Исаак Левитан-русский художник и лирик живописи

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
«Исаак Левитан - самый известный русский художник и лирик живописи»
Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением вершин  русской пейзажной живописи.
 Вот изящный ПОРТРЕТ ЛЕВИТАНА работы Валентина Серова. Смуглое лицо с глубокими впадинами, темная острая бородка, благородный лоб и глаза, словно обращенные в глубину своей души. Он весь в этом взгляде, вся его короткая печальная жизнь, полная разочарований и редких радостей, гонений и признания, задумчивых, с тихой печалью глаз. Каждый мазок на его этюде говорит о красоте души художника-поэта.
В. Серовым выполнены два портрета И. И. Левитана: маслом (1893) и пастелью (1900, посмертно) – это своего рода памятник великому художнику; оба находятся в ГТ Г.
 Материалов к биографии Левитана сохранилось немного. Его личный архив был уничтожен по   распоряжению самого Левитана его братом Авелем (Адольфом) незадолго до смерти художника.
Линия жизни Левитана типична для художника-разночинца, с детства испытавшего нужду, учившегося на «медные деньги», силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробивавшегося в жизни и достигшего успеха и признания.   

Родился Исаак (Ицхак) Ильич Левитан 18 августа 1860 года на западной окраине России,неподалеку от пограничного пункта Вержболово, в посаде Кибарты (ныне Кибартай, Литва),  Сувалкской губернии в образованной обедневшей еврейской семье.
"Кибарты". — посад (типа посёлка городского типа). В 1897 г. жит. 1182, из коих евр. 533; местные евреи хоронили своих покойников на кладбище в Вержболове.
 Его отец Эльяшив Лейб (Илья Абрамович, также Львович; 1828 – 77), был сыном раввина. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей: брат Авель-Лейб (25 июля 1859) и сёстры Тереза (в замужестве Берчанская, р. 1856) и Михле (Эмма Ильинична, р. 18.07.1859). Левитан - старший закончил ешиву в Вильно, но раввином не стал.
Иешива, ешива,— высшее религиозное учебное заведение, предназначенное для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В последние столетия служила и для подготовки к званию раввина.
 Не добившись видного положения в еврейской общине, он служил на железной дороге кассиром и контролером. В поисках лучшей доли семья со всем скарбом постоянно перебиралась с одной железнодорожной станции на другую. В надежде исправить бедственное положение семьи отец занялся изучением французского и немецкого языков. И, когда в местечке Ковно французская строительная компания начала закладку железнодорожного моста через реку Неман, Илья Левитан устроился на стройку переводчиком. Однако, даже стараясь давать частные уроки французского языка детям богатых родителей, не хватало средств, чтобы отправить собственных чад в начальную школу, и отец обучал их самостоятельно.
 На выбор пути Исаака повлиял его старший  брат Адольф (Авель Лейб; 1858? – 1933). Заметив способности младшего брата к рисованию, он стал брать его с  собой  на этюды и выставки. 

В поисках лучшей жизни, и, желая вывести сыновей в люди, в 1870 году семья Левитанов переезжает в Москву. Однако и здесь отец не получил никакой постоянной должности, перебивался частными уроками иностранных языков, а семья тем временем была вынуждена ютиться в тесной маленькой квартирке на окраине города.   
 Убогое жилье на четвертом этаже под самой крышей имело одно преимущество — отсюда, с высоты, открывался чудесный вид на город. И восход занимался раньше, и закат горел дольше. Для поэтически - созерцательной натуры Исаака это было отдушиной в унылой и полуголодной жизни.
 Отец со снисхождением относился к увлечениям сыновей рисованием, но в 1870 позволил своему старшему сыну Авелю поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. 
Выпускники училища фактически имели тот же статус, что и выпускники Петербургской Академии художеств. В 1896 году училище было превращено в высшее учебное заведение с общеобразовательным, архитектурным и художественным отделениями. Курс обучения длился 8 лет для живописцев и скульпторов и 10 лет для архитекторов.
С этого момента младший Исаак стал постоянным спутником брата во всех его походах на пленэр. Не удивительно, что уже спустя три года, в 1873 году в это же училище поступил и 13-летний Исаак.

Годы учения Левитанов совпали с подъемом и расцветом Училища. Его называли московской академией и в известной мере противопоставляли его как более свободное и прогрессивное учебное заведение Петербургской Академии художеств.
 В МУЖВИЗе среди студентов преобладали тогда дети малоимущих, ремесленников и крестьян. И, хотя бедностью здесь мало кого можно было удивить, о Левитанах ходили малоприятные сплетни и слухи. А застенчивость и скрытность мальчиков еще больше подзадоривала любопытствующих студентов.

Особенно тяжело пришлось обоим братьям после смерти их матери в 1875 году. Спустя два года Исаак с отцом попали в больницу с одним и тем же страшным диагнозом — брюшной тиф. Юный художник выжил и вернулся к учебе, а отец умер на бойничной койке. Дети окончательно лишились средств к существованию и не имели возможности платить даже небольшую плату за обучение, которую они обязались вносить при поступлении.   
В жизни Исаака были такие дни, когда ему просто некуда было идти после учебы. Он прятался в классе за портьеру или мольберты, чтобы не попасться на глаза сторожу и иметь возможность переночевать в тепле. Чаще всего Левитана выставляли таки на улицу, и тогда подросток мерз на лавочке или бродил по ночному безлюдному городу. В конце концов попечительский совет избавил его от платы за обучение, а потом рекомендовал для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова.
 
У Исаака были прекрасные учителя. С начала обучения мальчик оказался в натурном классе, который вел Василий Григорьевич Перов (ЭТЮДНЫЙ ИЛИ НАТУРНЫЙ КЛАСС - класс, в котором рисуют масляными красками с живого тела натурщиков). Знаменитый «передвижник» открыто объявлял себя выразителем всех обездоленных, страдающих и оскорбленных. А когда он практически возглавил МУЖВИЗ, в это здание на Мясницкой, известное своим масонским прошлым, ворвалась одаренная московская молодежь.
 Именно наблюдательность и поэтичность натуры молодого художника, склонность к изображению природы и трудолюбие заинтересовали руководителя пейзажной мастерской Алексея Кондратьевича Саврасова, который буквально переманил к себе Исаака.
Казалось, все пережитые кошмары нищей и голодной жизни направляли Левитана пойти по стопам самого Перова, выплакать горе и обиды, но... он избрал другой путь.

Оказавшись в классе Саврасова, юноша искренне воспринял самое главное наставление любимого педагога: «...пишите, изучайте, но главное — чувствуйте!». Именно умение чувствовать природу довольно рано принесло художнику плоды.    

К первым из дошедших до нас произведениям живописца относятся два небольших пейзажа, показанных с хорошими отзывами на ученических выставках, - "ВЕЧЕР" (1877) и "СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. ВЕСНА" (1877).  Внимание зрителей картина привлекла тем, что уже в этой ученической работе 17-летний Левитан сумел правдиво передать увиденную натуру. Картина написана яркими и чистыми тонами, отличается верностью цветовых отношений.
6 апреля 1877 года появляется первый отклик на пейзажи Левитана в печати, а 2 июня – художник получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками. Ещё Исааку Левитану вручили поощрительную премию - 220 рублей, чтобы он имел возможность "продолжать занятия".
С 1865 г. МУЖВЗ было предоставлено право присваивать художникам звания, давать малые и большие серебряные медали (золотые медали выдавали только в АХ).

В 1879 году вышел царский Указ, запрещающий евреям жить в "исконно русской столице". Появление Указа связано с мерами царского правительства, последовавшими вслед за неудачным покушением народовольца А.К.Соловьева 2 апреля 1879 года на Александра II. Соловьев был приговорен к казни и повешен, он не был евреем. Но, как известно из истории Государства Российского, евреям традиционно отводилась место крайних в любой политической разборке.
Исаак Левитан, которому было18 лет, был выслан из Москвы. Он жил в Подмосковье (деревня Салтыковка).

Здесь Левитан и написал картину «ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ». Он представил эту картину на ежегодной студенческой выставке, которая проходила в январе 1880 года.
Студенческие выставки пользовались популярностью у москвичей. Посмотреть ученические работы приехал и П.М. Третьяков, известный коллекционер и знаток искусства. Павел Михайлович, не торопясь, неспешно переходил из зала в зал, опытным взглядом оценивая картины. И вот перед ним скромный осенний пейзаж. Чем привлек известного коллекционера левитановский скромный осенний пейзаж? Настроением? Удивительной гармонией?
 Серое небо, по которому ветер гонит тучи, стена темных старых сосен и елей, растущих вдоль плавно изгибающейся аллеи, молодые клены с остатками осенней листвы и молодая женщина, идущая по аллее, чуть опустив голову и придерживая шляпку. Усыпанная опавшими листьями аллея пустынного парка и одетая в черное женская фигурка навевают печальное чувство осеннего увядания и одиночества. Ярко-желтые молодые деревца, контрастирует с хмурым хвойным лесом. Хорошо написаны плывущие по пасмурному небу облака, которые создают атмосферу сырого холодного дня. Третьяков попросил познакомить его с художником. Подошел смущенный, растерянный Левитан. Третьяков сказал, что хочет купить картину. Это было очень почетное предложение - юный 19-летний студент-художник не мог и мечтать об этом. Павел Михайлович предложил за нее немалые деньги – 100 рублей.
Кстати, это, пожалуй, единственный пейзаж (портреты он редко, но писал), где у Левитана присутствует человек, правда фигуру написал Николай Чехов, товарищ и сокурсник Исаака.
Вопрос: Что общего между картиной Н. Чехова «Въезд Мессалины в Рим» и картиной И. Левитана «Осенний день. Сокольники»? Чехов написал Левитану на его картине фигуру женщины, а Левитан Чехову на его полотне – вид города. (И. И. Шишкину медведей написал Савицкий К.А.)

Похожее настроение молодой художник избрал и для другого полотна «ОСЕНЬ. ОХОТНИК» (1880, Тверь). Благодаря аналогичному построению композиции с резким перспективным сокращением, обе работы имеют глубину и пространство. идет охотник с собакой, придает этой картине более мажорное звучание. Левитан показал себя в пейзаже как художник повествовательный, его картины читаются, подобно литературному произведению.
 Хотя материальные трудности, преследовавшие Исаака, несколько отступили, возникли другие, не менее серьезные проблемы: совет профессоров училища уволил их любимого преподавателя Саврасова, и молодые пейзажисты, остались без мастера. Левитан старался сохранить с уволенным преподавателем теплые отношения. В дни, когда Саврасов, отставив пристрастие к спиртному, брался за кисть, молодой художник показывал ему свои работы.
К автопортрету. Вопреки распространенному мифу, Левитан не придерживался запрета иудаизма на изображение людей. Об этом свидетельствует, например, то, что в 1880 г. им были написаны два  «Автопортрета».

Через год Левитан уже закончил одно из своих лучших ранних произведений — «ВЕСНА В ЛЕСУ» (1882, ГТГ). Картина с удивительной легкостью передает состояние еще робкого пробуждения природы от зимнего сна. Нежная зелень травы возле тихого ручья и только показавшиеся на деревьях листочки создают поэтически - умиротворенное настроение. Тонкие стебли и ветки деревьев, с обеих сторон склоняющиеся над водой, образуют тенистое пространство, в котором действительно чествуется дыхание леса.