Как начиналась афера по сносу Свободненского ДОСА

Журнал Алексеевск-Свободный
Из Отчёта Рабочей группы по организации общественной экспертизы здания ДОСА


Став членом Рабочей группы по организации общественной экспертизы здания ДОСА, я получил возможность ознакомиться с имеющимися по нему документами. Правда, копировать их мне не разрешили. Удалось лишь прочитать эти документы и выписать небольшую часть содержащихся в них сведений. Считаю необходимым поделиться данной информацией с жителями города, поскольку они проливают свет на некоторые тёмные дела, связанные со сносом ДОСА.

В первую очередь, уточню время начала всей этой истории. Как известно, данное здание было построено в 1941 году. Документов, связанных с его строительством, в распоряжении свободненских властей нет. Первым по времени документом, относящимся к самому зданию, является в настоящий момент «Технический паспорт» на него, составленный 20 декабря 2007 года. В нём отмечен только один недостаток здания – следы увлажнения цоколя (нижней части стен) и стен. Тогда же была определена и общая стоимость его: балансовая – 5649000 рублей, остаточная – 984000.

Передача ДОСА в собственность города оказалась процессом, чрезвычайно долгим. Приказ зам. министра обороны РФ № 799 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г. Свободный» был отдан 6 октября 2014 года. Однако только 27 июня 2016 года была сделана кадастровая выписка о земельном участке № 28:05:010639:21, принадлежащем ДОСА, площадью 5565 +/- 26 м2 и определена его кадастровая стоимость в 10234647,15 рублей.

Такую затянутость процедуры оценки можно объяснить только нежеланием администрации брать на себя эту «обузу» из-за отсутствия в городской казне достаточных для его ремонта средств («на шее» города ещё висел требовавший капитального ремонта и переустройства ДК железнодорожников).  Чем объяснить резкое изменение позиции городских властей в 2016 году, неясно. Можно предположить, что оно было обусловлено сделкой по продаже находящегося под ним земельного участка какому-то крупному покупателю. С этого момента и начинается эпопея по сносу здания ДОСА.

Однако сразу в 2016 году браться за реализацию этого решения администрации города было не с руки. Начинался этап подготовки к очередным выборам его Главы, и, в такой момент, начинать процедуру ликвидации такого памятного многим свободненцам историко-культурного объекта власть не решилась. В конце марта 2017 года Р.В.Каминского неожиданно сменил у руля правления городом Ю.П.Романов. Новому мэру потребовалось несколько месяцев, чтобы чувствовать себя более-менее уверенно на этом посту.

Только в июле 2017 года исполнительная власть возвращается, наконец, к  видимо задуманному более года назад плану сноса ДОСА. Сначала, как и полагается в таких случаях, было проведено обследование технического состояния здания. Его проводила специально назначенная комиссия, под председательством 1-го заместителя главы администрации Свободного А.С.Поповича. В состав комиссии вошли также: начальник по управлению и использованию муниципального имущества и землепользованию Н.В.Ильина, директор МКУ «Стройсервис» Г.А.Бондарев, зам. начальника управления образованием А.А.Лыков и начальник отдела по градостроительству Ю.Г.Бороздин.

Судя по результатам данного обследования (Акт от 01.08.2017 г.), его выводы были заранее предрешены. Члены комиссии приложили немало усилий, чтобы максимально сгустить краски в оценке состояния здания. При этом были допущены явные и, вероятно, намеренные неточности, автоматически перешедшие затем и в документы последующих осмотров. Так, в акте утверждается, что все перекрытия в здании ДОСА деревянные. На самом же деле, на первом этаже северного крыла здания все перекрытия железобетонные. Так же железобетонным, хотя и не сплошным, является каркас перекрытий на 2-м этаже северного крыла (над сценой в южном крыле каркас перекрытий металлический). Именно на него опираются деревянные перекрытия.

Далее в акте сказано, что на первом этаже потолки имеют многочисленные провисы и обрушения штукатурки, в местах которых заметно поражение деревянных перекрытий гнилью. На самом же деле, провисы потолков имеются лишь в небольшой части помещений первого этажа концертной части здания, причём, почти все - в южном торце дома, где отсутствует сгоревшая крыша.

Там же написано, что в нескольких помещениях имеются сквозные провалы в перекрытиях. На самом деле, таких провалов только два, причём самый большой – это прогар на втором этаже северного крыла (примерно 3 на 4 метра). Второй прогар (в потолке одноэтажной пристройки) – примерно 2 на 1,5 метра.

Ниже в акте указано, что «на кирпичной кладке цоколя со стороны дворового фасада» (перевожу на понятный язык: внизу стены одноэтажной пристройки, со стороны двора – Ю.Т.) имеется горизонтальная трещина шириной до 5 сантиметров и протяжённостью 6 метров. Затем авторы обследования позволили себе пофантазировать, что данная трещина свидетельствует о просадке фундамента. На самом же деле, эта трещина находится не на цоколе здания, а на наружном слое кирпичей, которым был обнесён цоколь после постройки здания (видимо, для защиты стен от подмокания). Вот этот внешний слой кирпичей (более низкого качества, чем уложенные в стены) и начал в том месте отслаиваться от основной кладки. Фундамент тут совершенно не причём.
В конце акта обследования приведено решение комиссии, в котором сформулированы основные критерии технического состояния здания. Вот они (в скобках даны мои комментарии):

Основание, фундамент – ограниченно работоспособные (абсолютно безосновательный вывод, так как никаких исследований фундамента не проводилось).
Стены – аварийные (вывод сделан только на основании осмотра самых верхушек стен в месте сгоревшей крыши в южном торце здания, то есть совершенно не обоснован).
Крыша – аварийная (не указано, что таковой она является лишь в отдельных местах, абсолютно большая же её часть, как сказано в самом акте обследования, «находится в работоспособном состоянии»).
Перекрытия – недопустимые (об абсурдности этого утверждения уже достаточно сказано выше).
Инженерное обеспечение – отсутствует (единственное правдивое утверждение из всего акта; все металлические вещи, в том числе трубы и батареи, просто растащили на металлолом).

А дальше идут выводы из всего этого нагромождения лжи (приведу лишь основные): … Общее состояние аварийное. … выполнение мероприятий по восстановлению … экономически нецелесообразно.

Все эти ложные критерии и выводы и были положены затем, без проверки, в основу актов двух последующих, так называемых, экспертиз: декабрьской 2017 года и январской 2019 года.

Первой из них предшествовало постановление Свободненского городского совета № 75 (684) от 07.12.2017 года «О согласовании сноса объектов муниципальной собственности, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 28:05:010639:21 …». Этим постановлением горсовет дал согласие администрации на снос здания ДОСА.

В течение нескольких предшествующих этому дней снести здание «рекомендовали» горсовету почти все его комиссии. Под этими рекомендациями стоят подписи и нынешних депутатов: бывшего председателя постоянной комиссии по регламенту, законности и охране общественного порядка Т.А.Музыченко и бывшего секретаря пост. комиссии по вопросам экономики, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства А.М.Фёдорова. Этим, видимо, и обусловлена их повышенная активность сегодня в отстаивании необходимости сноса ДОСА.

Не было принято определённого решения по этому вопросу только комиссией «по здравоохранению, социальной защите и экологии». В ней участвовали лишь два человека: председатель комиссии О.И.Пролыгина и секретарь А.А.Мирошин. «За» проголосовал один. Второй воздержался.

(Данная статья была впервые опубликована на сайте "Свободная интернет-газета")