Ахпары и армяне

Арарат Пашаян
Со времени тех событий, когда более 100 тысяч армян из стран Ближнего Востока переселились в Советскую Армению, прошло больше 70 лет, а в армянском народе все еще существует разделение на «ахпаров» и местных армян.
Само происхождение прозвища «ахпар» имеет забавную историю.
Армяне-репатрианты говорили на западноармянском диалекте, который существенно отличался от восточного диалекта, на котором говорили местные армяне. Они при обращении часто употребляли слово «ахпар», что означает «брат». Таким образом, большинство армян, обзывая нас «ахпарами», даже не подозревали, что тем самым называют нас своими братьями.
Вообще дифференциация армян по месту происхождения, кажется, является неизбежным  атрибутом нашей национальной ментальности. После приветствия и знакомства разговор между армянами развивается по стандартной схеме. В первую очередь выясняется, откуда он родом и  его предки.
По дикции и говору  я безошибочно определяю, откуда армянин родом.  Это не странно, так как манера речи и акцент слишком разнятся. Однако в этом я не оригинален. Еще Бернард Шоу  в «Пигмалионе» описал, как полковник Пикеринг точно определял, пришелец из каких краев Туманного Альбиона стоит перед ним.
Территория Армении с Арцахом (Карабах) составляет около 35тыс кв. км, то есть не превышает (и даже уступает) территории обычной области РФ. А между тем каждый из нас, без возмущения и даже дружелюбно, для укрепления знакомства покорно представляется как ростовский, московский, карабахский, апаранский, тбилисский, бакинский, кировабадский, ахалкалакский, ленинаканский (и так далее) армянин. При этом, невзирая на обширную географию стран, откуда репатриировали армяне, они сгруппированы в одну касту – ахпары.
Раньше на вопрос откуда ты родом, я отвечал:
-Я родился в семье армянских репатриантов  из Сирии.
А иначе как мне в двух словах рассказать, что мой отец родом из героического "Муса-Лера" (историческая Киликия), мать родом из Кесарии (центральная Анатолия). В 1932 году мои родители поженились в Дамаске, репатриировали в 1946 году в СССР, где и я, в одном из высокогорных селений Армении, по имени Налбанд я родился в 1951 году.
Ну подумаете сами,  откуда я родом?
Я всегда представлялся как ахпар, хотя сам (кроме всех братьев и сестер) родился в Советской Армении.
К этому факту следует относиться с пониманием. Это особенность малочисленных народов.
Трудно представить, чтобы при знакомстве россияне начинали  выяснять, кто из Тамбова, кто с Алтая, а кто из Пскова.
Я не припомню случая, когда на чужбине встретились бы два армянина и стали выяснять, кто, откуда, и чтобы после этого не последовало бы перечисление и поиск общих знакомых. И, как правило, общие знакомые, а иногда и родственники обязательно находись.
Ко мне пришел новый член нашей армянской общины, с просьбой переводить с армянского на русский язык его документы.
Естественно, что знакомство началось с вопроса, откуда мы родом.
-Я из Ташира,- ответил он.
-А конкретно?
- Из Шахназара,- ответил он.
- Так ты соотечественник нашего Гарика Нурояна и миллиардера Самвела Карапетяна?
-Да,- с гордостью отвечал он.
-А ты откуда,- обратился ко мне он.
-Я из ахпаров.
-Да, хороший народ. Иногда встретишь ахпара, что в сто раз лучше наших армян.
Я уже привык к такой беспардонности, что является результатом невежества.
Человек уверен, что ахпары и армяне, это разный народ.
Пока я с юмором и с некоторым интересом, следил за его речью, в ожидании, что еще интересного он расскажет, он продолжал.
- Когда в молодости я жил в Ереване, снимал уголок в Арабкире. Хозяин был ахпаром. Очень приличный человек. Такой воспитанный, вежливый, внимательный и щедрый. Часто угощал и кормил меня, понимая, что не всегда хватало средств на пропитание.
После некоторой паузы, увидев, что я не намерен его прервать, он продолжал свое выступление.
- Вот бы всем нашим армянам быть такими! Золотой человек.
И желая  сделать мне приятно, завершил.
- Да, много хороших людей среди вас, ахпаров.
Я сидел перед монитором, и делал вид, что занят переводом и слегка кивнул головой, чтобы выразить свое согласие с его "мудрыми" мыслями.
Я уже смерился с тем, что это клеймо "ахпар" забудется с уходом нашего поколения ахпаров. Через 30-40 лет вряд ли найдется среди армян человек, который будет представляться как "ахпар".  Следовательно и не будут такие ассоциации и нелепые ситуации, аналогичная с той, в которую я попал.
С моим гостем я попрощался, после того, как его угостил и напоил моим фирменным кофе. На прощанье я ему пожелал успехов и удач!
Думаю, тем самым я закрепил в нем убеждение о том, что ахпары - хороший народ!
01.апреля 2019 года.
День юмора и смеха.
г. Брянск.