Русские Украины

Александр Ягольник
В чём основная проблема нынешней Украины? Точнее, в ком?
По моему мнению, проблема не в «западенцах» и не в «сепарах» с востока. Это всё частности, которые выросли на главной проблеме: русскоязычных украинцах.

Не секрет, что до 14 года подавляющее большинство украинцев говорило в быту на русском языке. Именно они спокойно приняли протесты на Майдане, именно их призвали в АТО, именно им принадлежат голоса, отданные за Зеленского. В чём феномен русского украинца?

В 91 году, когда начался большой делёж СССР, ещё свежи были в памяти времена, когда культурная, партийная, экономическая жизнь концентрировалась в основном вокруг Москвы и других больших российских городов. Сильна была уверенность, что всё лучшее из республик уходит «в Москву», обескровливая окраины. Вот если «перестать кормить москалей», вот тогда и заживём, думали многие жители Украины. И это убеждение в большинстве своём носило не национальный, а местечковый характер. Самим распоряжаться результатами своего труда и природными богатствами, не делясь с «центром», естественное желание любой окраины.

Украину в 91 году населяли в большинстве своём русские. Не по паспорту, а по духу и воспитанию. Имея разные гены, цвет волос и разрез глаз, это были жители Южной России. Киевлянин и днепропетровец, оказавшись в Москве, Ленинграде, Новосибирске или Хабаровске, не чувствовал себя чужим, инородным. Да и жители любой окраины РСФСР с удовольствием поменяли бы свою глушь на тёплый украинский городок, даже не Киев, Одессу или Мариуполь. Можно сказать, что Украина в СССР была своего рода русским раем на земле. Все (почти) говорят по-русски, прекрасно тебя понимают. Климат мягкий, лето длинное. Урожаи не только яблок, но и абрикос, персиков, грецких орехов. Есть не только деревня, но и город с современной промышленностью, наукой, школой, медициной. И море в ночи езды на поезде!

И 90-е, и 0-е на Украине прошли достаточно мягко, по сравнению с остальным бывшем СССР. Политический климат был достаточно свободный. Государство не прижимало бизнес, как в Белоруссии, России и Казахстане, не заорганизовывала свои структуры и не усложняло законы. По ряду внутренних и внешних причин, коммунальные платежи были одни из самых низких. Газ протянули в отдалённые деревни, на зависть российским. Электричество, благодаря урану, углю и воде было в избытке. И на этом фоне «игра в национализм» воспринималась русскими Украины как некий квест: сдай украинский экзамен, оформи на украинском документы, но останься русскоязычным. Зато у южных русских было своё государство!

Если смотреть на Украину до 14 года, то она действительно была самой свободной в политическом плане среди республик, в которых русские были большинством. Чего не хватало южным русским? Возможности быть не только свободными политически внутри страны, но и свободными вовне, прежде всего, в ЕС. Учиться в Европе, работать в Европе, и жить в дешёвой уютной Украине — что плохого в этом желании? Ради этого и националистов можно потерпеть, и гейпарады.

Когда Крым вошёл в Россию, и предприниматели, и госслужащие поняли, как просто было «в той Украине». И «бумажек» меньше, и правил, и отчётности. Украинская госмашина была скорее как дизельгенератор во дворе, в который нужно подливать топливо и получать взамен электричество, мирясь с тем, что он шумит и воняет. Российско же государство стремиться всё сделать своей частью, подчиняя, контролируя, направляя. Русским Украины было что терять и за что бороться. Но это — до 14 года.

Сейчас мир совсем другой. Он и был другим, но Украину просто не трогали, так как она в целом всех устраивала такой, какая была. Сегодня игры закончились. Идёт новый передел мира. И тут побеждает не тот, у кого лучше демократия и слаще абрикосы, а тот, кто имеет ракету и готов нажать кнопку. Поэтому Северную Корею не тронут. А разные мелкие европейские страны могут тасовать и кроить, как это угодно ведущим державам. Чем мельче страна, тем удобнее делать размен во время передела. Такие страны, как Югославия, Сирия и Украина не вписываются в эту концепцию. Но ведь их тоже можно раздробить? Югославию дробили 15 лет. Теперь Западная Европа спокойно поглощает её обломки один за другим.

Украина вполне могла быть принята в ЕС целиком. Политических препятствий не было. При правильной подаче в СМИ и народ в большинстве был бы за. Но большая Украина Европе не нужна. Для нормального пищеварения нужно тщательно пережевывать пищу, не заглатывая большие куски. Идеал для ЕС — раздробленная на независимые государства Украина, которая спокойно, по частям, войдёт в подчинение Западной Европы. Что там за рай или ад в этих микро-Украинах будет — не важно. Но как раздробить Украину? Как получить её ресурсы, рынки, не обретя попутно сильного конкурента? Да очень просто. Устроить ей Югославию. Разворошить национальные, языковые, религиозные проблемы, добавить сепаратизма, хорошо взболтать, подсадить на долговой крючок, и лет через 15 имеем лояльную, покорную территорию. 

А что с востока? Начнём с того, что Россия — не СССР. Защищая свои политические интересы, она не сунется во второй Афганистан. Да и внутренней войны хватило. И дело не столько в политической изоляции, сколько в умении считать деньги. На что хватит? На Крым — да. Дёшево и мило. На Сирию — да. Показательные войсковые выступления при минимальных рисках. А вот Украина целиком … Тут такие же соображения, что и партнёров с запада. Ничего личного, просто бизнес. Правда, Россия европейски бизнес всё же обломала. Во первых, начала поглощать кусками первая. Во вторых, консолидировала центральные и западные области Украины против себя … и против деления в целом. Не случайно все, и Европа, и Россия за «федерализацию», а Киев — против.

У Киева, чтобы остаться столицей крупнейшего европейского государства только один путь — централизация, усиление вертикали власти, ужесточение законов, контроль повсеместно. То есть всё то, чего так хотели избежать южные русские в своём украинском раю. И у Киева есть веское основание: «Враг на пороге! Какая такая дем... децентрализация? З глузду зьихалы?» И эта политика одновременно и антироссийская, и антиевропейская, но про-украинская.

И вот теперь вопрос, кто поддерживает эту политику Киева? Русские Украины? А зачем? Чтобы иметь путинскую Малую Россию, которая будет отличаться лишь лидером? Кто оплатит банкет? Европа под это дело денег не даст. Россия — тем более. Могут США, смеха ради. Запустить под кресло Европы и России такого ежа — милое дело. Но какой резон русским Украины поддерживать такую Украину? Всё, чему они радовались до 14 года — всё рухнуло.

Язык прижимают во всех смыслах. Тарифы подскочили. Цены мало отличаются от российских. На приработки в Россию сложно, а в Европу не особо легко. Море уменьшилось на целый Крым. Лишь абрикосы радуют, но содержать дачу стало дорого. Цены на недвижимость и участки упали в несколько раз. Сегодня Украину можно скупить за копейку или цент, был бы интерес и юридические возможности. Да у европейцев нет интереса, а у россиян — юридической возможности. От русских украинцев отнимают язык, веру, свободу, режут им связи с многочисленной российской роднёй. И всё ради этого всего? Да гори оно огнём!

Вот когда русские Украины поймут всё это, уяснят, что никакая мимикрия под справжніх українців их не спасёт от потери «южно-русского рая», тогда они перестанут свободно катиться в ад, минуя чистилище, и начнут немного притормаживать.

Надеюсь, всё, что я написал, бред, не имеющий ничего общего с действительностью. Могу я ошибаться, верно? Тот случай, когда хочется оказаться неправым, и новый президент Украины, объединивший русских, украинцев, татар и евреев, приведёт их всех к процветающей Украине, новой Франции, вернувшей свои потерянные и полу-потерянные территории, промышленность, науку, позиции в мире. Хотелось бы верить. Но … В начале декабря 13 года я тоже хотел ошибиться. Сбылось то, о чём побоялся тогда написать.

Что пожелать русским Украины? Проснитесь, господа! Сколько не закрывай глаза, мир от этого не изменится. Рай вы уже потеряли. Не докатитесь до ада в своей слепоте, доверчивости и самообмане.