И. Левитан-русский художник и лирик живописи. Ч. 1

Койфман Валерий
       ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
«Исаак Левитан - самый известный русский художник  и лирик  живописи» (часть1)
Вскоре студентам представили нового учителя. В МУЖВИЗ пришел талантливый живописец Василий Дм. Поленов, привнесший в преподавание не только свое видение натуры, но и воодушевление, оптимизм.
 Его супруга была родственницей богатого промышленника и знаменитого мецената Саввы Ивановича Мамонтова, который разбогател на железнодорожном строительстве.
Был главным акционером общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. В 1899 году он потерпел полный финансовый крах, который сопровождался арестом и конфискацией дома на Садовой. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. Он пел как оперный певец - итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене, был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики.

Однажды Поленов, направляясь в морозовскую усадьбу Абрамцево, в которую тогда стремилась попасть вся художественная элита Москвы, взял с собой самых способных своих учеников: Костю Коровина и Исаака Левитана. Благожелательное отношение к талантам и веселая творческая атмосфера богатой усадьбы поразили молодых художников. Мамонтов устраивал грандиозные домашние спектакли. Он хотел, чтобы в оформлении спектаклей отказались от былой рутины, чтобы вместе с русской музыкой на сцену пришли живые, талантливо исполненные декорации.

Первой 9 января 1885 года ставили «РУСАЛКУ» Даргомыжского. Пейзажные декорации писал Левитан. Он же по эскизу В.Васнецова изобразил сцену подводного царства.
    Как вспоминает жена художника Поленова, декораторы «бросили принятый дотоле способ вырезных деревьев с подробно выписанными листьями, а просто писали талантливые картины». Когда открылся занавес, в зрительном зале раздались аплодисменты в адрес художников.
    Работа над декорациями принесла Левитану большую пользу. Он постепенно отрешался от своей ученической любви к деталям, тренируя глаз и кисть на более обобщенном изображении, следя за тем общим впечатлением, какое работы производили бы на большом расстоянии. Кисть становилась более смелой, уверенной, свободной. Еще в ту "театральную зиму" Левитан написал три декорации к опере Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), исполнил несколько декораций по эскизам Поленова, по эскизу В. Васнецова написал декорации к "Снегурочке".

Знакомство со знаменитыми художниками и меценатами упрочило положение Левитана в художественной среде. Но прекрасное время относительной финансовой и эмоциональной свободы быстро закончилось. Ушел из жизни Василий Перов, и в демократически настроенном МУЖВиЗе начались интриги. В это время были написаны картины "ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ. МАЙ",
 "ВЕЧЕР НА ПАШНЕ".

"ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ. МАЙ" (1883-1888, ГТГ). Конец апреля – май. Однако, земля и деревья начали одеваться в зелёнй свой наряд лишь теперь. Заборчик, бревнчатая калитка. Через редкую листву молодых деревьев можно разглядеть добротный дом. Вскоре листьев на деревьях станет больше, и они смогут спрятать от невнимательного взгляда избу. У забора вьется тропинка, окаймляет которую молодая, не истоптанная ещё, короткая трава. Всё радует глаз своей наивной, нежной зеленью. И пусть весна немного запоздала, однако, она как всегда потрудилась на славу, одевая землю и деревья в новые, зелёные наряды.

"Вечер на пашне"(1883, ГТГ). Знал и любил Левитан и русскую деревню, чистое русское поле, бескрайние пашни и черную сырую землю, крестьянский труд. Это отразилось во многих его пейзажах, в частности, в картине «Вечер на пашне» где на фоне плывущих по голубому небу розоватых облаков и полей с чуть заметной вдали церковью виден силуэт крестьянина, идущего по склону холма за запряженной в плуг лошадкой.

Завершая курс обучения в Училище, Левитан в 1885 г. написал последнюю, дипломную работу "КОПНЫ СЖАТОГО ХЛЕБА" на соискание Облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Саврасов, взглянув на картину, написал мелом на оборотной стороне: «Большая серебряная медаль», но на Совет не явился. Большая серебряная медаль давала право на звание классного художника.
Звание "свободного художника" давалось окончившим училище без "дипломной" работы, но получившим за время прохождения курса две малые серебряные медали за рисунки и эскизы. Для получения звания "классного художника" надо было написать дипломную картину на большую серебряную медаль.
В отсутствие Саврасова картина Левитана не получила одобрения Совета. В результате, высоко ценимый своими учителями, А. Саврасовым и В. Поленовым, Левитан был выпущен из училища с низшим званием не классного художника, который давал одну единственную возможность — стать учителем рисования. Так вступал в жизнь замечательный художник, который открыл неповторимую красоту и обаяние пейзажа средней России.
   Как писал позднее в своей повести о художнике К.Паустовский, «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников».
    В отчаянии Левитан покинул Москву и уехал с художником Василием Переплетчиковым в Саввинскую слободу под Звенигород, красоту которой расхваливали товарищи по училищу.
Еще в 1884 г. Левитан был принят в число экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).


Он выставляет на 12-й Передвижной выставке несколько пейзажей, созданных под Звенигородом. «МОСТИК. САВВИНСКАЯ СЛОБОДА» И «САВВИНСКАЯ СЛОБОДА ПОД ЗВЕНИГОРОДОМ» (обе - 1884, ГТГ), совершенно разные по состоянию, но удивительно поэтические и обладающие дыханием свежести. Художнику удалось запечатлеть свое восхищение перед солнечным светом и любование многообразной игрой красок в природе.
Вот уже сошел снег, и под холодным, почти прозрачным небом кое-где пробиваются первые ростки, а вдалеке только начинает зеленеть дерево. Под ярким солнцем весело поблескивает узкая речка, через которую перекинут дощатый мостик. В преддверии весны чувствуется надежда на лучшее будущее.
    Слобода — отдельное поселение, живущее во внутреннем своем устройстве самобытно и независимо. Каждая слобода во внутренних своих делах управлялась сама собою. Город прирастал слободами, они были опорой его развития.
Ф.;А. Брокгауз, И.;А. Ефрон.

 «САВВИНСКАЯ СЛОБОДА ПОД ЗВЕНИГОРОДОМ» Небольшая деревенька раскинулась под Звенигородом. Маленькие, по большей части бедные домишки, расположены недалеко друг от друга. Здесь нет заборов, поэтому куры и петухи, спокойно бродит от двора ко двору. Жителей деревни не видно. Небо над деревней спокойное, в облаках. Судя по всему, действие происходит во время прохладного летнего дня или же в самом начале осени.