В тот день

Наталья Коноваленко
        С  утра выкатилось такое солнце, что воздух весенний потеплел сразу до десяти градусов. Вспомнилось, как много лет назад тридцать первого марта я ехала в автобусе, съёжившись от холода, и смотрела в заиндевевшее окно, а на меня поглядывал молодой человек, что сидел слева. Я направлялась в храм, поставить свечу, но напротив остановки был магазин, и я решила зайти сначала в него…
     На кассе, поправляя шапку и воротник пальто, коснулась пальцами уха и почувствовала отсутствие серёжки. Эти серьги мне на день рождения подарили родные с детства люди. Когда парикмахер делала дырочки, всё причитала:
- Сорок лет без серёг - как это можно?
- Я вообще не проколола бы уши, если б ни подарок.
- Много золота, - с уважением сказала она, - не пожалел денег, любит, наверное…
- Это от мамы и сестры, - улыбнулась я.
- А…, - разочарованно и удивлённо прозвучало в ответ.
       Эти серьги я не снимала с момента приобретения ни днём, ни ночью, и вот - одна исчезла…
       В растерянности прошла несколько раз по магазину, выйдя на улицу, бесполезно покрутилась у остановки и подумала, что эта потеря - знак мне, памятка. Ведь ещё в автобусе я решила сначала зайти в магазин, а не в церковь… Неправильно расставила акценты...
       Почему я тогда не посмотрела на парня, возможно, он и сказал бы мне, что серёжка расстёгнута или лежит на воротнике, как знать…

       Только сорок семь лет было отцу тем суровым  мартом, когда я осознала в свои шесть, что родителей может не стать...
      Под соседским забором часто лежал пьяный старик. Его хатенка находилась неподалёку. Время от времени кто-то из прохожих или его семьи  все же будил его и с руганью прогонял домой...
      И я всё думала: почему? Почему он не нужен родным? А мой отец был так неоходим нам, но его нет…

       С тех пор во мне надолго поселилась тревога, а порою даже страх от того, что всё надёжное и постоянное на самом деле очень непредсказуемо и хрупко.
       Более всего изумлял постоянный контраст буйства деревенской жизни вокруг, роскоши красок, бездонности неба, бескрайности степи - рядом с человеком. Неизменная и величественная красота мира  - и человек,  такой маленький в сравнении со всем этим и совершенно бессильный перед неведомым, ничуть не сильнее, чем цыплёнок, кузнечик, бабочка! А ведь я хожу по земле, почти не глядя под ноги, а там своя жизнь - муравьиная, букашечья, иная…
          Повзрослев как-то сразу, я стала вглядываться в окружающий мир, замечать его, беречь живое..

         Лет через  двадцать пять  судьба свела меня  с женщиной, которая родилась тридцать первого марта.
         Словно кто-то могущественный с интересом наблюдал, как я поступлю, подбрасывая мне в жизни всё новые и новые противоречия.  Ее звали тем же именем-отчеством, что и мою маму, но я не могла откликнуться на её праздник в такой день…
      Полгода назад она уехала к морю с мужем, а вернулась одна. Вечером он был, а утром уже нет.
      Он перенёс Афганистан, был немногословен, силён и крепок. В воздушный десант других не берут.
      Крутился без остановки, выучил двух сыновей, построил огромный дом…
      Расспрашивать было не о чем. И так всё ясно.
      Они учились в одном классе, у них был общий выпускной, общая бродяжья жизнь в войсковых городках... Теперь она  - тревожная хозяйка огромного дома. Для себя она решила, что он уехал в командировку, а в этом году у неё - юбилей.
     Я собиралась съездить к ней в гости, но теперь в противоречие  вступили обстоятельства. Врач строго посмотрела на меня и написала на листке ёмкое слово с тремя восклицательными знаками: «Молчать!!!» Ларингит лечат молчанием. Нельзя даже позвонить.
     Я пошлю ей одно из самых оптимистичных своих стихотворений и несколько снимков с прекрасными весенними цветами. С Днём рожденья, Валентина!
     Я напишу об отце новую миниатюру, и его имя будет жить вместе с именем моей мамы в книге так же, как живут люди земли, которую он защищал от врага в годы войны. Светлая память Фёдору!

      А за последним днём марта придёт первый день апреля - чудесного, цветущего, многоголосого.
      И я вновь обрету голос, открою окно, улыбнусь солнечным апрельским утром тому могущественному, который наполняет мою жизнь противоречиями. Теперь у меня нет к нему вопросов.
- Славлю имя Твоё! Благодарю Тебя! - скажу громко.
     И пусть торжествует жизнь!
                Наталья Коноваленко
                фото автора