Лопатин Иван Павлович

Вячеслав Кисляков 2
     Его называли  «Капитан капитанов»

     26 мая 2017 года ОАО «Мурманское морское пароходство» завершило сделку по покупке очередного теплохода. Новому судну было присвоено имя «Иван Лопатин». Морской многоцелевой балкер «Иван Лопатин» - судно 2010 года постройки, предназначенное для перевозки навалочных и генеральных грузов. Длина 179,5 м, ширина 27, 7 м, дедвейт свыше 33 тысяч тонн.
 
     С Иваном Павловичем Лопатиным я был знаком более 40 лет. Особо близко я с ним сблизился после смерти его жены,  когда работал капитаном наставником в Службе безопасности мореплавания. Иван Павлович хорошо знал мою жену и бывал у нас в доме. Я бывал у него неоднократно – поздравлял всегда с днем рождения и по праздникам.  Ко мне он относился с очень с большим уважение, а я к нему, - как к отцу-наставнику.  В 2009 году я ушёл на пенсию, проработав в ММП более 43-х лет,  и мы с женой переехали на постоянное жительство в город Боровичи. И хотя мы с ним больше не виделись,  я  постоянно звонил ему по телефону, интересуясь его жизнью и поздравляя с днём рождения и с морскими праздниками.  Последний мой разговор с Иваном Павловичем состоялся в его день рождения 3 июня 2014 года. А 29 августа этого же года я узнал, что нашего главного капитана уже не стало… Умер Иван Павлович на 93 году жизни в Мурманске, а похоронен на родине - в деревне Архангельской области.

      За долгие годы работы на флоте я видел многих помполитов. Были среди них и неплохие люди, но в большинстве своем, это были или негодяи, на которых негде было клейма ставить, или же, бездельники  и лентяи, которые  сами старались  ничего не делать, а лишь загружали работой   коммунистов, комсомольцев и простых беспартийных моряков. Основной принцип этих, так называемых «работников» был принцип – разделяй и властвуй. Вот они и занимались только тем, что старались устроить в экипаже разлад и свару, а потом делали видимость, что они налаживают нормальную жизнь экипажа.

      Были среди помполитов и откровенные воры, были пьяницы, были  и насильники. Много скверны приносили такие политработники в нормальные экипажи судов. Как пример, можно привести нашего помполита Шубина В.А., которого посадили на пять лет в тюрьму за то, что он неоднократно  насиловал малолетних девочек в пионерском лагере ММП «Анапа», когда работал там воспитателем в летнее время. Другой такой помполит  - Б.В.А., открыто заставлял работников ресторана тащить ему в каюту различные деликатесы со столов туристов, при этом не гнушался разными интригами среди членов экипажа. Единственный помполит, который как-то соответствовал критериям более-менее нравственного человека, был Тюкачев Николай Васильевич, который курировал теплоход «Акоп Акопян» в 1974-1975гг. Но он, правда, на судне появлялся наездами и в основном – за семгой. Но он хотя бы не приносил вреда людям. Последнего помполита, с которым мне приходилось работать на тх «Канин», некто Третьяков, я его выгнал с судна как абсолютного интригана и лентяя, за что секретарь парткома пообещал меня уволить из ММП.

      Я многое пережил и перетерпел  в 1984-1985 гг., когда  из-за одного  негодяя-помполита чуть не была испорчена вся моя дальнейшая карьера.  И только благодаря  такому прекрасному и справедливому человеку, как заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания Лопатин Иван Павлович, который заступаясь за меня, ходил несколько раз к начальнику ММП Игнатюку В.А., «мое дело»  кое-как утрясли и оставили работать в ММП, но уже не в должности капитана, а старшего помощника капитана и дублера капитана. И только через три года меня вернули на должность капитана.

       Ублюдки и подонки были везде и всегда! И от них никуда не денешься!Понимая, что в жизни всегда будут присутствовать ублюдки и подонки,  надо с ними  бороться разными методами до полного истребления. Только тогда  у нормальных людей настанет нормальная жизнь. Жаль только, что в этой борьбе, хорошие люди тратят постоянно свои  нервы и свое время, а то и другое уже не восстановить!

      Я всегда предвзято относился к помполитам, которые были на каждом судне Мурманского пароходства. И вот одна такая гнида чуть не испортила мне всю жизнь. И только благодаря такому человеку, как Иван Павлович Лопатин, я выжил и не скатился в пропасть. Через некоторое  время в самом парткоме раскрутили дело, в котором выяснилось, что в парткоме свили себе гнездо партийные гомосексуалисты. Это был гром среди ясного неба в Мурманске и в обкоме партии! А когда   следователи допрашивали педика-инструктора парткома Федора Федоровича (забыл его фамилию), то  на вопрос следователя, кого он знает еще в парткоме  из этой когорты людей - тот не задумываясь, ответил: «А у нас в парткоме все такие». Позже он заявил: «...наилучший путь удержать нас (гомиков) от компенсации нашего одиночества и чувства неполноценности за счет более слабых людей - это дать нам познание о нашем месте в жизни. Тогда меньше гомосексуалистов будет в психбольницах и в приемных врачей-психиатров».

      И вот такие  люди меня  долгое время гнобили, а затем еще  и лишили должности капитана.  Потом их разогнали, конечно, но как-то сделали это все по-тихому, а также и других на их место поставили по-тихому. Это  позорное  пятно  еще долго оставалось на партийной власти ММП. Для многих коммунистов Мурманского пароходства это был удар ниже пояса. С кем же мы работали? И где же эта честь и совесть и ум партии свила свое гнездо? В святом для коммунистов  месте - в парткоме.

      Не лучше помполита в 1984 году,  оказался и капитан Кононов В.В., которого помполит Смоляков Н.Я. «повязал» за его связь с бортпроводницей Ч.Зинаидой. Он использовал этот момент, чтобы подвязать к своим поклепам на  меня еще и  самого капитана, очернить меня и испортить мою карьеру.  Но я выжил, закалился и даже стал через 10 лет капитаном-наставником ММП, а  вот эти негодяи, уже давно находятся на том свете. Но они у меня тогда  выпили немало крови… Лучше про все то, что делали  со мной в те годы  «бойцы партии», можно было бы  прочитать в моем заявлении на имя секретаря парткома. Я подробно в том  заявлении написал,  как все было на самом деле. И все это писалось мною еще по свежим следам. Конечно, я писал это заявление секретарю парткома ММП не с целью кого-то очернить, а для того, чтобы партком разобрался в том, что за помполиты работают у нас на флоте, и, чтобы восторжествовала хоть какая-то правда.. Но, как говорят в народе: «Рука руку моет». Правду в те времена найти было очень трудно, да и кому в парткоме нужна была эта правда?

       Вот как выглядела схема снятия меня  с  теплохода «Клавдия Еланская», после того, как я принял дела капитана судна, после арктических круизов 1984 года. В рейс была послана комиссия партийного контроля ММП. На пассажирском судне с большим экипажем всегда найдется несколько человек, недовольных строгостью и требовательностью капитана. Вот их и выслушивали члены партийной комиссии, собирая к тому же слухи и сплетни, всегда окружающие любого незаурядного человека. Все эти сплетни были старательно  обработаны помполитом Смоляковым и членами парткомиссии ММП и представлены в партком, чтобы затем показательно наказать меня на Совете пароходства,  показывая всем остальным капитанам, что может быть и  с ними, если они пойдут против воли парткома в лице  существующих  на судах  «бойцов партии» - помполитов.

      Для меня ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы был и остается Иван Павлович Лопатин, которого я и очень многие капитаны пароходства, и далеко за его пределами, уважали и продолжают уважать сегодня.  А ему сегодня было бы уже 94 года!  К сожалению этого прекрасного человека, капитана и руководителя пароходства в 2014 году не стало… И огромное ему СПАСИБО за все  то хорошее, что он сделал для многих моряков и капитанов Мурманского морского пароходства. Связь  с Иваном Павловичем  я поддерживал буквально чуть ли не до дня его смерти.    

      Имя Ивана Лопатин хорошо известное среди моряков Северного бассейна.
Иван Павлович Лопатин родился 3 июля 1922 года в Архангельской области. В 1945 году окончил судоводительское отделение Архангельского мореходного училища. Иван Павлович прошел Великую Отечественную войну, воевал на Карельском фронте. В 1942 г. был ранен, затем находился в госпитале. После выздоровления с 1943 г. проходил службу в батальоне охраны при коменданте г. Архангельска. С 1945 по 1988 год работал в Мурманском морском пароходстве. Начал свою карьеру третьим, затем вторым, старшим штурманом,  работал на пароходах «Мурманск», «Кама», «Державин», в уже марте 1950 года стал капитаном на пароходе «Спартак», а в 1952 году Лопатин возглавил экипаж крупнотоннажного парохода «Александр Суворов». В 1957 г. был признан лучшим капитаном ММП. За восемь лет работы на «А. Суворове» обошел весь мир. С 1960 года Лопатин трудился на берегу: вначале в должности начальника морской инспекции, затем – заместителя начальника пароходства, начальника службы мореплавания. С 1987 года Иван Павлович Лопатин - заместитель начальника Мурманского морского пароходства по безопасности мореплавания. Он внес большой вклад в развитие судоходства и грузоперевозок в заполярном бассейне и заграничном плавании. При его активном участии обеспечивалась безопасность плаваний судов Мурманского пароходства в Антарктиду и Арктику, на линии «Континент-Канада» и по Северному морскому пути. За время его работы ни одно транспортное судно пароходства не было утрачено по вине судоводителей.

      Он принимал активное участие в жизни города. Дважды избирался депутатом Мурманского горсовета, был членом Ленинского райкома КПСС, членом Баскомфлота, возглавлял Добровольную народную дружину пароходства, являлся членом Научно-технического общества и общества «Знание», был членом Мурманской городской общественной организации «Ассоциация исследователей Арктики». Иван Лопатин – один из создателей музея истории пароходства.

     Велика заслуга Лопатина в подготовке квалифицированных судоводительских командных кадров. Сегодня во главе региональных предприятий морской транспортной отрасли стоят специалисты, прошедшие школу Лопатина, его ученики.

      В трудовой книжке Ивана Павловича – 87 наград и поощрений. Он награжден Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени. Ему присвоены звания «Лучший капитан», «Почетный работник ММФ», «Почетный полярник».

     3 июня 2012 года в музее Мурманского морского пароходства чествовали ветерана Ивана Павловича Лопатина. Пережив Великую Отечественную войну, он посвятил Морскому пароходству ровно полжизни. За время работы именинник посмотрел весь мир, работал штурманом, капитаном на крупнотоннажном пароходе "Александр Суворов",  потом возглавлял службу мореплавания. А уйдя на пенсию, продолжал участвовать в жизни ММП. Сейчас ветеран с ностальгией и гордостью вспоминает былые времена. А десятки опытных моряков считают себя его учениками.

     Иван Павлович Лопатин рассказал: «Самый лучший момент это, когда я приехал работать в Мурманское пароходство. Я доволен тем, что я проработал здесь 44 года. Прошел путь сложный, но, однако, я многого добился, мне собственно и мечтать не о чем. Я сделал все, что было возможно».

    За свои заслуги северянин получил немало наград. Среди них - звания «Лучший капитан», "Почетный полярник". В копилку благодарностей Ивана Павловича сегодня прибавилась еще одна. К юбилею ветеран получил письмо из Кремля.

     Первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин сказал: "Хочу выполнить почетную миссию. Вам пришло персональное письмо из Кремля от Владимира Владимировича Путина. Разрешите его вручить Вам. Сами его прочитаете, я думаю там слова добрые. А от лица правительства Мурманской области и от себя лично хочу пожелать здоровья, энтузиазма, крепкого духа и долгих лет жизни, чтобы радовать нас всех".
    На праздновании в музее ММП юбиляра усадили на ценный экспонат - стул с известного ледореза «Федор Литке». Стулу 102 года, на нем в свое время сиживали знаменитые мурманские капитаны, имена которых сегодня носят ледоколы: Николаев,  Драницын,  Сорокин. А вот теперь на нем сидит девяностолетний Иван Павлович Лопатин - подтянутый, веселый и разговорчивый, невзирая на годы. Принимает поздравления учеников, которые стоят здесь же с подарками и букетами, в мундирах с золотым капитанским шитьем. 
    - Все мы приходили на флот юными, безусыми и безрассудными штурманцами, гадкими утятами, - обратился к юбиляру один из его давних учеников - ныне заместитель генерального директора Мурманского транспортного филиала компании «Норильский никель» Вячеслав Коноплев. -  Но, учась в той системе безопасности мореплавания, которая была вами создана, становились теми, кто мы сейчас. А самое ценное, по-моему, что вы не только смогли научить всех нас, но и защитить, сберечь. Судьба разбросала нас по разным организациям, однако ваш принцип работы, ваши уроки безопасности мы применяем в тех компаниях, где трудимся.
    Если оглянуться назад, то диву даешься: как удалось крестьянскому сыну Ивану Лопатину стать не просто именитым капитаном, но и на долгие годы определять политику безопасности плавания десятков больших и маленьких кораблей ММП в водах Мирового океана? Деревни в глухом лесном Плесецком районе Архангельской области, где он родился и провел детство (она стояла в 30 километрах от нынешнего космодрома «Плесецк»), уже и на свете-то нет. Семья, где Иван был десятым ребенком, была не просто бедной - там хлеба досыта не едали.

      На вопрос, почему он пошел служить в море, Лопатин ответил, что в детстве читал книги о моряках – понравилось. Тогда и стал усердно заниматься, поступил в Архангельский морской техникум. В 1938 году наш герой поступил в Архангельский морской техникум, однако Великая Отечественная оборвала планы. Воевал в оленье-лыжном батальоне Карельского фронта, после тяжелого ранения (чудом не погиб!) был направлен в батальон по охране Архангельска. Затем, став уже дипломированным штурманом, в 45-м молодой помор приехал в заполярную столицу.
     - Ваш самый счастливый день в жизни? - приставали к нему на юбилее журналисты. А Иван Павлович с гордостью отвечал:
     - День, когда меня приняли в Мурманское морское пароходство. Счастливее не было!

     Кстати, впервые выходить в море он начинал на маленьких слабеньких тихоходных судах, первым был восстановленный после войны пароход «Мурманск». Позже работал какое-то время диспетчером на берегу, рос по службе. Но как-то, будучи уже старшим диспетчером, отказался ехать в командировку в министерство морфлота  СССР. И его разжаловали, а в наказание отправили в море вторым помощником капитана. Вот уж точно - не было бы счастья, да несчастье помогло.

      Через два года Иван Лопатин стал капитаном маленького тихоходного парохода «Спартак». И этот слабенький пароходик он привел в столь идеальное состояние, что Регистр позволил ему работать не только в Балтийском, но и Баренцевом море, ходить в рейсы аж до Шпицбергена. Первый же план по перевозке груза экипажем этого судна был выполнен на 157,9 процента.
     - Правда, у нас тогда труба упала от такой переработки, - самокритично вспоминает юбиляр.  - В районе острова Медвежий это случилось, когда шли на Шпицберген, в условиях сильного шторма. Но мы дошли благополучно. Там, на Шпицбергене, все заварили, трубу поставили и опять отправились в море.

     Уже в 1952 году он стал капитаном крупнотоннажного лайнера «Александр Суворов». Это судно типа «Либерти», модель которого всегда вызывает интерес у американцев, которые приходят в музей пароходства, для Ивана Павловича стало не просто любимым - родным. А когда планировали создать музейный экспонат, именно Лопатин добывал чертежи, рисунки, снимки своего корабля.

     Капитаном «Суворова» его назначили в тридцать лет. Невысокий, ладный, худощавый - он выглядел совсем юным пареньком. Неудивительно, что как-то в Уругвае местный лоцман, поднявшись на судно, его за командира вовсе не признал. Тем более что стояла жара, и молодой мастер - так называют капитана за границей - на мостике находился не в кителе, а в обычной легкой одежде. Они тогда шли по заливу в порт, и лоцман, отдавая указания, с недоверием косился на Лопатина. Однако видя, как тот профессионально управляет огромным лайнером и виртуозно вписывается в сложные узкости, успокоился. Признал за мастера. А напоследок даже поблагодарил за отличную работу.

     «Выдержан, вежлив, корректен, - было написано в одной из характеристик тех времен на Ивана Лопатина. - Несмотря на свою молодость, пользуется авторитетом у рядового и командного состава...»
     А дальше в служебной характеристике слова, которые могли бы стать девизом всей жизни капитана Лопатина: «...И беспредельно предан морю».
     Он остался предан морю и когда в 61-м стал заместителем начальника пароходства по безопасности мореплавания. Руководя с берега огромными потоками судов в море, Иван Павлович воспитал целую плеяду блестящих капитанов, умеющих совмещать безмерный риск в схватке со стихией с хладнокровной расчетливостью и безупречной профессиональной грамотностью.
     - Мне довелось пятнадцать лет отработать в Мурманском морском пароходстве, - сказал, поздравляя юбиляра, первый заместитель губернатора области Алексей Тюкавин. - Я пришел туда в 1983 году. Не знаю, помните ли вы меня, Иван Павлович, но я хорошо помню, с каким восторгом мы смотрели на таких корифеев, как вы. Ощущение, что вы всегда рядом и постоянно находитесь в самой гуще событий, не покидало, даже когда вы ушли на пенсию.

     Алексей Тюкавин вручил имениннику письмо из Кремля от президента России Владимира Путина, а также цветы и подарки от регионального правительства.

     Капитан капитанов - так называли Ивана Лопатина, когда он возглавлял службу безопасности мореплавания ММП. «Иван Павлович - отец родной», - характеризовали его моряки. Но ведь отец родной не только пряники раздает, но в случае необходимости может и ремень взять. Лопатин тоже наказывал, если был серьезный повод. Мягких людей на его должности не бывает, да и не должно быть. Море - стихия суровая и безжалостная - ошибок не прощает. Но никогда он не карал несправедливо. Среди капитанов и старпомов, работавших с ним, нет ни одного, кто бы мог обвинить его в предвзятости. А после суровой санкции нарушитель всегда получал от Лопатина добрый совет на будущее. Иван Павлович не загонял человека в угол, в тупик, из которого невозможно выйти, напротив - протягивал руку помощи. При всей своей огромной требовательности Лопатин никогда не забывал похвалить отличившихся.
     - Он нес огромную ответственность за нас, за всех, - рассказал один из учеников Ивана Лопатина, председатель Мурманской ассоциации морских капитанов Алексей Марков. - И для нас естественно было сверять по нему свои поступки, ведь мы, по сути, выходили на капитанский мостик с его подачи.
     - Алексей Григорьевич, а в чем секрет бодрости и молодости вашего наставника, как считаете?
     - Во-первых, думаю, гены - крестьянские, архангельские. Во-вторых, юность, которая пришлась на голодные, полные лишений годы войны, это, несомненно, закалило. И в-третьих, он же не зря сегодня дал совет: берегите здоровье! Здоровая пища, физические нагрузки - у него в семье, где я не раз бывал, это принято. Он сам говорит: выйду утром в магазин, яблок не килограмм куплю, а одно-два, чтобы завтра еще прийти. Каждый день зарядка, активное движение. И еще - ежедневно, по его признанию, необходимо просыпаться с мыслью: что-то надо сделать! Когда не для чего вставать с постели - организм дает обратный ход. У юбиляра - много наград. Орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, множество медалей. И 87 благодарностей в трудовой книжке. А главное - немало людей на этой планете, которые могут сказать ему: «Спасибо, мастер!»

     Иван Лопатин имя хорошо известное среди моряков Северного бассейна.
Иван Павлович Лопатин родился 3 июля 1922 года в Архангельской области. В 1945г окончил судоводительское отделение Архангельского мореходного училища. Иван Павлович прошел Великую Отечественную войну, воевал на Карельском фронте. В 1942 г. , был ранен, затем находился в госпитале. После выздоровления с 1943 г. проходил службу в батальоне охраны при коменданте г. Архангельска. С 1945 по 1988 год работал в Мурманском морском пароходстве. Начал свою карьеру третьим, затем вторым, старшим штурманом работал на пароходах «Мурманск», «Кама», «Державин», в уже марте 1950 года стал капитаном на пароходе «Спартак», а в 1952 году Лопатин возглавил экипаж крупнотоннажного парохода «Александр Суворов». В 1957 г. был признан лучшим капитаном ММП. За восемь лет работы на «А. Суворове» обошел весь мир. С 1960 года Лопатин трудился на берегу: вначале в должности начальника морской инспекции, затем – заместителя начальника пароходства, начальника службы мореплавания. С 1987 года Иван Павлович Лопатин - заместитель начальника Мурманского морского пароходства по безопасности мореплавания. Он внес большой вклад в развитие судоходства и грузоперевозок в заполярном бассейне и заграничном плавании. При его активном участии обеспечивалась безопасность плаваний судов Мурманского пароходства в Антарктиду и Арктику, на линии «Континент-Канада» и по Северному морскому пути. За время его работы ни одно транспортное судно пароходства не было утрачено по вине судоводителей.

      Он принимал активное участие в жизни города. Дважды избирался депутатом Мурманского горсовета, был членом Ленинского райкома КПСС, членом Баскомфлота, возглавлял Добровольную народную дружину пароходства, являлся членом Научно-технического общества и общества «Знание», был членом Мурманской городской общественной организации «Ассоциация исследователей Арктики». Иван Лопатин – один из создателей музея истории пароходства.

     Велика заслуга Лопатина в подготовке квалифицированных судоводительских командных кадров. Сегодня во главе региональных предприятий морской транспортной отрасли стоят специалисты, прошедшие школу Лопатина, его ученики.
 
      В трудовой книжке Ивана Павловича – 87 наград и поощрений. Награжден Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени. Ему присвоены звания «Лучший капитан», «Почетный работник ММФ», «Почетный полярник».

           Некролог о его смерти был написан его учеником - капитаном Алексеем Марковым, председателем Мурманской ассоциации морских капитанов и опубликован в газетах.
       
      ЛОПАТИН ИВАН ПАВЛОВИЧ  03.06. 1922 – 29.08.2014

      С глубоким прискорбием сообщаем, что 29 августа на 93-м году ушел из жизни Иван Павлович Лопатин.

      Иван Павлович Лопатин родился 3 июля 1922 года в Плесецком районе Архангельской области. В 1945г. окончил судоводительское отделение Архангельского мореходного училища.  В сентябре 1941 г. призван  на службу в ряды советской армии, окончил школу молодых командиров, получил звание сержант, служил в  лыжном батальоне на Карельском фронте. В 1942 г. получил  ранение, затем лечился в госпитале. После выздоровления с 1943 г.  проходил службу  в батальоне охраны при коменданте г. Архангельска. С 1945 по 1988 гг. работал в Мурманском морском пароходстве. Начал свою карьеру третьим, затем вторым, старшим  штурманом. Работал на пароходах «Мурманск», «Кама», «Державин», в уже марте 1950 года стал капитаном на пароходе «Спартак». В 1952г. Лопатин возглавил экипаж крупнотоннажного парохода «Александр Суворов». В 1957г. был признан лучшим капитаном Мурманского пароходства. За 8 лет работы на пароходе «Суворов» он побывал во  многих странах мира.

      С 1960 г. Лопатин работал на берегу: вначале в должности начальника морской инспекции, затем – заместителя начальника пароходства, начальника службы мореплавания. В 1966 г. он  окончил судоводительский факультет  ЛВИМУ им. адмирала  С.О. Макарова.

      В трудовой книжке Ивана Павловича  87 наград и поощрений. Он был награжден Орденами  Ленина и  Трудового Красного знамени. Ему присвоены звания «Мурманского пароходства» и «Лучший капитан Министерства морского флота», «Почетный работник ММФ», «Почетный полярник».

      Лопатин  был успешным и талантливым руководителем службы мореплавания. Это был яркий, современный морской специалист, наполненный созидательной  энергией, обладавший прекрасными организаторскими способностями. Профессионал  высокой квалификации, талантливый организатор производства, человек творческий, посвятивший свою  жизнь флоту.   Он воспитал ни одно поколение  судоводителей и  капитанов пароходства. Дисциплинированный, обладающий высокими моральными качествами и авторитетом среди моряков Иван Павлович всегда был примером для подражания. Его уважали за доброту и справедливость. Таким он останется в истории нашей компании.

      Скорбим и глубоко переживаем случившееся. Мы все испытываем тяжелое чувство боли от происшедшей трагедии и разделяем вместе с родными и близкими  тяжесть постигшей утраты.  Светлая ему память.
  В статье о капитане Лопатине И.П. мною частично использованы материалы из газеты "Арктическая звезда".