Ошибки молодости продолжение 8

Надежда Дьякова
После  изгнания  Киры  жизнь  вошла в  свою  колею.

  Дом,  работа,  у ребятишек скоро летние  каникулы.

Только,  после  ее   посещения,  Варька  стала  часто  задумываться,  уходить  в  себя.
 Мы  с  Мишей  «держим  ушки на макушке».

-Боюсь  я  за  Варьку,   боюсь.  Что у нее на  душе?   Как   девочка  все  эти  известия  восприняла?  Ребенок,  совсем  ребенок.  О-ох…  -  качала  головой  я.
 
- Не  боись,  мать!  Не  такая уж   она  и  маленькая.  Но  поговорить  с  ней  надо,   попробуй.  Тоже  душа  не  на  месте.  И, на  разговор  ее  никак  не  вызвать, -  сказал  Мишка,  успокаивая  то  ли  меня,  то  ли  себя.


Вечерами  мы  с  Мишей,  как  обычно,  на  кухне.

 Зашла  Варька,  покрутилась,  холодильник  открыла,  сморщила  нос:

-Хочу…,  не  хочу.

-Ужинали  недавно.  Голодная?  -  спросил  Мишка.

-Не  знаю.  Хочу  чего – то,  а  чего – не  знаю.

Мы  с  Мишкой  переглянулись:

- А-а… - открыла   я рот.

-Вы  чего? -  вытаращилась  на  нас  Варька,  -  Родители…  Мозги  включите.  Все  нормально.  Поговорить  я  с  вами  хочу…

У  меня  отлегло  от  сердца.  Мишка  заулыбался:

-Присаживайся.  Поговорим.  Мать   дверь  прикрой.  Антошка  уроки  делает.  Мешать  ему  не  будем.

-Разговор  не  для  Тошкиных  ушей,  -  согласилась  Варя.

Села. С чего  начать  не  знает.

-С  любого  вопроса  начинай,  -  не  выдержал  Мишка.

- Вот…  Я  поняла…  Эта…  Кира…,  -  Варька   запнулась. -  Григорьевна  она  моя  родная  мать?

-Да,  – ответил  Мишка.

-Как  я  с тобой  оказалась  мне  бабушка  Дуня  объяснила.  Мама  Дениса  Зайцева,   моего  папы.  А,  Антошка?  Он  чей?

-  Мой  родной  сын…

-И…?- открыла  рот  Варька.

-Кирин.   Твой единоутробный   брат,- поставил  точку  Мишка.

Варька  посидела,  подумала,  посмотрела  на  меня:

-А,  мама,  что?

Я  опустила  голову,  ладонью  прикрыла  глаза,  чтобы  Варька  не  видела  набегающих  слез,  сжала  губы…        сил   не  было     даже  слово  вымолвить …    Миша  понял:

- У  мамы  только  ты  и  Антошка.

-Не  знаю,   - произнесла  Варька, -  Но,  хочется    поставить  все  точки…,  чтобы  не  возвращаться  к этому…    Что – то  же  произошло… ?   Почему   мама   считает  себя  виноватой…  виноватой,    перед  Богом.  Это  что?  Или  как?


В  кухне   повисла  тишина.
   Сказать? 
  Что? 
 Имеет  ли  смысл?   
Поймет  ли  ребенок…?
 Нужен  ли  этот  разговор? 
Или  он  уже  назрел? 
 Я  молчала,  боясь  разрыдаться.     Не  хотела  переживать  все  заново.
  Слишком  тяжело.
 Я уже  сама  была не  рада,  что  Варька  затеяла  этот  разговор.
  Надо   решать.
 Я  не  хочу,  чтобы  Варя  совершала  ошибки  и,  упаси,  Боже,  повторила   мою  судьбу.

-Понимаешь,  Варя, -  поборов  себя,  тихо   начала я.
 Миша  бросил  на  меня  встревоженный  взгляд,- Когда,  я  была,  чуть  постарше  тебя…   Я  совершила  ошибку…  Порыв?  Нет,  наверное…  Не   знаю…,-
 я   замолчала  собираясь с  мыслями.  Надо,  чтобы  дочь  знала…  Пусть  не  все…,  но  знала…

 -  Ошибка…   Возможно… -  я  замолчала,  не  в силах  продолжать.
  Миша  взял  меня  за  руку,   слегка  сжал  кисть,    словно желая  поделиться   своим  теплом.
  Этим,  он,  словно,   под питал  меня  энергией.
 Мне  стало  легче,

-  Результатом  этого  порыва   явилось  убийство…,-   Варька  широко   раскрыв  глаза  с   ужасом  смотрела  на  меня,

 -  Не  бойся…  Это  только  для  меня  было  и  осталось  -  убийством…  Я  сделала  аборт…  Убила   живого,  но  не  рожденного  ребенка,-
 взгляд  Варьки  стал  сочувственно -  сострадательным,

-    Он,  вместе   со  своей  жизнью ,  забрал   у  меня  возможность   испытать  радость  материнства.  У  меня  не  может  быть    детей…-  хоть   я  и  крепилась  изо  всех  сил,  по  щекам  у  меня  текли  слезы,

 -  Предназначение  женщины  на  этой   земле  -  дать  жизнь…  У  меня  этой  возможности  нет…  Я  сама…  и  только  я,  виновата  в  этом…


-А,  где  в  это  время  был  папа? -  прошептала  Варька.

- Папа  ничего  не  знал…

 Это  был  не  его  ребенок… 
 И,  если бы  ни  его   теплые,  добрые  письма,  меня,  наверное  не  было  бы  на  этом  свете…   
  постоянные  мысли  о  самоубийстве…, - Мишка,  слегка,  побледнел,
 -  Письма  твоего  папы  спасли  меня…, -  у  Варьки  по  щекам  текли  слезы:

- Не  надо,  мама!  Не  продолжай!  Я  все  поняла!  Не  надо  мучить  себя,  милая,  родная,  бедная  моя   мама…,-  Варька  бросилась  ко  мне  и,  целуя,  -  Молчи! Молчи…  Прошу…  Не  надо…
 
А, я  уже  и   так,  не  могла  говорить…
  После  таких  откровений.   Сил  не  было  вообще.
  Я  была,  как  выжатый  лимон.  Усталость.  Чудовищная  усталость  навалилась  на  меня.

 
На  кухню  зашел  Тошка:

-А,  чего  вы  закрытые  сидите?

- Торт  ложками   едим, -  съязвила  Варька.

- А,  торт  где? -  опешил  Тошка.
 
- Под  стол  спрятали.

-Вы  шутите  так?-  на  большее  Тошки  не  хватило, -  Что  у  вас  здесь    происходит? -  бросил  взгляд  на  меня,  -  Мама,  что  с  тобой?  Они  тебя  обижали?

-Вот… вот…  еще   садистами    нас   сделай.  Куда   шел,  туда  и  иди,-  выдала  Варька.

-Попить  хотел.

-Пей,  и  двигай  отсюда,  -  опять   Варька.

-Варя,  -  укоризненно  произнес  Мишка.

-Все.  Пойду,  проветрюсь.  Голова  опухла  от  ваших  откровений,  - Варька  пошла  к  двери.

-Ты, хоть,  поняла?-  вслед  ей  бросил  Миша.

Варька  уже  в  дверях  повернулась:

- Поняла.

-Что?

- Дураки  вы  оба  молодые  были.



После  нашего  разговора,  отношение  Варьки  к  нам  изменилось.
   Оно  словно  перешло  в  другую  стадию.
 В  более  доверительную,  что  ли…
  Теперь  она  запросто  заходила  к  нам  на  кухню  с  любыми  вопросами  и  проблемами.

 Мы  боялись. Что  наша  девочка  еще очень  маленькая для  серьезных  разговоров.
Теперь я  стала  сомневаться,   насколько  мы  для  нее компетентны.
 Порой  ее  вопросы  ставили  меня  в  тупик.

 Видимо  проблема  отцов  и  детей  существует  вечно.

 Вырастая,  дети   переходят  на  новую  ступень  развития,  мы  же  остаемся  в  своем «  прошлом»  мире.

 Мишку  она  вообще  за  один  вечер  так  достала,  что  он  сказал:


-Проще  отработать  три  смены  подряд,  чем  попасть  под  шквал  ее   вопросов.

Меня   она  старалась   не трогать,  понимая  тяжесть  воспоминаний.

 Для  понятия  всего  произошедшего,  ей  была  интересна  позиция    Михаила.  Его  роль  во  всей  этой  истории.

-Пап,  вот,  объясни…   Ты  же  всегда  любил  маму? -  Мишка  кивнул,  - почему  случилось  так,  что  она  оказалась  одна  со  своими  проблемами?  Где  ты  был  в  это  время?
 
-Она  училась  в  Ленинграде,  я  в  Харькове.  Мы  переписывались…

-Ты  не  понял…  Почему,  она  в  Ленинграде,  а  ты  в  Харькове?

Мишка  задумался:

-Родители  так,  наверное,  решили.

-Почему  родители?  Почему  не  ты?  Любил  ты,  а не  родители.  А,  решали  они?

-Возраст,  наверное…,-  выдохнул  Мишка.

-Не  отвлекайся,  и не  списывай  на  возраст…  Если  любишь…

-Здесь  ты  не  права. Ты  любовь  ставишь  во  главу  угла,  без  головы.  Прежде  всего,  головой  надо  думать…

-Вот  вы  и  додумались  до  маминых  проблем.

Мишка  замолчал.   Сказать  ему  было  нечего.

-Ты  знал,  что ей  плохо?   Что  у  нее  что – то  случилось?

-Догадывался,  но не  думал, что  до  такой  степени, - Мишка  с  печалью  в  глазах  посмотрел  на меня,
 - Вообще  - то,  дочь,  ты  права.  Я понимал…  Видел,  как  она  рыдала  у  реки  -  плач  души…  и,  в  результате  ничего  не  сделал.  Не  осознал  всю  трагедию  до  конца…  письма  -  это  не  то…  Действовать  надо  было…  а,  вдруг,  при  ее  отношении  ко  мне,  я  бы  только  навредил  и,  вообще  потерял  бы  ее?  Не  знаю…

-Варя, -   вмешалась  я,  -  На  тот  период  я действительно,  не  воспринимала  папу   всерьез.  Просто  знакомый,  одноклассник.  Не  более. Мне  не  нужна  была   его   помощь,  сочувствие.

-Значит  в  жизни  все  намного  сложнее?  Не  так  как  в  книгах  и в  кино, -  задумчиво  произнесла  Варька.

-Варя,  книги,  фильмы -  сюжеты  из  жизни.
 Но  у  каждого  своя   жизнь.
 Законов  и   формул  для  любви  нет.
  Каждый  случай  индивидуален.
 За  каждым  живые  люди со  своими  характерами,  проблемами,  заморочками,  тараканами…

-Какими  тараканами? – вытаращилась  Варька.

-Которые,   в  голове.  Просто  так  говориться,  -  улыбнулся   Мишка.

-Все  с  вами,  родители,  ясно.  В  смысле -  непонятно  ничего.

  Получается,  что   каждый  в  своей  жизни  решает  сам.

  Каждый  сам выбирает  свой  путь.

 Просто все   надо  учитывать  и,  не  пренебрегать  ошибками  других.

  Ладно,  будем  умнее.

 Мам,  пап,  к  нам  баба  Дуня  приедет.  Можно?

Мы  с  Мишкой  переглянулись:

-  Баба  Дуня -  это  кто?

-  Папы  моего,  Дениса,  мама.   Бабушка  моя  родная.

-Можно.

-   Я,  так,  и   напишу  ей.

                Продолжение  следует.