К Бабе-Яге в Калязин. Части 8-10

Владимир Жестков
Заметки из путевого дневника с комментариями

Часть восьмая. К затопленной колокольне на моторной лодке

       С сожалением покинули гостеприимную бабушку, честно говоря, теперь язык не будет поворачиваться называть ее Бабой-Ягой, такая она ласковая и доброжелательная. Саша от нее была просто в восторге.

     Уже значительно позднее, после возвращения домой, я как-то сказал, что надо бы еще разок в Калязин прокатиться, только летом, когда можно будет в Волге искупаться. Саша тут же спросила:

     - А к Бабе-Яге мы еще в гости пойдем?

     Пришлось ведь пообещать, что мы очень постараемся, а то ребенок бы расстроился.

     Ну вот, едем мы по Калязину, по сторонам смотрим, и видим неподалеку от дороги, по которой мы двигались, стоит кучка недавно построенных пятиэтажек:

     - Это дома для вынужденных переселенцев из бывших среднеазиатских советских республик, где русскоязычное население вдруг стало лишним, — пояснила нам экскурсовод.

     Ну, хоть это хорошо, жилье кое у кого имеется теперь, порадовались мы за невольных горемык. Дома вроде современные, а во дворе обычная сельская картина – дровяные сараи, сушится во дворе белье.
 
    Как-то так получилось, что мы и не заметили, а уже по центральной Калязинской улице едем – по улице Коминтерна — смех да и только, а не название для древнего русского города.

     Давненько в поездках по стране собираю я фотографии машин с номерными знаками различных регионов, поэтому и в Калязине присматриваюсь. Хотя это же Тверская губерния, такие машины в моей фототеке уже имеются. Иметься то имеются, но вот машин с гордой надписью "Калязин" в другом городе не встретишь.

     Нынешняя городская администрация сидит, вполне естественно, в помещении бывшего райкома партии, ведь от добра добра не ищут, а здание это находится прямо напротив памятника Ильичу, так что мы вернулись на то место, откуда тройку часов назад выехали. Но наша экскурсия продолжается, мы еще не все в Калязине повидали.

     С улицы Коминтерна мы повернули налево на самую главную улицу, она не центральная и там администрация штаны не просиживает, но она воистину главная туристическая улица в городе – Карла Маркса, бывшая Московская, а может и наоборот, шут их, этих калязинцев, разберет.

     Улица ведет прямо к Волге, но там не заканчивается, а плавно так уходит под воду, говорят, что в хорошую ясную солнечную погоду ее булыжную мостовую можно рассмотреть сквозь толщу речной воды, чуть ли не до Николаевской колокольни, мимо которой по ней в старые времена в Москву и ездили.

     Замечательный памятник преподобному Макарию Калязинскому поставили на перекрестке Тверской и Московской улиц. С вашего позволения я буду их именно так называть. Не то что я к Карлу Марксу имею какие-то неприязненные чувства, вовсе нет. Вроде нормальный мужик был, теоретизировал, ну а то, во что его теории превратили это же не вина, а скорее беда классика марксизма-ленинизма, просто какое отношение он к Калязину имеет, я не знаю, не понимаю, а самое главное знать и понимать не желаю. Ну, а в отношении Владимира Ильича можно сказать, что вот это уж кусок нашей истории, выбросить его из нее невозможно, но улицы в городах русских пусть носят исконные названия, как их при создании народ нарек.

     Памятник святителю Макарию был установлен в 2008 году на деньги народом собранные и на изготовление, и на установку. В церемонии открытия памятника принимал участие архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, мы этого не видели, конечно, но так нам сказали, а мы сейчас для вас повторяем.

Желающие познакомиться с жизнью и духовными подвигами преподобного Макария могут обратиться в Интернет к прекрасной работе И.Г.Пономаревой
     На памятнике святитель Макарий стоит возле символической стены монастыря с узким окном, одновременно выполнявшим роль бойницы, и с маленьким куполом с золоченым крестом наверху. Стоит он с непокрытой головой, в  одной руке держит храм Божий, а в другой посох странника и подвижника, который в умелых руках и оружием стать может. Вот и поставили благодарные потомки памятник основателю своего града, в надежде, что в случае необходимости он посох сей использует для защиты остатков древнего города, да его жителей, да и всей земли русской от супостатов своих доморощенных или иноземных без разбора, а для непонятливых надпись по стене монумента дугой вырубили: "Святителе Отче Макарие, моли Бога о нас". Под надписью помещено изображение библейской Троицы, в память о Троицком монастыре Преподобным построенном, а людьми разрушенном, но оставшемся в памяти человеческой навечно.

    С обеих сторон улицы вниз к Волге сбегают старинные, если можно таковыми считать постройки XIX  века, купеческие дома. Вот, как нам рассказали, с левой руки, если на Волгу смотреть, готовится принять первых гостей будущий отель, два здания уже отреставрированы, сейчас территория вокруг них облагораживается. Ну а на другой стороне в жилых домах нынешнее поколение калязинцев проживает.

     Крайний, оказавшийся у самой воды дом XIX века, на мой взгляд, самый красивый двухэтажный каменный дом с обширным мезонином и большим арочным проездом во внутренний двор, принадлежал когда-то купцам первой гильдии Рыжиковым, которые занимались торговлей мануфактурой и владели фирмой "Торговый дом братьев Рыжиковых". На каретах, наверное, владельцы дома этого когда-то разъезжали. Вон, арку какую во двор ведущую, соорудили, легковой автомобиль туда, как в гараж, легко забрался, еще и место осталось.

     В этом месте наша экскурсия закончилась, мы поблагодарили нашего гида и спустились к воде, где уже образовалась небольшая очередь, состоящая из желающих прокатиться по реке с посещением островка, на котором стоит Николаевская колокольня. Два предприимчивых местных жителя совершали на своих моторных лодках большой круг, чтобы их пассажиры смогли полюбоваться открывающимися видами, высаживали одних туристов у подножья колокольни, забирали их предшественников, которых привозили назад на Московскую улицу, где к ним садилась следующая группа, и все повторялось снова и снова. Мы дождались своей очереди и, прыгая по камням, слегка выступающим из воды, стараясь не оступиться в воду, добрались до лодки, где и уселись на банки. Лодка заполнилась желающими по Волге покататься  и стремительно полетела по спокойной воде в сторону Свистухи, (так называется район города, находящийся на другом берегу реки Жабни).

     Все больше и больше росла знаменитая параболическая антенна центра космической связи, которая находится примерно в 5 километрах от города в лесу, неподалеку от деревни Толстоухово, именно по этой причине ее зовут в народе "Калязинское или толстое ухо". Это одна из самых больших радио антенн в мире, диаметр ее рефлектора составляет 64 метра.

     А вон, вдали появился комбинированный пешеходно-автомобильно-железнодорожный мост, через который мы должны будем уехать в сторону Углича.

     Лодка сделала крутой поворот и устремилась прямо к намывному островку, на котором стоит Николаевская колокольня.

     Вдалеке показался шпиль колокольни Вознесенской церкви. Возникает законный вопрос: что за островок вдруг образовался, на котором колокольня разместилась? Дело в том, что, конечно, никакого островка первоначально не было, колокольня, как ушла под воду, так там и осталась. Просто часть первого яруса здания была залита водой настолько, что лодки проплывали напрямик через колокольню.   Все бы ничего, но время беспощадно, и этот самый нижний ярус начал разрушаться, возникла угроза разрушения колокольни, и было принято решение ее любым способом сохранить. Мне кажется, что при этом учитывалась не историческая ценность здания, и не его уникальность, а просто возникла угроза, что в случае падения, Волга может оказаться перегорожена обломками колокольни, напомню, что ее высота составляет 70 метров, не так и мало, не правда ли?  Вот в 1986 году и был насыпан вокруг колокольни небольшой островок, по научному это называется "обваловка", первый ярус при этом, разумеется, окончательно исчез, зато на этот островок можно добраться. Летом — на лодках или вплавь, кто, как пожелает, а зимой пешочком по льду. Жаль, конечно, что подняться на колокольню невозможно, да и вообще зайти в нее проблематично, правда говорят, что ее все же открывают один раз в год на день Святого Николая и проводят в ней службу.

    Как правило, вокруг таких уникальных необычных зданий возникает множество легенд, суеверий, примет и поверий.  Вот и в отношении Николаевской колокольни тоже все это имеется в достаточном количестве. Так, согласно одному из поверий, если прикоснешься к колокольне рукой или прижмешься к ней всем телом, и загадаешь желание, то ты навсегда будешь избавлен от одиночества. Трудно сказать, помогает ли это в действительности найти спутника жизни или обрести друзей, но все кого мы видели на этом малюсеньком клочке земли, первым делом шли и прикасались к стенам колокольни. Вот и наша Саша, в точности копируя взрослых, тоже постояла, держась рукой за стену здания.

     Надо отметить, что больше делать на этом островке вдалеке от берега было совсем нечего, и Саша решила нам немного попозировать, да и я с ней за компанию попался. Ну, а потом мы просто стояли и ждали лодку, которая, как на зло, катала и катала очередных любопытствующих по Волге. Наконец, долгожданная лодка подошла. Мы разместились в ней также как и по пути к колокольне, то есть нам с Сашей достались места на самой корме, и по прямой направились к берегу к месту входа улицы Московской в реку. Вода еще мутная после таяния снегов была, а может они где-нибудь в верхнем течении Волги еще и не совсем сошли, поэтому ничего мы увидеть не смогли. Снова, перепрыгивая с камешка на камешек, мы выбрались на улицу, и пошли теперь уже вверх по Московской к нашей машине, припаркованной в самом ее конце, то есть где-то там наверху. Написал сейчас так и подумал: всей длины-то улица всего пара или тройка сотен метров, но нам в тот момент казалось, что она бесконечна, поскольку мы шли очень медленно, то останавливаясь у каждого лотка с сувенирами (а их оказалось весьма даже не мало), то оглядываясь назад, пытаясь сохранить в своей памяти этот удивительный вид – деревенская, плохо мощеная улица, резко заканчивающаяся прямо у самой воды, и красивая свечечка белой многоярусной колокольни, сужающейся от яруса к ярусу и за счет этого как бы уходящей прямо в небеса.

     Попутно мы продолжали рассматривать все вокруг. Вот стоят здания, вроде ничего особенного, в другом месте и внимания не обратишь, а тут понимаете, начинаешь рассматривать и вдруг осознаешь, что вот это не просто какие-то дома, построенные русскими купцами в маленьком провинциальном городке и чудом уцелевшие во всех сложных перипетиях нашей жизни, а это часть нашей истории, причем далеко не самая худшая, и об этом должны помнить все мы — россияне.

     Прежде всего, мы обратили свое внимание на двухэтажное угловое здание с изящным ажурным балкончиком. Оказалось, что сейчас там располагается Калязинское педагогическое училище, в котором, кстати, совсем недавно преподавала наша недавняя путеводительница по городу, сменившая одну благородную работу, которая кроме самоосознания необходимости людям, ничего больше не давала, на другую тоже просветительскую деятельность, но которая хоть немного позволила ей повысить свой жизненный уровень. Ну да ладно, это лирическое отступление. Так вот, в прежней жизни это был дом купцов Ляховых, передавших его в начале XX столетия для заседаний Городской думы, потом там была женская частная гимназия, закрытая в 1918 году, ну а теперь вы уже знаете, что там находится.

     А вот с правой стороны стоит слегка облупившийся, штукатурка целыми пластами сползла, монументальный двухэтажный особняк с треугольным фронтоном и полукруглым чердачным окошком, это бывший дом купцов Коровкиных, ранее в нем располагалась вечерняя средняя школа, а теперь общеобразовательная, то есть с дневным обучением для обычных маленьких жителей Калязина. Табличка свидетельствует, что это здание – объект культурного наследия, так неужели в городе совсем нет никого, чтобы хоть немного привести этот "объект" в порядок?

    И что самое главное, в какую сторону не посмотришь, везде увидишь только вот такую беспредельную нищету, при этом не забудьте, что мы были в Калязине за два дня до празднования самого главного в нашей стране, это мое мнение, праздника – Дня Победы.

     - О каком туризме здесь может идти речь? — спросите вы.

     А вот об этом мне и хочется высказать свое мнение в последней части этого длинного, но так уж получилось, извините, если что не так, повествования.

    Наступило печальное время прощания с городом Калязиным, знаете, уезжая из красивых и благополучных мест нашего земного шарика, у нас редко бывает такое чувство, ну посмотрели, ну понравилось, ну получили некую порцию удовольствия, ну и пока, а вот с Калязином все происходило совсем не так. Была грусть и печаль, и перебивало эти чувства лишь надежда, что мы еще туда вернемся, а город станет, хоть немножечко, хоть капельку, но другим.

     Наш же путь лежал в сторону Углича — известного туристического центра на Волге, всего каких-то 50 километров и мы должны оказаться совсем в другом мире, мы это знали наверняка, поскольку в Угличе нам уже приходилось бывать.
А пока, мы подъехали к пеше-авто-железнодорожному мосту, бросили последний взгляд, с той высоты, на которую мы взобрались, все на ту же колокольню, отсюда она смотрелась как-то по-новому что ли, в общем, еще раз сказали:

     - Прости и до свидания, — и поехали через реку Жабня в сторону Углича.

     Мы подобрались к перекрестку с указателем – Семендяево направо и отправились именно туда, где заканчивались владения Калязинского района и начиналась территория Углича, а за одно переезд из Тверской земли в Ярославскую. Показались очередные развалины, вот уже в течение двадцати лет наша Церковь прилагает буквально титанические усилия для восстановления того, что было за семьдесят с небольших лет порушено и поругано, и сделано вроде немало, но, сколько еще осталось, даже страшно представить.

     "Семендяево" прочитали мы через несколько минут на придорожной табличке и въехали в когда-то большое село. Интересно, не о нем ли Владимир Иванович Даль писал: "Семендяевщина — булочник да колбасник, пряничник да пирожник". Впоследствии так и оказалось, именно о нем. Просто сейчас этого уже ничего нет. А стоит остов старинного пятиглавого храма, не только без куполов и крестов, а и без крыши даже, с такой же разрушенной колокольней. Много подобных руин на земле нашей, чуть подальше от цивилизации отъедешь увидеть можно, мы уже и не удивляемся, лишь горестно вздыхаем. Но тут наше внимание привлекла рядом стоящая часовенка с крепкой дверью с замком, да с запиской к ней прикрепленной. Мы и остановились. Давно меня ничто так не удивляло и не радовало. Не записка это была, а объявление, разницу ощутили. А в объявление говорится, что "богослужения в этом храме Святителя Николая Чудотворца проводятся по воскресениям и праздничным дням в 8 часов утра, а накануне этих дней вечернее богослужение в 17 часов".

     Посмотрели, удивились и поехали дальше: некогда, нас уже ждут в Угличе. Однако что-то зацепило меня в этой часовенке и объявлении на ее двери, поэтому заглянул в Интернет, я вот что к своему изумлению там обнаружил.

     Но начнем с небольшой информации. Первые сведения о Семендяеве найдены в архивах за 1511 год. Известна жалованная грамота князя Юрия Ивановича об освобождении крестьян села Семендяева от государственных повинностей. Скорее всего, речь идет об удельном князе Дмитровском, втором сыне великого князя Московского Ивана III от брака с Софьей Палеолог. Том самом князе, который построил в Дмитрове Успенский собор. Его старший брат вошел в историю под именем Василий III, великий князь Московский, именно его впервые называли по-иноземному -  царем Московским. После смерти брата в 1534 году Юрий был арестован и умер в заключении, причина этого деяния однозначна, Юрий Иванович имел права на престол, вот его и убрали, а правителем Московского княжества стал его племянник Иван, вошедший в историю как Иван IV Грозный. Вот такие дела.

     Но, вернемся к Семендяеву, очевидно, что если в 1511 году его жителей освобождают от податей, то само село существовало задолго до этой даты.
Далее Семендяево "всплывает" в документах более чем через полтораста лет, когда царь Алексей Михайлович своей грамотой в 1652 году разрешил открыть в селе торг по пятницам, со специальным указанием о сборе пошлин в пользу Троицкого Калязина монастыря. Вот и знакомый нам монастырь всплыл.

     А тут уж такие любопытные хитросплетения выявились, что мне интересно стало, оказывается  отец преподобного Макария Калязинского Василий служил в дружине великого князя Василия Васильевича, участвовал в преследовании мятежного князя Димитрия Шемяки, убил под ним коня, в доказательстве чего привез кусок его кожи, и заслужил за это фамилию для своих потомков – Кожины. Так вот ему Василием II были пожалованы и родина Преподобного – село Гритьково, и Семендяево и еще ряд земель. Позднее село Семендяево вошло в монастырскую вотчину, когда точно неизвестно, но уже в 1504 году оно принадлежало монастырю. Вряд ли в близости от Калязина могло быть другое Семендяево, значит действительно задолго до 1511 года оно уже существовало.

     Теперь о церкви. Построена она была в том виде,  в каком дошла до начала XX века, в 1786 году и имела четыре престола: холодный Богоявления Господне, и три теплых – правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый – Богоотца Иоакима и Анны, и западный – Всех Святых.

     В начале 30-х годов церковь была закрыта, использовалась в хозяйственных нуждах, ну, а до наших дней дошла в том виде, в каком на фотографиях вы ее можете увидеть.

Имеется информация, что церковь, после постройки временной часовни, была заново освящена, а значит, на ней должны стоять кресты. Так вот, по некоторым интернетовским сведениям золоченные кресты сняли некие лихие хлопцы (впрочем, поименно известные), и продали какому-то заезжему господину, за что их всех постигла суровая кара -  один спился и умер, другой разбился насмерть, третий замерз и умер, и так далее, до последнего. Не знаю, нигде в официальных доступных мне источниках информации об освящении церкви никаких сведений я не обнаружил, так что может это и легенда, но, если это легенда, то она очень поучительна.

     Интересную информацию обнаружил я на страницах живого журнала Валерия Солонбекова, пересказывать или просто перепечатывать ее мне совсем даже не хочется, но заинтересовавшимся советую обязательно.

     Все, село Семендяево осталось позади, а значит и с городом Калязиным, и с Калязинским районом мы расстались, впереди у нас Углич. Но об этом немного позднее, а пока еще две случайно присоседившихся главы…

Часть девятая. Легенда о большом колоколе
     Обнаружил я в Интернете удивительную историю, причем она перепечатана на нескольких сайтах без каких-либо изменений. Меня она заинтересовала, я и решил перепечатать ее точно также, как и те авторы, что это делали до меня. Вносить сюда любые изменения я считаю излишним.  Итак, небольшая преамбула.

     На ярусе звона колокольни было 11 колоколов, при этом самый большой весил 501 пуд (более 8 тонн). Говорят, что сейчас осталось несколько маленьких колоколов, но мы их не видели и не слышали, так что подтвердить эту информацию не можем. Ну, а далее познакомьтесь с легендой о большом колоколе.

     Вроде бы дело было так.

     "Все строения в зоне затопления должны были быть либо разрушены, либо перенесены в незатопляемое место. Перенести каменный собор невозможно, и его, как и все каменные строения, начали рушить. Однако один из энтузиастов-архитекторов (к сожалению, не могу вспомнить его фамилию) встал грудью на пути ломателей, даже в Москву ездил, но уговорил оставить колокольню собора, как маяк, ведь Волга в этом месте делает крутой поворот, почти под острым углом. Есть, правда, версия, что колокольню не взорвали потому, что просто не успели до весеннего паводка, но она не выдерживает никакой критики, ведь снос контролировал всемогущий НКВД, не взорвали в этом году, взорвали бы в следующем. Так же несостоятельна версия о нехватке взрывчатки, по той же самой причине.

     Другое дело — колокол, который висел на самом верхнем ярусе колокольни. Его нужно было снять. Все мы видели кадры кинохроники, где колокол выталкивают сквозь арочный проём какой-то колокольни, и он падает, разбиваясь о землю. Так же должно было произойти и в Калязине. Колокол сняли с подвеса и опустили на бревна, уложенные в проем арки. И тут оказалось, что колокол просто не проходит в этот проем, не то выше, не то шире его. Поскольку уже имелось высочайшее указание не взрывать колокольню, ярус не стали сносить, а растесывать арочный проем долго (а весенний паводок уже не за горами), надо было опустить колокол ярусом ниже, где проем шире. При опускании временный подвес не выдержал, и колокол рухнул на подготовленные ниже лаги. Многотонная (501 пуд) махина легко проломила их, как и все перекрытия нижних ярусов. Так получилось, что колокол падал ровно и не стремительно, задерживаясь на каждом перекрытии, и, в конце концов, стал на свод подвала колокольни, который подумал-подумал, да и проломился тоже. Из открытых створок ворот нижнего яруса вынесло клубы кирпичной пыли, какие-то бумажки, щепки, раздался гул, дрогнула земля. В результате колокол оказался в глубоком подвале.

     Понятно, что к такому повороту событий товарищи оказались не готовы. Все было подготовлено к тому, чтобы опускать колокол, а не поднимать его. Было понятно, что до паводка просто не управиться, и на колокол просто махнули рукой. К началу лета, когда паводок спал, оказалось, что подвал залит водой. И на колокол снова махнули рукой, теперь уже надолго (казалось бы — навсегда, но — нет) – война.

     К началу войны уровень водохранилища достиг проектной отметки, и колокольня оказалась отдалена от берега на добрых 200 метров. Основание колокольни ушло под семиметровый слой воды, почти полтора яруса. Белоснежная игла посреди голубых волн, это красиво, но местные жители не радовались, для них, тех, кто остался жить в Калязине, а не переехал в другой город, колокольня стала символом убийства города. И они ее не жаловали. Кроме, разумеется, вездесущих мальчишек, которые с открытием купального сезона немедленно поплыли на колокольню. Именно они принесли первый слух о том, что колокол, лежащий в затопленном подвале колокольни, гудит. Сказки это, говорили взрослые, этого не может быть. Однако, может. В ясную лунную ночь, в начале июня 1941-го года, колокол ударил в первый раз. На следующую ночь город уже не спал. Колокол начал бить. Не часто, раз в несколько минут, но зато до самого утра.

     Старики сказали, что это набат, что — к войне. И в ночь на 22 июня колокол уже бил всю ночь часто и сильно. Низкий гул разносился водами на многие километры, набат слышали во всех прибрежных деревнях, даже некоторые кашинцы (от Калязина до Кашина по прямой около 20 км) говорили, что слышали его. Известие о начале войны все восприняли уже как ожидаемое событие…

     После июня колокол затих вроде, а в начале зимы, прямо из подо льда, снова раздался набат… Это было аккурат перед началом контрнаступления под Москвой. Заметили калязинцы, что колокол начинает бить перед началом больших сражений, перед Сталинградской битвой, перед Курской. В конце апреля 45-го звонил долго, предвещая битву за Берлин.

Предупреждение.

     Долгое время было загадкой, с чего это он бил в ночь на 6-е августа и 9-е в 45-м году, пока не было объявлено об атомных бомбардировках японских городов. Но именно после августовского набата местное партийное руководство предприняло первые шаги по решению вопроса о том, как надо реагировать на такие "предупреждения". Было написано секретное письмо в калининский обком партии. Реакции долго не было, однако летом 46-го года из полусекретной конторы ЭПРОН (экспедиция подводных работ особого назначения) пришёл водолазный бот. Причалив непосредственно к колокольне, с него спустились в воду два водолаза. Одному из них удалось просунуть руку под колокол, нащупать его язык и прикрепить проволокой, исключив, таким образом, возможность боя. И колокол затих… ненадолго.

Надежда.

     Особой надежды, на то, что колокол умолк навсегда, у местных жителей и не было. Но старики считали, что скоро проблема решится сама собой. Что колокольня просто разрушится весенними ледоходами, как разрушили они всего за пять лет несколько храмов на Рыбинском море. Здесь, у Калязина, водохранилище поменьше, и ветра не такие, но шум ледохода по весне, когда полуметровой толщины льдины с оглушительным треском разламываются об остов колокольни, казалось, полностью подтверждают такие предположения. Однако шли годы, но колокольня стояла, как ни в чем не бывало.


Землетрясение.

     В следующий раз колокол зазвонил промозглым октябрьским (пятого октября) вечером 1948-го года, ещё засветло. Такого прежде не было, чтобы он бил при свете дня. В это время года, да еще в такую погоду, жизнь в городе затихает рано, и набатный звон слышал весь город. По Калязину прокатилась паника — завтра, мол, начнется атомная война. Но колокол предвестил совсем другое событие: шестого октября в 4.14 по Москве, или в 1.14 по местному времени, разрушительное землетрясение стерло с лица земли город Ашхабад.

Пятеро оказались недееспособны.

     Второй раз эпроновцы появились у колокольни летом 1950-го года. Настроены они были куда более решительно. У колокольни бросила якорь большая баржа, к ней самой пришвартовалось два водолазных бота. На одном из ботов была группа ученых, специализировавшихся на, как теперь говорят, аномальных явлениях. Прежде обеззвучивания колокола, было решено провести исследования. Водолазы сделали несколько погружений, провели обмеры колокола и подвала. Однако, на третий день все работы были спешно свернуты, а вся команда, не поставив в известность местную власть, быстро покинула место работ и убыла восвояси. Дело в том, что из пятнадцати членов экспедиции сразу пятеро оказались недееспособны. У двух водолазов из четырех случилась кессонная болезнь (а декомпрессионной камеры на боте де было, ведь ожидались работы на малой глубине, до 12 метров). Моторист одного из ботов свалился от инсульта, капитан того же бота слег от сильнейшего расстройства пищеварения, а у капитана баржи обнаружилась… тропическая лихорадка. Один человек из состава научной группы был еще и врачом, потому все выжили и даже быстро поправились, стоило только отойти от колокольни на приличное расстояние. И больше никаких попыток исследовать колокол не предпринималось. А он продолжал изредка звонить. Обычно его редкие удары предвещали несчастья. Но некоторые говорили, что можно проплыть на лодке под сводом арки колокольни и прислушаться. Если он не стукнет тихонько, значит, будешь жить ещё долго. А если стукнет… И некоторые смельчаки испытывали судьбу, приезжали в Калязин, брали лодку на время, и отправлялись к колокольне.

Новые предупреждения.

     В период до конца 70-х колокол еще несколько раз предвещал большие и малые трагедии, но все чаще местные, локальные. Люди в основном перестали так остро реагировать на подводный звон, колокол звонил редко и по разу-два. Все изменилось летом 1979-го года. В начале июля, в предрассветной тьме колокол выдал длинную серию глухих ударов и снова затих. И вдруг в середине зимы, из-подо льда снова раздались глухие удары. Люди рассказывали, что било с такой силой, что дрожь бежала по льду. В тот год зима была малоснежная и лед был практически чистым. От ударов и последующего гула на поверхности льда редкие снежинки собирались в сложные загадочные рисунки. Некоторые даже утверждали, что видели непонятные слова похожие на арабскую вязь. В тогдашнюю эпоху застоя и относительного благополучия войны никто не ждал. Но она случилась, 25 декабря колонны советской 50-й армии пересекли границу Афганистана, положив начало десятилетней войне, унесшей тысячи и тысячи жизней.

Колокольня стоит на островке.

     Не считаться с таким проявлением колокола было уже нельзя. Местное руководство доложило в Калинин о творящемся, о настроениях среди жителей. Областному начальству в преддверии больших забот по призыву, грядущей Олимпиаде и планировавшемся тогда переезде столицы РСФСР из Москвы в Тверь, для полного удовольствия не хватало только смуты от мистического колокола полузатопленной колокольни. Были выделены деньги, определен подрядчик, проведена проектно-сметная работа и к открытию навигации в колокольне прибыл земснаряд. В одной стороны, он проводил работы по очистке и углублению фарватера, с другой — намыл вокруг колокольни приличных размеров мель. На эту-то мель и выложили позднее целую баржу щебня и бутового камня. С тех пор колокольня стоит на островке, пряча под землей треть своей высоты. Официальная версия обваловки — защита памятника истории и архитектуры от разрушения волнами и льдом. Но мы-то теперь знаем истинную причину.

     Вот уже почти тридцать лет никто не слышал колокола, и все реже можно услышать о нем. Калязинцы и раньше не слишком любили говорить на эту тему, а теперь, когда многих из тех, кто слышал звук из-под воды, уже нет в живых, вопрос о нем вообще может озадачить местного жителя…"

     Вот такая легенда, мне она кажется выдуманной, но знаете, дыма без огня ведь не бывает, так что решайте сами, верить ей или не верить.

Часть десятая. Взгляд на Калязин со стороны

     Прошло много времени с нашей поездке в Калязин, после этого мы еще много где успели побывать, но вот засел этот город у меня такой занозой в памяти, что никак не давал о себе забыть, но и написать почему-то я о нем ничего не мог. Все мне казалось, что что-то я там еще должен увидеть, о чем-то узнать, но вот вдруг наступил момент, когда я понял, что все, держать внутри себя я уже ничего не могу. Так и родилась эта серия постов про обычный русский провинциальный городок со своей непростой историей, со своими трудностями и проблемами.

     Мне могут возразить, что у Калязина еще все ничего, не так уж и страшно получилось, есть другие места, с более трагической судьбой. Я не буду ничего оспаривать и возражать, все это так.

     Просто мне хочется, чтобы мы, все те от кого это зависит, да и кто этим просто интересуется, помогли другим увидеть и понять, как те страницы нашей истории, которыми мы должны гордиться, так и те, где нам надо задуматься и уяснить, что же было сделано не так и как хоть что-нибудь можно исправить.

     Интересно, как это получается, ведь имеется масса мест в мире ничем особенным не отличающихся от окружающих, но обладающих одной какой-то особенностью,  которая при грамотной подаче, превращает их в места массового паломничества туристов со всего мира. Для примера приведу Пизу, кроме наклонной башни, являющейся следствием явной ошибки строителей и проектировщиков, там нет ничего, но получилось так, что в процессе нескольких экскурсий в Италию, лично я побывал там не единожды. А Верона, которой повезло, что Шекспир действие своего шедевра поместил в этот небольшой городок, и вот правильные действия предприимчивых итальянцев — в Верону едут и едут, а осмотр очень древнего и красивого города с большим количеством туристических объектов остается как бы гарниром к основному блюду – Дому Джульетты, которого никогда там не существовало, а вот ведь сумели раскрутить, пополняя казну этого города весьма весомыми доходами.

     Ну, это все где-то там "за бугром", но мы-то в России, скажут сомневающиеся в наших возможностях раскрутки туристических объектов.

     Хорошо, отъедем от Калязина менее чем на сотню километров вниз по Волге, там стоит еще один городок, вроде и без особой истории – и героической, и трагической, но в котором сумели обыграть свое название так, что он стал заметной звездой на нашем туристическом небосклоне. Речь, как вы поняли, идет о Мышкине. Значит, и мы можем, если захотим.

     Чем же таким располагает Калязин, что его можно попытаться вытащить из той глубокой экономической дыры, в которой он вот уже лет семьдесят-восемьдесят как барахтается — промышленности нет, численность работоспособного населения стремительно уменьшается, умные и предприимчивые город покидают навсегда?
Давайте разберемся. Мне кажется, что у Калязина столько притягательного, что при правильной подаче его можно поднять именно на туризме, и для этого есть все предпосылки, да и не так уж это дорого будет стоить, чтобы упускать такую возможность.

Что я имею в виду?

     Ну, прежде всего, начнем с героической истории города. Нижегородские власти умудрились под подвиги нижегородской дружины при изгнании поляков из Москвы четыреста лет назад государственный праздник соорудить. Может, и калязинцам совместно с губернским начальством надо подсуетиться и напомнить стране, что начало-то этой победе положили именно на нынешней Калязинской земле, и как следует попытаться начать эту раскрутку, а не ограничиваться установкой на пустыре, пусть и с трагической историей, памятника князю-победителю.

     Большой юбилей той победы (400 лет — это не шутка) прошел, но малые-то не за горами. Можно ведь взять с княжеского родового герба ту птицу, которая нависает над памятником, напомню, что речь идет о скопе, есть такой вид птиц семейства соколиных, а значит хищных птиц, и превратить ее в символ той победы, и любые мероприятия в раскрутке этой темы под ее сенью проводить.

     Наверное, надо создать свой военно-исторический клуб, а для начала обратиться к ближайшим соседям в ту же Москву, где имеется опыт проведения грандиозных реконструкций Бородинского сражения, может тем ребятам надоело ежегодно французов бить, может их заинтересует другое время, другое оружие, другая форма, да и противник другой – поляки, их еще никому на подобных ристалищах бить не приходилось. Если получится один раз, то можно и в традицию превратить, но уже собственными силами. Вон ведь какой байк-клуб в городе отгрохали, чуть ли не лучший в России, заинтересуются ребята, глядишь, и жизненная цель на какое-то время появится. Да мало ли, что можно придумать для популяризации героического прошлого Калязинской земли, тут только задачу объяви, а уж постановщики найдутся.

     Имеются в Калязине и два поистине драгоценных туристических объекта, к которым надо только правильно городу подойти, и постоянный денежный поток в городскую казну сам собой польется.

     Первый объект – это, разумеется, колокольня Николаевского собора. Должен же город хоть как-то свои гигантские трудно восполнимые потери компенсировать. Сейчас все это, мне кажется, пущено на самотек – некие граждане катают на собственных лодках желающих, получают за это небольшие деньги от каждого пассажира, превращающиеся к концу дня в весьма приличные тысячи, и все.

     Возможно, конечно, что это сложная коррупционная цепочка, в которой заинтересованы и власть имущие лица, но ведь при этом городу даже налоги не достаются, их просто никто не платит, бизнес-то это не официальный, а потому денежки "черные", налогами не облагаемые.

     А дел всех там, на мой взгляд, не так уж и много, да и обойтись это должно не так уж и дорого. Нужно пристань построить, в Мышкине осилили, а чем калязинцы хуже? Затем заключить договоры со всеми пароходствами, чтобы внесли Калязин в заветную сетку приходов и отходов пароходов, за что город будет получать законные деньги. Запретить швартовку судов непосредственно у колокольни, видел я такие фотографии. Создать флотилию маломерного флота, который будет туда-сюда мотаться с голодными на впечатления туристами, и не только к колокольне, но и на Монастырские острова, да и по всей округе тоже.

     Могут возразить, что все это потребует больших расходов, которыми город не владеет, а отдача может растянуться на длительный срок. Не знаю, мне кажется, что это такое золотое дно, что любое промедление только на руку всяким нечистым на руку людям, которые и тормозят разрешение этой проблемы.

     И еще, ну нет у города денег, так отдайте и кусок берега и лицензии на право перевозки в руки частного бизнеса. Калязин известный купеческий город, я познакомился с деятельностью крупнейших местных купеческих семейств, и вы знаете, нашел любопытные факты. Практически в каждой такой семье имеются представители, которые в течение многих лет работали на выборной должности городского головы, это в переводе на современный язык означает главу городской администрации. И вы знаете, именно в эти годы данные семейства тратили огромные деньги на благотворительность, это была, возможно, негласная традиция, но ведь она же была. Так неужели в Калязине не осталось потомков тез славных семейств, или не выросли новые "торговые люди", которые могут заняться и благоустройством городских улиц и приведением в порядок старинных зданий, и расширением гостиничного фонда и прочее, прочее, прочее. Простите, никогда не поверю, что дело обстоит совсем наоборот и все местные коммерсанты только и думают, как свою мошну набить, да куда-нибудь свалить от Калязина подальше.

     Просто надо им соответствующие условия  создать, а то вложит человек деньги, построит, отремонтирует или что еще сотворит, а придет чиновник, да скажет, а вы, мол, какое отношение к этому имеете, вас здесь и не стояло вообще. Проблема эта не только Калязина касается, такая ситуация по всей стране, но может попробовать, используя губернскую поддержку, создать соответствующий Совет по возрождению старинного русского городка, состоящий из местных бизнесменов, да превратить город в такую конфетку, что туристы сочтут за честь в Калязин приехать, да на фоне колокольни сфотографироваться.

     Вот для примера: кто-то занимается отделкой двух домов на Московской улице и превращает их в отель, одновременно облагораживая и кусок примыкающей улицы.

     Теперь о колокольне. Слышал я, что православная церковь имеет намерение отремонтировать колокольню и взять ее под свою опеку. Если это так, то это замечательно, но думается, что до колокольни руки дойдут еще не скоро, так может для начала, тому Совету, о котором я только что упомянул, договориться и, во-первых, немного этот островок расширить и благоустроить, построить где-нибудь ближе к берегу часовню, чтобы туристы могли свечку там поставить, да, где-нибудь неподалеку создать условия, чтобы молодожены там могли свой замочек повесить, да мало ли чего еще придумать можно. Например, на сваях платформу прямо в Волге соорудить, кресла там со столиками поставить, чтобы люди могли в тишине чайку попить, да на окрестности полюбоваться.  Сделайте, отбоя от посетителей не будет.

    Поизучайте опыт городов типа Пизы, он не один в мире такой, да создайте круглогодичный туристический центр мирового уровня, получается только у тех кто делает, или, говоря другими словами, дорогу осилит идущий.

     Оставим колокольню в покое, и обратим свой взгляд на берег Волги в сторону поселка Солоновка, где усилиями энтузиастов уже создана жемчужина Калязинская – усадьба Бабы-Яги. Ни для кого не секрет, что за звание родины Бабы-Яги борются несколько городов и в нашей стране, и в Белоруссии, а скоро думается, что и другие страны присоединятся. Но нас с вами импортные Бабы-Яги не должны волновать, со своей бы совладать. Вот тут без поддержки на хотя бы областном уровне для закрепления приоритета, наверное, обойтись трудно. Усадьба, какая бы она не была обширная, больше туристов, чем сейчас принять не может просто по физическим причинам. Надо Бабу-Ягу из избушки вытаскивать – летом создать дом где-нибудь в чаще леса и пусть молодые и пытливые его поищут, да только дайте эту тему в разработку специалистам-аниматорам они накрутят столько, что мало не покажется.

     А для всероссийской раскрутки надо обратиться в популярные телевизионные программы, они уж точно могут такой шум вокруг этой темы поднять, что все другие претенденты на родину Бабы-Яги сразу же далеко позади останутся. Какие передачи спросите? Ну, вот например, назову случайно в голову пришедшие: «Давай поженимся» Ларисы Гузеевой, думается, что ее передачи в студии начинают зрителей слегка утомлять, а тут на таком пленере передача новый шарм обретет. То же самое относится к Дмитрию Крылову с его "Непутевыми заметками", хватит ему по заграницам мотаться, надо и вклад в российскую глубинку внести, причем не за деньги, а в качестве спонсорской помощи, найдите к нему подходы, они имеются, я в этом уверен. Или Тимур Кизяков с передачей "Когда все дома»", ведь ни разу он не знакомил нас со сказочными героями, все артисты, писатели и прочие, слов нет, именитые и знаменитые наши сограждане, а вот Баба-Яга — это будет совсем другое. А может и к Андрею Малахову подкатить, он все, что ему не дай в сенсацию превратит, пусть в Калязине выездную свою передачу организует.
Вот такие мысли на скору руку пришли мне в голову по мере того, как я вживался в Калязинскую старину и современность.

     Ну, а пока — пока, нам надо и другим российским городам внимание уделить.