проза жизни.
     Когда мы вдруг узнали, что ушел Сергей Юрский, были о нем передачи по разным каналам. Меня поразило его стихотворение, которое он читал. Настолько точно психологически описана жизнь каждого из нас, что не могу не привести его полностью.
    Все начнется потом,
    когда кончится это
    бесконечное душное,  жаркое лето.
    Мы надеемся, ждем, мы мечтаем о том,   
    чтоб скорее пришло
    то, что будет потом.
    Нет, пока настоящее не начиналось.
    Может, в детстве...
    ну в юности... самую малость...
    Может, были минуты... часы... ну, недели...
    Настоящее будет потом!
    А на деле
    На сегодня назавтра и на год вперед
    столько необходимо-ненужных забот,
    столько мелкой  работы, которая тоже      
    никому не нужна.
    Нам она не дороже,
    чем сиденье за чуждым и скучным столом,
    чем свеченье чужих городов под крылом.
    Не по мерке пространство и время кроя,
    самолет нас уносит в чужие края.
    А когда мы вернемся домой, неужели
    не заметим, что близкие все почужели?
    Я и сам почужел.
    Мне ведь даже неважно,
    что шагаю в костюме неважно отглаженном,   
    что ботинки не чищены, смято лицо,
    и все встречные будто покрыты пыльцой.
    Это не земляки, а прохожие люди,
    это все к настоящему только прелюдия.
    Настоящее будет потом. Вот пройдет
    этот суетный мелочный маятный год,
    и мы выйдем на волю из мучившей клети.
    Вот окончится только тысячелетие...
    Ну, потерпим, потрудимся,
    близко уже...
    В нашей несуществующей сонной душе
    все застывшее всхлипнет и с криком проснется.
    Вот окончится жизнь.... и тогда уж начнется.

    Да, это про нашу жизнь - бежим, бежим, бежим - в магазин, в садик за ребенком, на родительское собрание, и ведь это - только в свободное от работы время... И некогда поднять голову, чтобы оглянуться... "Остановись, мгновенье, ты прекрасно..." Это сказано не для мгновенья, это обращение к каждому из нас - остановись, оглянись, жизнь вокруг прекрасна! Надо только дать себе мгновенье хотя бы, чтобы понять  его красоту. Это же какая радость, что есть за кем идти в садик, есть о ком заботиться, дарить свою любовь... Сергей Юрский нас предупреждает - не оставляйте жизнь на "потом". Дышите полной грудью, наслаждайтесь каждым мгновеньем. И тогда вы проживете счастливую жизнь...


    Рубеж
    Я думаю, все, кому за...,  его проходили, этот рубеж - сорокалетие. Это касается в первую очередь - мужчин. У женщин, мне кажется, проще - "сорок пять - баба ягодка опять". Почему так - не вопрос этих заметок. А для мужчины это серьезный рубеж. Это возраст, когда можно, и многие так и делают, подвести предварительные итоги жизни, и сделать выводы.  У Евгения Евтушенко есть два стихотворения на эту тему - "Сорокалетье" (отрывок из "Уроки Братска") и "Когда мужчине сорок лет".  И он абсолютно прав в своих оценках этого возраста. В это время вдруг понимаешь, что с профессией что-то не получилось (или получилось). Но впереди еще большой отрезок жизни, и профессию можно поменять. К этому времени дети выросли, и (по той же причине) можно подумать о другой спутнице, если с первой не сложилось. Это естественно и правильно, свою жизнь надо строить самому. Чаще всего я встречал офицеров в отставке, кто завел новую семью. По советским меркам мне это понятно - новоиспеченный лейтенант едет к черту на кулички и, конечно, не знает, что там его ждет. Поэтому частенько "на скорах" организует брак, который и разваливается ко времени взросления детей и выходу в отставку.  Но это,  все же, не только про офицеров, это - про мужчин.
     Я тоже проходил этот рубеж, и отлично помню свои ощущения. С работой и семьей у меня все было нормально, но я чувствовал, что есть силы, чтобы делать еще что-то и приятное и полезное.  С детства мне хотелось рисовать, мечтал стать знаменитым художником. Но жил в таком городке, где не было ни художки, ни музыкальной. В школе учитель рисования, пусть он меня простит, был запойным... Стал инженером. Но в сорок познакомился с художником, членом Союза художников СССР. И взялся за карандаш и кисти. И поднял глаза на мир, который меня окружает... Я был поражен - такой красоты я никогда не видел! (вспомните  С. Юрского...)...  У меня случилось так. И это, на мой взгляд, подтверждение того, что это действительно очень серьезный рубеж в жизни...