Четвёрка из 7 Б 41-42

Ольга Юлтанова
                *   *   *

     Уже на следующий день ребята стали знаменитостью! Новость о том, что они нашли  клад, моментально облетела всю школу. Даже старшеклассники сразу прониклись уважением, высоченные парни стали здороваться с Костей и Артёмкой по-взрослому – крепким рукопожатием. А девочек все так и норовили о чём-нибудь расспросить. Ученики младших классов вообще смотрели на ребят широко раскрыв глаза и рты.
     Но четвёрка друзей и не думала загордиться. Они терпеливо отвечали на вопросы, улыбались малышне, и вообще вели себя так же, как раньше. Им только не терпелось узнать, что же это за клад такой, почему все эти вещи оказались собраны в одном месте и так тщательно спрятаны. Возможно, ответы на вопросы найдутся в бумажном свитке?
     Сергею Владимировичу иногда звонил его пожилой коллега. Михаил Александрович поддерживал связь с учёными и знал, как проходит изучение находки. Открытия следовали одни за другими! Восторгу научных сотрудников не было предела. Друг Михаила Александровича постоянно благодарил ребят за неравнодушие и храбрость.
     И вот перед окончанием второй четверти, перед самым Новым годом, ребята получили потрясающий подарок. В школу вместе пришли и учёный, и старый учитель, и даже Валерия.
     У Екатерины Ивановны, к счастью, был свободный урок, и Сергей Владимирович пригласил её в класс. По расписанию в 7 «Б» как раз начиналась история.
     Такого потрясающего урока у семиклассников ещё никогда не было! Профессор и старый учитель вели разговор с ребятами по очереди. Сначала выступил Михаил Александрович. Он напомнил школьникам историю тех мест, куда они ходили в сентябре в поход. Рассказал, что несколько веков назад на месте села Петушки действительно стоял город, который не сдался захватчикам и был разрушен врагами. Учитель упомянул при этом древнюю легенду о спрятанном кладе.
- И вот эта легенда ожила! – сказал Михаил Александрович. – И мы все очень рады, что нынешние школьники оказались такими заинтересованными и неравнодушными! По-моему, напрасно многие ругают современных мальчиков и девочек. Ребята, ваши одноклассники оказались очень сообразительными и храбрыми. Они не только раскрыли тайну найденной карты, но и не побоялись спуститься в подземный ход, в который, кстати, совсем непросто было попасть.
     Именно благодаря им открылась великая тайна! Легенда легендой, но теперь, тщательно изучая находки, учёные открывают всё более интересные подробности того, как жили люди на этой земле много-много лет назад.
     После этого слово взял профессор. И его рассказ все слушали затаив дыхание. Он показывал  много фотографий, на которых крупным планом была снята каждая находка, и кратко рассказывал то, что о ней уже было известно.
     Девочки восторгались красотой старинных украшений, мальчики с интересом рассматривали  книги в обложках из толстой кожи с красивыми железными замками по бокам. Профессор сказал, что одна из книг, по мнению учёных, имеет самую большую ценность. Её ещё не прочитали полностью, но даже то, что уже прочитано, вызвало огромный интерес.
     В найденной книге была написана история города Марожа, начиная со дня его основания. Там были даже списки жителей города с указанием их положения и ремёсел, которыми они занимались.  Многие годы велись записи о том, кто когда родился, кто на ком женился, кто когда умер. И сведения эти были очень важны для научного мира, потому что такие подробные записи встречаются не часто.
- В те времена читать и писать умело очень мало людей. Это теперь все дети ходят в школу. А тогда школ не было. Простейшим навыкам письма и чтения обычно обучали только богатых людей или священнослужителей. Поэтому быть грамотным было почётно! – пояснил учёный.
     А потом профессор стал рассказывать о найденной грамоте. Оказывается, ребята поступили правильно, когда решили не трогать старинный свиток. Бумага была очень хрупкая, чернила, которыми был написан текст, тоже могли разрушиться. А то, что смогли прочитать учёные в специальной лаборатории, следовало сохранить.
     Профессор показал снимки старинного послания. Оно было написано красивыми, но совершенно непонятными буквами.
- Это старославянский язык, ребята. Мы сделали подробный перевод и узнали много интересного.
     Учёный рассказал, что в тексте изложена история древнего города. Он стоял на берегу реки Маюши, которая в те времена называлась Маюжа. А сам город носил красивое название полностью созвучное названию реки - Марож. Это был небольшой, но довольно богатый город. Его жители занимались животноводством и земледелием, и вели торговлю с другими городами. Им в этом помогала река, ведь она была в те времена очень полноводная и по ней плавали небольшие корабли. Жители города даже построили одну из первых на Руси каменных церквей. И выкопали прямо из неё подземный ход с выходом к реке. Как сейчас говорят - на всякий пожарный случай. 
     К сожалению, горожане оказались правы. Времена были неспокойные, врагов вокруг - хоть отбавляй. И однажды Марож попал в осаду. Налетевшие полчища монголо-татар попробовали взять город приступом. Но мудрые горожане были к этому готовы. Каждый мужчина и юноша, начиная с пятнадцатилетнего возраста, проходил специальную военную подготовку. Поэтому в городе оказалось довольно многочисленное, хорошо обученное войско.
     Но на защиту города встало не одно войско. Все горожане, от мала до велика, вступили в бой с врагом. Люди сражались очень храбро, и первые атаки сумели отразить.
     Тогда враги взяли город в кольцо.

                *   *   *

     Осада продолжалась почти пять месяцев. Началась она осенью, когда уже был собран урожай. Враги как раз и рассчитывали захватить город и завладеть этим богатством, ведь во все времена продукты питания ценились и ценятся гораздо выше, чем золото.
     Но они не ожидали, что горожане станут так сопротивляться.  Жители закрыли на ключ ворота в город, и храбро отбивали нападки неприятеля. День за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем… Каждое утро к городским воротам подъезжали вражеские всадники и предлагали осаждённым сдаться. «Откройте ворота, и мы оставим вас в живых!» - кричали всадники. Получив отказ, они возвращались в свой лагерь ни с чем. Потом к городу направлялся вооружённый до зубов отряд и начинался бой. Летели ядра и стрелы, в городе разрушались дома, люди получали раны и погибали.
     Но Марож не сдавался. Пока  у его жителей было достаточно боеприпасов и продовольствия, отбивать атаки ещё как-то удавалось. Но потом многие горожане погибли, многие были ранены и больны. Запасы еды так же таяли с каждым днём. Но город продолжал жить и сдаваться не собирался.
     Зима в тот году выдалась очень суровая. Это тоже было не в пользу оборонявшихся. Люди погибали… Но город стоял!
     И тогда враги перестали уговаривать жителей Марожа. В одно утро они даже не пришли к воротам города.
     Все поняли, что скоро случится самое страшное. И тогда оставшиеся в живых горожане собрали всё самое ценное, что у них было – книги, иконы и драгоценности, и спрятали их в подземелье. Решили – будь, что будет. Если судьба им выжить – достанут обратно, а если нет – значит и врагу ничего не достанется.
- А почему они сами не убежали через этот подземный ход? – спросил кто-то из ребят.
- Не сумели, враг слишком быстро взял город в кольцо, - пояснил профессор.
     В отдельный сундук была положена грамота, написанная безвестным защитником Марожа, и ключ от городских ворот. Этот ключ был для тех людей дороже всех богатств. Он означал, что город остаётся непобеждённым.
     В последних строках, написанных на грамоте, говорилось о том, что полчища врагов подходят к городским стенам, и видно очень много горящих факелов.
- «Факелов этих больше, чем звёзд на ночном небе» - так было сказано в послании. – С лёгкой грустью произнёс профессор. – Мы, учёные, смеем предположить, что, как гласит легенда, этим огнём и был сожжён древний  Марож. Последними словами его жителей было: «Други! Мы не сдались! И вы во веки веков храните Отечество наше!»
     Профессор замолчал, и в классе на некоторое время стало тихо-тихо.
     И вдруг в этой тишине послышались звуки отодвигаемых стульев. Но сейчас они были чуть слышны, не так, как ребята обычно двигали мебель, устраиваясь на своих местах.
     Весь 7 «Б», стараясь не шуметь, поднялся со своих мест и замер в минуте молчания. Некоторые девочки незаметно смахнули со щёк слёзы.
     Взрослые смотрели на своих детей и с гордостью думали, что ребята всё правильно понимают. Подвиг жителей несдавшегося врагу города был велик даже спустя не одно столетие!
     Когда после минуты молчания все стали садиться на свои места, кто-то из мальчишек с восхищением сказал:
- Да-а… там, наверное, всегда жили настоящие герои! И в старину и в Великую Отечественную войну – никогда и никому не сдавались!
- А моя прабабушка в войну в блокадном Ленинграде жила, мне мама рассказывала. Там тоже люди голодали и умирали, но не сдались фашистам! – тихо сказала одна девочка.
     Потом слово взял Сергей Владимирович. Он обратился к семиклассникам:
- Дорогие ребята! Я очень рад, что мы с вами стали участниками таких интересных и важных событий! И я так же, как и вы, испытываю огромную гордость за то, что во все времена люди, жившие и живущие в наших краях и во всей нашей стране, были настоящими героями и больше своей собственной жизни любили и ценили родную землю! И мы, взрослые, очень надеемся, что вы, когда вырастите, станете хорошими людьми. Что вы будете бережно хранить и передавать следующим поколениям правдивую историю этих мест и всей нашей страны!
      Затем к ребятам снова обратился профессор. Он сообщил, что большая часть находки уже изучена, и в начале января в краеведческом музее откроется специальная выставка, где можно будет всё это увидеть. И вход будет совершенно бесплатным!
     Этой новости все очень обрадовались! Во-первых, ребятам было интересно посмотреть, что же там лежало, в этих старинных сундуках. Ведь даже нашедшие их друзья не рассмотрели всего как следует - не было ни времени (осенний день короток), ни возможности (бесцеремонное хватание старинных вещей могло их просто погубить).
     Во-вторых, профессор уверил, что о каждой вещи будет подробно рассказано работниками музея и напечатано в прилагающихся табличках. Ну а, в-третьих, каждому было приятно осознавать, что они первыми узнали тайну. И даже приняли хоть небольшое, но участие  в её раскрытии! Ведь 7 «Б» в полном составе ходил в поход, который положил начало поискам. А ещё обо всём этом можно с гордостью рассказать родным и друзьям-приятелям!
     Потом ребята и взрослые долго разговаривали, и даже когда раздался звонок на перемену, не спешили расходиться. 
Продолжение:
http://www.proza.ru/2019/04/01/859