Деревья моего детства

Варда Корбаш
   Яблоня. Она росла у нас в саду. Когда-то мама посадила несколько саженцев, но прижился один, самый болезненный.  Вследствие чего, дерево выросло неказистым, видимо желтая глиняная почва ему не подходила. Не смотря на это, яблоня цвела каждую весну. Её спелые круглые плоды желто-розовой окраски, источали неповторимый душистый аромат.  Этот сорт здесь называли “шампань”. В детстве мне казалось, что такие сладкие яблоки растут только в Абхазии. Я приходила в сад в грустные минуты и ложилась под яблоней, рассказывала ей о своих думах. 
   Деревья моего детства, какие они?  Яблоня, тутовник, эвкалипт , черешня, мимоза,  хурма, виноград, инжир, фундук, их было много, и не сосчитать... Некоторые из них остались в памяти как близкие сердцу существа. Они меня всегда притягивали, я любила общаться с природой, это так легко, только умей внимательно слушать. 
   Недалеко от нашего дома, как два бравых солдата стояла пара эвкалиптовых деревьев, кто их посадил я не могу сказать, потому как я с ними познакомилась впервые, когда они были уже высокие и необъятные. Глядя на такую красоту, захватывало дух. Я сразу в них влюбилась, рядом с ними чувствовала себя защищенной, и часто проводила свое свободное время в их компании. Думала, они вечны, никогда не исчезнут с лица земли. Спустя много лет, паре пришлось расстаться. Во время сильного урагана ветер вырвал эвкалипт высотой почти сто метров, с корнем и повалил на землю. Второе дерево живет и поныне, но больше не встречает весну, как бывало в  прежние времена, от потери друга у него иссякли все силы,  теперь оно печально смотрит на мир,  безнадежно доживая свой век.
   Мимозу любили все, ее нельзя было не любить, она как капризная женщина могла цвести посреди зимы.  Желтые и пушистые цветы заполоняли всю Абхазию, накрывая серую землю оранжевым бархатом, а от дурманящего запаха кружилась голова.
   Тутовое дерево или шелковицу можно было встретить везде, его ягоды больше походили на дикие. Я помню три сорта: белые красные и черные. По вкусу они отличались. Самыми сладкими были черные. Их в основном сажали во дворе, или за заборами вдоль поселочной дороги. Взобраться до макушки и вдоволь наедаться черным тутовником, раскрашивая не только пальчики, но и зубы, и рот, и пол лица доставляло огромное удовольствие. Ничего, что мы выглядели как черти, это нас совсем не волновало. Сок от этих ягод тяжело отмывался.  Однажды, оказавшись в другом селе я узнала истинное значение тутовки.  Листьями шелковицы выращивали куколок для изготовления шелка. Тутовые шелкопряды получили свое название благодаря своему питанию, они признают только одно дерево, тутовое.      
   Белая черешня росла у наших соседей. В те времена, в селах все деревья были доступны каждому ребенку, а где не разрешалось, тайком проникали. Дерево уродилось неуклюжим, из-за этого взрослым доставляло большого труда подняться на него и собрать ягоды, потому большая часть доставалась пернатым.  А мы, не зная страха, лазили по черешне, и как маленькие обезьянки, прыгая с ветки на ветку давились, уплётывая на ходу сладкие ягодки.
   Со временем тутовников почти не остались в Абхазии, их стали уничтожать по ненадобности, так же яблоня шампань все реже встречается в садах. Взамен появились новые сорта плодовых деревьев и кустарников, но это уже совсем другая история.  А яблоню из моего детства, новые хозяева вырубили, на вопрос почему, мне ответили, что она почти высохла, плохо цвела, да и просто занимала место…