Эдгар Дега-выдающийся французский художник

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Эдгар Дега – выдающийся французский художник, один из  основателей импрессионизма.

Эдгар де Га (позже он изменил свое имя на менее аристократичное - Дега) родился в Париже
19 июля 1834 года и был старшим из пятерых детей в преуспевающей и высокообразованной семье. У него было два брата, Ашиль и Рене, и две сестры — Тереза и Маргарита.

Его отец, Огюст, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии  еще его отцом. Эдгар всего лишь пару раз, в 1870 году, писал портрет отца, Огюста де Га.
Мать Эдгара, известная своей красотой Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Мать умерла, когда Эдгару исполнилось всего лишь 13 лет, и это было тяжелым ударом для обожавшего ее сына.

Эдгар был умным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, закончил школу. Учился юный Эдгар в знаменитом, расположенном в самом сердце Парижа лицее Луи-ле-Гран (Людовика Великого). Из школьных предметов ему особенно нравились история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать.
Интерес к рисованию поддерживал в нем отец, который сам всегда гораздо больше интересовался искусством, чем финансами. Отец разрешил сыну превратить одну из комнат в мастерскую.   
Окончив лицей в 1853 году  и получив степень бакалавра, Дега в 1853 году поступил в мастерскую живописца Жозефа Барриса.

Имея богатого отца, который к тому же всячески поддерживал стремление сына к славе, Дега не нужно было думать о средствах к существованию, и он имел возможность спокойно изучать живопись так, как ему того хотелось.
Он много времени проводил в Лувре, копируя работы старых мастеров, а, чтобы умиротворить отца, позднее в том же году поступает на факультет права.
В конце концов, юноша сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право, и получил у отца разрешение совершенствоваться как художник.

В апреле 1855 года Дега поступил в Школу изящных искусств. Здесь он провел лишь несколько месяцев и совершенно разочаровался в ее косной, основанной на идеализации форм методике обучения. Это отбило у Дега тягу к академическому образованию.
Однако от пребывания в Школе у него осталась дружба, прочно связавшая его до конца жизни с академическими художниками Бонна и Эли Делоне.
Эдгар выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра.

Мастер¬ство Энгра не только восхищало Дега с детства, но и оказало огромное влияние на его дальнейший творческий путь. «ВОТ ХУДОЖНИК, КОТОРЫЙ МОГ БЫ ПОСВЯТИТЬ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ТОЛЬКО ТОМУ, ЧТОБЫ НАРИСОВАТЬ ОДНУ ЖЕНСКУЮ РУКУ!» — сказал однажды о своем кумире молодой художник.
Во время короткой встречи его с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал: "РИСУЙТЕ ЛИНИИ, МНОЖЕСТВО ЛИНИЙ, И ВЫ СТАНЕТЕ ХОРОШИМ ХУДОЖНИКОМ".

Именно пример Энгра вдохновил молодого Дега со¬вершить несколько поездок в Италию.
Отец художника, Огюст де Га родился в Италии и имел там несколько братьев и сестер, он порекомендовал сыну остановиться у родственников во время его поездки в Италию. 
Молодой живописец посетил Флоренцию, Рим, Неаполь, где изу¬чал искусство мастеров Возрождения.

В это время художник не только копировал знаменитых живописцев, ...

...но и создавал свои собственные работы, выдержанные в традиционной «академиче¬ской» манере, в которых темная красочная гамма оживлена лишь несколькими яркими цветовыми пятнами («ПОРТРЕТ ГОСПОЖИ МОРБИЛЛИ, СЕСТРЫ ХУДОЖНИКА»).
Тогда же у художника появилась работа, в которой он впервые обращается к современной тематике, к «живой действительности» («НИЩЕНКА»).
В то же время Дега вел жизнь аристократа. Все, более совершенствуясь, как художник, он в то же время приобретал тот светский лоск, который сохранил на всю жизнь...
Свои картины и рисунки он присылает отцу, который верит в талант сына и поощряет его:
„Повторяю тебе, работай систематически, иди по однажды избранному пути и будь уверен, что тебя ждут великие дела. Перед тобой прекрасное будущее, не засоряй голову сомнениями".

Наибольшее влияние на его развитие оказала встреча с французским живописцем Гюставом Моро, состоявшаяся в 1858 году в Риме. Моро был старше Дега на восемь лет. Испытывавший интерес к Рафаэлю, Микеланджело, Корреджо, Тициану и Паоло Веронезе - Моро стремился максимально точно воспроизвести их краски, пренебрегая рисунком и композицией их произведений.
С этой целью он экспериментировал, прибегая к различным живописным методам, в том числе с акварелью и пастелью.
В значительной мере увлечение ими Дега восходит к Моро, особенно его работа с пастелью, которой он в основном пользовался в поздние годы жизни.

Дега написал за свою жизнь немало портретов. Их преобладание можно объяснить влиянием отца, который считал, что этот жанр обеспечит сыну достойное существование.
"АВТОПОРТРЕТ", 1854-55, Париж, музей Орсе. Это самый большой и самый впечатляющий портрет Дега из как минимум семнадцати, созданных им в 50-е годы, выполнен до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Здесь, в двадцатилетнем возрасте, Дега изобразил себя скорее джентльменом - буржуа, нежели художником - если не считать угольного карандаша в правой руке. 
Лейтмотив этого поясного портрета со слегка искривленным телом восходит к известному автопортрету молодого Энгра.

Неопределенность и отчужденность выражения лица повторились и на последующих автопортретах Дега, к примеру, на том, где он снимает шляпу, написанном семью или восемью годами позже "АВТОПОРТРЕТ: ДЕГА, ПОДНИМАЮЩИЙ ШЛЯПУ", около 1863, Лиссабон, Музей изобразительных искусств. Как и на самом раннем автопортрете, Дега изобразил себя не живописцем, а просто молодым джентльменом. 
Темный фон немного приоткрывается справа, и сквозь трещину в стене проглядывает нечто вроде неба. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы - Тициана и других. 
Несмотря на такого рода заимствования у старых живописцев, именно случайный, непреднамеренный жест со шляпой и непретенциозная одежда изображенного джентльмена делают портрет удивительно современным. 

С самого начала своей карьеры Дега демонстрировал особый интерес и теплое отношение к своей семье. Помимо него самого, моделями Дега были многочисленные родственники художника: братья и сестры, дяди и тети. Не всех он писал одинаково часто, исходя из мотивов сугубо изобразительного свойства. Предпочтение Дега отдавал, например, младшему брату Рене.

Вот портрет итальянских родственников Эдгара. Сестра Тереза, с ее холодным и надменным видом, казалось, сошла с одной из картин Энгра, а муж и двоюродный брат Терезы Эдмондо Морбилли обладал наружностью итальянского аристократа XVI столетия.   

Дега добился больших успехов в жанре портрета, но  не выбором красивых моделей, а умением раскрыть сильный характер и своеобразие позирующих.
Часто он достигал этого, утрируя черты портретируемого, как, например, в "КОЛЛЕКЦИОНЕРЕ  ГРАВЮР" , 1866, Метрополитен-музей. Неуемный, страстный коллекционер, наклонившийся над папкой с гравюрами. Острые черты лица позирующего, пронизывающие глаза, хищный нос делают его похожим на одного из тех чудных фанатиков, которых описывал Бальзак.
"ПОРТРЕТ ГИЛЕРА ДЕ ГА", 1857, Париж, музей Орсе. Гилер де Га был дедом художника и жил недалеко от Неаполя. Эдгар написал этот внушительный портрет во время своего пребывания в Италии, когда позировавшему было восемьдесят семь лет. Теплый свет и достоинство, присущее пожилому человеку, свидетельствуют о привязанности внука к деду и восхищении им, что подтверждается и семейной перепиской.
Продолжение следует...