Ненастоящие татары? 4. Я

Светлана Каплун
    Недаром говорят, что утро вечера мудренее. Вот и сон присниться может. И приснился! Три сцены я в нём запомнила. Но не уверена даже в их очерёдности. Наиболее вероятным представляется так. Первая. Я ухожу от мужчины.  А потому что у него есть другая девушка. Мужчина с улыбкой спрашивает: ну и чему ты радуешься? А я действительно отчего-то не расстроена, что ухожу. Да и как ухожу… Дружеские отношения сохраняются. Спускаюсь вниз. Подробностей не помню, но никаких трудностей не испытываю. Вторая. Я заглядываю к пареньку. Он учится, готовит (читает?) какую-то работу. Причём, это даже уже и не старшеклассник. Речь, скорее, о среднем профессиональном образовании. Вот мы вместе какие-то записи с ним и обсуждаем. Третья. Я иду. Появляется что-то вроде грейдера, расчищающего территорию.  Он меня не то чтобы пугает. Но я предпочитаю проявлять осторожность, уходить в сторонку, прижиматься к обочине. Вполне возможно, что сначала я сталкиваюсь с грейдером, а потом заглядываю к пареньку…

    Это присказка такая была. А говорить мы будем о Рюриковичах. Причём, о самых-самых первых.

    Согласно «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призваны княжить: Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске, а Рюрик по одним данным - в Ладоге, по другим - в Новгороде. Через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть. В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника Олега.

    Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив тем самым два центра восточных славян. Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его  братом жены Рюрика, Ефанды. Предания, связанные с его личностью, сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре, что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии.

    Происхождение имени Олег до сих пор вызывает споры. Впрочем, в толковании происхождения имени Игорь тоже версии разнятся. А начать этот разговор я хочу всё-таки с Игоря.

    Во-первых, летописи  отличают имя Игорь от скандинавского Ингвар. Но учёные всё же утверждают, что Игорь происходит от скандинавского Ingvarr. Ing — отсылает к одному из имён скандинавского Бога плодородия Фрейра, а вторая — Varr — значит «охранять» (Ингвар «Хранимый Фрейром»). Не понятно только, кто хранил самого Фрейра, если его имя Ингви? Получается, Ингви звучало на английский манер. (Когда r в окончании не произносится). Кстати, Ингви был ваном, заложником в племени асов, и явно не скандинавом. И отца его звали Ньёрд. В честь Фрейра его потомки стали называться Инглингами (не путать с англами). Инглинги — династия скандинавских конунгов, к которой принадлежали первые исторические правители Швеции и Норвегии. И что-то проскальзывает, связанное с дядьями (мужьями родных тёток) — uncle. А почему? Потому что после заключения мира между асами и ванами асы забрали Ньёрда в заложники. Потом он женился на Скади, и у них родились боги плодородия Фрейр и Фрея. А потом все больше мальчики-Инглинги упоминаются. И на ком они женились? И кем они асам приходились?

    Кстати, одним из имён то ли Фреи, то ли Фригг было Гевьон (или Гёфьён, «даритель»). Сравните с монгольским Гоа. И сравните: дай, норвеж. Gi, нем. Geben, англ. give, монгольское Ог.  Наверное, многие помнят о дочери Зевса, вечно юной Гебе (кое-что к информации о германцах). Но многие ли вспомнят об Агари?

    Агарь (евр. Беглянка; английская форма Hagar) — египтянка, рабыня Сарры. Бездетная Сарра дала Агарь в наложницы Аврааму.  Агарь родила Аврааму сына Измаила. Позже, когда вырос собственный сын Сарры Исаак, Агарья вместе с сыном Измаилом была изгнана Саррой из дома Авраама. Из-маил. Тоже Амал? (Евр. Богом услышанный). Тогда правильнее Изма-ил. Есть тюркское имя Эсмер (брюнетка).  И есть арабское имя Усман (костоправ) в тюкском варианте прозвучавшее как Осман. Поэтому, не факт, что Амал. От Исмаила (сына Ибрахима  и  Хаджар) произошли «северные арабы» (аднаниты), и даже родословие Мухаммада восходит к нему. У Аднана было два сына, Ак и Маад. Считается, что аднаниты мигрировали на Аравийский полуостров и подверглись арабизации, в отличие от кахтанитов, которые считаются «чистыми» арабами. Вот тебе и египтянка Агарь! Уж не с киданьскими ли корнями?

    А вот как в Саге об оркнейцах говорится о заселении Норвегии. Жил один правитель, его звали Форньот (сравните со скифским божеством Фарн). Он владел Финландом и Квенландом. У Форньота было трое сыновей: Хлер (которого мы также называем !!! Эгир), второго звали Логи, а третьего – Кари, он был отцом Фрости, у Фрости был сын Снэр Старый, который был отцом Торри. У Торри было два сына – Нор и Гор, и дочь по имени Гои. Когда Гои похитили, братья отправляются на её поиски. Попутно Нор покорил всю открывшуюся ему в ходе поисков землю, и так образовалась страна Норвегия.

    Получается, что даже с учётом «скандинавского» происхождения имени Игорь, нет необходимости выводить его из Ингвара.

    По другой, менее распространённой версии, имя Игорь имеет кельтские корни.  Однако, кельтский корень "инг", имеющий значение "дочь, девушка" не подходит для мужского имени. К тому же, наличие в Скандинавии большого количества мужских и женских имён с компонентом Ing- в эпоху, предшествующую контактам скандинавов с кельтами, делает эту версию абсолютно безосновательной.

    К тому же, мы имеем ещё одно слово. Конунг (др.-сканд. konungr, др.-англ. cyning) — северогерманский термин для обозначения верховного правителя. Точная этимология слова является дискуссионной и существует несколько версий. Согласно одной из них *kun означает родство, потомок правителя. Например, в Песни о Риге младшим сыном Ярла упомянут Кон, именуемый юным. В оригинале это имя звучит как др.-сканд. Konr ungr и означает «юный отпрыск».

    Как видно из Песни о Риге, конунги вышли из среды ярлов. Ярл — один из высших титулов в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати. Чем больше укрупнялось государство, тем больше возвышался один ярл над всеми остальными. В результате ярлы из верховных и самостоятельных правителей превратились в вассалов конунгов и их наместников.

    Слово «Erilaz», часто встречающееся на рунических памятниках в южной Швеции, связывают с герулами. Вероятным его значением является «мастер рун» или «колдун», то есть человек, умеющий обращаться с магией рун. Мис показал, что слово является аблаутной (чередование гласных) формой англосаксонского слова eorl и производным от *erоn — тот, кто сражается, то есть воин.  Конечно. Ведь Erilaz это Ярила! Яростный. Тем не менее, не существует сколько-нибудь основательной теории, доказывающей этимологию этого слова.

    Согласно трудам Прокопия, германское племя герулов, терроризировавшее многие поколения Европу, вернулось в Скандинавию в 512 году н. э. после серии поражений. Так как их исконные территории были заняты данами, они поселились в области рядом с гётами. Вопрос о степени родства гётов с готами спорен. Существует также гипотеза о родстве гётов с ютами.

    Но вот почему герулы (эрулы, элуры, верлы) вернулись в Скандинавию? Ведь Стефан Византийский упоминает об элурах в своем этническом и географическом словаре: «Гелуры (Eilourioi), скифское племя, о них сообщает Дексипп в двенадцатой книге „Хроники“».

    Впрочем, о том, что под этим именем скрывались скифо-сарматские элементы, свидетельствует, кроме Дексиппа, также Зонара (Аnn., XII, 24). По свидетельству Иордана, готы и почти все другие народы нанимали герулов как "легковооружённых воинов". Помимо скифско-сарматских элементов, могли быть и ославяненные элементы. Византия использовала против остготов собственно склавинов, герулов, гуннов, антов, чётко их различая, хотя и анты, и гунны, и находившиеся в союзе с гуннами герулы подвергались влиянию славян. Часть герулов после разгрома их государства в современной Моравии лангобардами переселилась к гётам.

    Иордан, в своем сочинении «О происхождении и деяниях гетов», ссылаясь на Аблавия, писал, что по сообщению последнего это племя жило близ Мэотийского болота (совр. Азовское море), в топких местах, которые греки называют «ele», и потому и именовалось элурами. Таким образом, у Ингви выявляются не скандинавские, а скифо-сарматские корни. Мне даже захотелось, чтобы Игорь действительно произошёл из Ингвара! Но я то в первую очередь увидела в Игоре другое.

    Нем. Ich (я) и Ich bin (Я есть, Аз есмь). Сравните с монг. Би байна (Я).

    Вот где монголы, там следует искать и турок! Это я про Буйнакск — село в Карабудахкентском районе Дагестана. Вблизи села расположено громадное Урцекское городище, отождествляемое со столицей Кавказской Гуннии, городом Вара-чан. Селение возникло в кыпчакский период (XI—XIII вв.), как поселение тюркского рода Бойнак. Бойнакский князь Аммалат-бек (Умалат-бек) являлся предводителем кумыков и части аварцев на первом этапе Кавказской войны. Во второй половине XIX в. в селении жило две ветви князей Тарковских — потомки Шахвали Махтиевича Тарковского и вышеназванного Аммалат-бека — Буйнакские. Вот здесь наглядно проступает память о Тархе Тарховиче.

    Кое что о греках с немцами: Эго (лат. ego от др.-греч. эгО) и, напомню, одно из прочтений звучит как Яхве! Даже знаю, где ушки искать: Я — Маратхи Mi аhе (ми ахе, ср. с мар атхи), хинди main hoon (мэ хуу), санскрит aham.  Отсюда понятно, почему Хнум. Хнум — древнеегипетский бог-творец, слепивший человека из глины на гончарном диске, хранитель разливов Нила. Изображался человеком с головой барана со спирально закрученными рогами.

    Исландский Еg er (йе хэр) если Я с большой буквы и просто «йе», если «я». Швед Jag аr  (йаар). На самом деле, и русское «я» — это тоже «йар», Ярила. Норв. Jeg er (йайар).

    Казалось бы, где норвежцы и где кемеровский посёлок Яя! Во-первых, японское «ками» означает «боги». Во-вторых, в исторических словарях есть два толкования названия реки Яя: 1. от мансийского «я» — река, 2. от тюркского «яй» — летнее пастбище. Думаете, это не про Хнума? Тогда это про Укко — верховного бога-громовержца в карело-финской мифологии. Первоначально Укко (старец) был всего лишь эпитетом Юмалы — древнейшего небесного божества, но со временем Юмала стало обозначением бога вообще, в том числе христианского, а Укко стал изображаться как бог грома. Его другие названия – Исянен (Иса-нен, Из-маил? Наннар?), Ильман Укко. Он родственен эстонскому богу Уку.

    Вот это Укко «старец» навело меня на интересную мысль об Ингви. Есть в английском языке «инговые» окончания. Окончание -ing присоединяется только к словам, обозначающим действие. (Правильно, демиург и есть Создатель). Ещё одна особенность: окончание -ing используется в составе продолженных времен. Они называются «продолженными», потому что имеют дело с процессом, то есть, достаточно долгими действиями. Старец? Читаются как –ин.  Сейчас я не буду про Инанну (о ней немало уже сказано). Скажу пару слов об инках.

    Во-первых, священное место у инков называется Уака, нижний мир мёртвых Уку Пача. Во-вторых, бог солнца Ин-ти. Хотя он и уступал верховенство богу Виракоче (не факт что Варягу). А вот город Инта почему-то мы находим в республике Коми. Назван по р. Инта. Гидроним предположительно из ненецкого и(д) та «место, обильное водой; переувлажнённое место». Для коми это как Хнум? Кстати, латинское Интеллект происходит от intellegere «чувствовать, понимать, воспринимать чувством и умом». Далее почему-то не раскладывается. Только в шведском нашла Inte «не» (наверное, так они про антов…).

    Попробуйте сами догадаться, кем был этот Укко-угол? Если женой его была богини Рауни (сравните с бенгальским Harina-олень и хеттским Аринна («источник»). Аринна — главный культовый центр солярной богини, известной как UTU Arinna «солнечная богиня Аринны», Ариннити. Сравните с готск. rinno «поток», рус. ринуться и с удинским ор-эин «источник» (что-то про урянхайцев). Да, хетты. Они не были ариями. Но индоевропейцами —  да.

    В качестве дополнения: я — лит. As esu (сравни с аз есмь, ас), латышское Es esmu (эс эсму; это уже ближе к Измаилу); итал. Io, исланд йе, англ I (ай; аю-медведь?); фин. Olen, баскское Nago (сравните с «нигер» и Черной Русью).

    Повторюсь, для меня имя Игорь близко к германскому «их». Но, наверное, ободриты (лужичане) окажутся всё-таки ближе. Либо действительно что-то «угро-нурманское». Попробуем разобраться. Это уже в следующей части. А в этой, полагаю, мне удалось показать, кто такой Гор-Игорь!



П.С. В принципе, редактировать особо нечего. Вот только про шумеров мало упомянула. А можно больше.
 
    Как известно, шумеры считали, что боги произошли от Абзу и Тиамат. Аккадское Апсу — мировой океан подземных пресных вод, окружающий землю (ab — вода, zu — далеко).

    Во-первых, аккадцев считают семитами. Вот только Апсары — это чистейший санскрит (санскр. apsaras «многоводные») — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или вод.

    Во-вторых, если zu — далеко, то кем были шу-меры? Пришедшими издалека?

    В-третьих, кем шумерам приходились древние египтяне? Шу (егип. Sw «пустота» или «поднявшийся») — египетское божество воздуха и солнечных лучей. Сравните с ведическим богом солнца Сурьей. (Попутно напрашивается вопрос, кем шумерам с египтянами приходились арии, принёсшие в Индию ведизм?) Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром. Онурис (егип. 3nh-wr Анхур, Анхара, Анхурет — древнеегипетский бог охоты, но также почитался как и бог войны. Греческое Оnouris означает «ослиный хвост». Хвост — это серьёзно. Хеб-сед — древнеегипетский «праздник хвоста», который с пышностью отмечался в 30 год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования (случайно ли Иисус умер в 33 года?). Кстати, иудеи-хасиды, которые «благочестивые», поначалу были только "добрыми" (сравните с "хо(р)ошо" и "кошер-ный"), да и хвост не ослиный — славянский Хорс и англ. horse-лошадь (хос). Хорс — в древнерусской языческой мифологии бог солнца. "Путь Свaрог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб начинался день, а на смену дню - прилетала ночь..." Думаю, здесь же, в египетском "джед", следует искать истоки скипетра и тризуба. Онурис соответствует древнегреческому Иапету. В Греции его также отождествляли с Аресом. Торжественный эпитет бога Онуриса — «Тот, кто приводит издалека». Онурис отождествляется с Шу, возвращающим из Нубийской пустыни око Ра — Тефнут в облике львицы.

    В-четвёртых, почему я говорю об Аб-зу? Потому что от него произошли все боги. Но так его называли ак-кад-цы. А сами шумеры называли его Энгурра. Опять же, в английском языке перед исчисляемыми существительными единственного числа принято употреблять артикль a (an). Не будем пока зацикливаться на его неопределённости. Просто поищите отличия в "норвежском" имени Хлер (которого мы также называем Эгир) с шумерским именем Э(н)гурра? Даю подсказку: (Х)ле(р), Или.

    Интересно, что первым объектом, в котором были найдены следы шумерской цивилизации, был Гирсу (Телло). Он же был одной из столиц государства Лагаш. Основателя I династии Лагаша звали Ур-Нанше (шумер. «Почитающий Нанше»). Правил около 2500 года до н. э. Неизвестно, откуда явился Ур-Нанше или как он пришёл к власти. Есть даже вероятность того, что он по происхождению был не шумером, а семитом из страны, известной под названием Тиднум, к западу от Шумера. Говорят, его отец, Гуниду, происходил из незначительного города Гурсара и правителем вообще не был. Родовым божеством Ур-Нанше был Шульпае. Этот "Шу-папа" ассоциировался с производящей силой животного царства, считался богом-воином, покровителем искусств и институтов цивилизации, богом домашних и диких животных, а также богом пиршеств. В астрологии он был связан с планетой Юпитер. Муж Нинхурсаг, либо Мами.

    Юпитер (Ие-папа). Он, конечно, римлянин-громовержец. Но у греков сохранилась память об Иапете. Япет («пронзающий») — сын Урана и Геи. Участник титаномахии; был сброшен Зевсом в Тартар, разделив судьбу братьев. Русский философ Николай Федоров сближал Япета с библейским Яфетом и римским Юпитером, видя в нём легендарного прародителя арийского племени. Большинство переводов Библии упоминает семь сыновей Иафета (Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас), однако в некоторых переводах дополнительно упоминается сын Елиса. Абульгази в своём труде «Родословное древо тюрков» упоминает других восемь сыновей Иафета (Тюрок, Хазар, Саклаб, Русь, Минг, Чин, Кеймари и Тарих).


    Вот подумалось, что есть очевидная связь между  Эго и Город (огороженный). А ещё у шумеров был "дингир" (не путать с деньгой). Это клинописный знак со значением «божество». Сам по себе он обозначает шумерское слово an («небо»). И в хеттской клинописи знак читался как an. С аккадцами сложнее. У них клинописный значок "дингир, дигир; в  диалекте эмесаль этот знак читался как dimer" мог означать аккадское слово "шаму" (небо). Или аккадский субстантивный корень il-, означающий «бог» или «богиня». И два, казалось бы, разных слога an и il. Конечно, аккадцев учёные считают семитами, а шумеров точно не семитами, но и индоевропейцами почему-то — нет (и вообще неизвестно кем, как и в случае с родоначальниками римской цивилизации этрусками). Вот если мы поймём, кто такие на самом деле шумеры и аккадцы, то может получиться очень интересный результат.

    Я же собираюсь продолжить разговор о Рюриковичах.