Четвёрка из 7 Б 45-46

Ольга Юлтанова
               *   *   *
 
     Костя, Артёмка, Лида и Ксюша по дороге из школы говорили о всяком разном. За сегодняшний день произошло столько всего интересного, что просто в голове не укладывалось!
- Знаете, у меня такое ощущение, как будто  я кино посмотрела – про приключения, про тайны всякие, про клады! – воскликнула Лида.
     Да, ребятам и самим не верилось, что всё это происходило с ними, что всё сделали именно они, а не артисты с киноэкрана. Позади осталось так много всего: и разгадка шифра, и размышления над картой; поход и поездки на берег Маюши; довольно рискованный спуск в подземный ход и поиски спрятанного клада!
- Честно скажу – никогда не думал, что такое возможно в наше время! – сказал Костя.
- И я! – присоединилась к нему Ксюша.
- Я тоже, - сказал Артёмка. – Я ведь, когда читал «Кортик» и «Бронзовую птицу», даже немного завидовал тем ребятам. Здорово они жили, интересно!
- А разве нам не интересно было? – воскликнула Лида. – Лично мне очень даже интересно! Теперь, наверное, даже скучно станет, потому что искать ничего не надо.
     И вдруг Артём резко остановился.
- Скучно, говоришь? Ребята! А давайте что-нибудь сделаем в память о героическом Мароже! Тем более что на той земле не только в древние времена люди подвиги совершали! Во время Великой Отечественной войны наш народ тоже дал отпор врагу!
     Всем его идея очень понравилась. Друзья стали думать, что же такое можно сделать. Надо ведь многое учесть – и чтобы на самом деле это было что-то серьезное и долговечное, и им самим по силам. Предполагали и установку памятного знака где-нибудь в районе старого дуба, и даже создание туристического маршрута в те места. А, что, пусть люди приходят и приезжают на берег Маюши, любуются здешней красотой, и узнают по какой героической земле они ходят!
     Но самая лучшая идея пришла в голову Лиде. Она немного призадумалась, а потом предложила:
-  А давайте посадим на берегу реки новый дуб! Тот дуб уже очень старый, со временем он разрушится.
- Точно! – поддержала её Ксюша. – Пока молодое дерево вырастет, старое ещё тоже стоять будет. А мы можем приезжать туда и следить, чтобы всё было в порядке.
- Ого, неплохая идея! – воскликнул Костя. – Можно даже не одно дерево посадить, а несколько. Помните, Михаил Александрович нам говорил, что дубов на берегу было несколько?
     Артёмка посмотрел на друзей.
- А давайте посадим там дубовую аллею! И всему классу предложим в этом поучаствовать!
     Лида с восхищением посмотрела на Артёма.
- Вот это мысль! Я лично «за» обеими руками!
     Ребята решили не откладывать дела в долгий ящик, и завтра же обсудить всё это с одноклассниками.
     Весь 7 «Б» принял их предложение на «ура». Тут же сбегали в учительскую, пригласили Екатерину Ивановну и Сергея Владимировича. Рассказали им свою задумку.
     Молодые преподаватели переглянулись.
- Ну, ребята! Ну, молодцы! Признаюсь, даже мне в голову такое не пришло, хотя, скажу честно, я подумал, что надо бы чем-то отметить эти героические места! – восхищенно воскликнул Сергей Владимирович.
- Я тоже «за»! – поддержала своих учеников Екатерина Ивановна. - И ещё, как мне кажется, нам надо поделиться этой идеей с Михаилом Александровичем и его другом профессором. Думаю, они не только нас поддержат, но и смогут помочь в организации такого важного дела.   
     Она оказалась права. Предложение ребят взрослые приняли и поддержали. Посадка дубовой аллеи была намечена на весну.

        *   *   *

    В январе, как и обещал профессор, в музее открыли специальный зал, в котором выставили всё, что ребята нашли в подземном хранилище.
     Первыми посетителями этого зала был, конечно же, весь 7 «Б» в полном составе, Екатерина Ивановна и Сергей Владимирович. (Только Петьки Пузякина не было, он со всем семейством жил уже в другом городе.)
     Ещё пригласили  Михаила Александровича и Валерию. Ребята обрадовались встрече с ними, расспрашивали, что у них нового, и все очень интересовались, как поживает овчарка Лия.
     У ребят как раз были зимние каникулы, спешить никуда не надо, и школьники провели в музее не один час. Они с восторгом рассматривали старинные украшения, иконы и книги. Даже сами сундуки, в которых всё это хранилось, вызвали у семиклассников большой интерес. Где теперь такое увидишь?
     В отдельном стенде под стеклом хранились ключ от города и та самая прощальная грамота жителей героического Марожа. Сейчас она была развёрнута, и всем было видно то, что на ней написано.
- Какой красивый почерк! – восхитились девочки.
- Да, раньше так писали, - пояснила им девушка-экскурсовод. – Было много всяких завитушек, изгибов. Представляете, как непросто создать такую красоту простым гусиным пером и чернилами?
     Школьники согласились с ней.
- А про мой почерк все говорят, что я пишу, как курица лапой! – сказал кто-то из ребят. Но никто из одноклассников не рассмеялся. И вообще все читали переведённую со старославянского языка  грамоту с очень серьёзным видом.
    После посещения музея весь 7 «Б» с ещё большим нетерпением стал ждать прихода весны. Всем очень хотелось принять участие в посадке дубовой аллеи, чтобы сохранить память о старинном городе.    
     Зима пролетела довольно быстро.  И вот, в конце апреля, наконец, установилась тёплая солнечная погода, и в один из выходных дней с самого утра на берегу реки Маюши снова стало людно. Из подъехавшего автобуса вышел весь 7 «Б» в полном составе вместе с Екатериной Ивановной. К ним тут же присоединились жители села Петушки во главе с учителем Михаилом Александровичем. Следом приехали грузовики с саженцами и инвентарём. Из кабины одной машины выпрыгнул Сергей Владимирович и помог выбраться пожилому профессору.
    Спустя некоторое время работа закипела.
     Все работали с огромной радостью, над рекой были слышны смех и песни. Сначала разметили будущую аллею. Потом копали лунки под каждое деревце.  Затем юные дубки были высажены  в землю и аккуратно подвязаны к специально заготовленным палочкам, чтобы не сломались от ветра.
     Несколько мальчиков вместе с мужчинами занялись установкой привезённого памятного знака. Это была плита, на которой были высечены тексты, рассказывающие о двух великих подвигах простых людей: о разрушенном, но не сдавшемся старинном городе Мароже, и о смертельной схватке, что произошла на этом берегу во время Великой Отечественной войны.
     И в назидание всем будущим поколениям на памятном знаке крупными буквами были повторены слова из древней грамоты:

       «Други! Мы не сдались! И вы во веки веков храните Отечество наше!»
    
     И что интересно – работа шла не один час, а люди всё прибывали и прибывали. Теперь на берегу Маюши собрались не только школьники и их учителя. Пришло ещё много жителей близлежащих деревень. Каждый хотел принять участие в таком важном деле. Ещё зимой, когда обдумывали план посадки дубовой аллеи, родилась идея посадить ровно столько деревьев, сколько человек погибло здесь в бою во время Великой Отечественной войны. Уточнили списки – оказалось, что нужно посадить почти три сотни саженцев. Так что теперь всем нашлась работа.
     Закончив посадку дубков и установку памятного знака, все, кто был на берегу, собрались вместе возле памятника. Было сказано много хороших слов о том, как боролись с врагами наши предки, как ценой своей жизни они защищали родную землю.
     И ещё старый учитель обратился ко всему 7 «Б»:
- Ребята! Я очень рад, что познакомился с вами! И ещё больше я радуюсь тому, что все вы растёте настоящими людьми! Могу с уверенностью сказать, что герои, отдавшие свои жизни за нашу землю, могут гордиться вами! Во время последней страшной войны, как я вам уже рассказывал, здесь погибло много молодых ребят, почти ваших ровесников. Вы все, ныне живущие, помните об их подвиге!
     Потом все замерли в минуте молчания.
      Через несколько часов прилетевший на берег Маюши тёплый ветерок уже весело играл с тоненькими веточками юных дубов.      
Продолжение:
http://www.proza.ru/2019/04/01/869