Ты превратил Землю в свалку нечистот...

Владимир Архипов 4
  Рецензия на фильм К. Лопушанского «Посетитель  музея»(1989)
 
    Благодаря интернету получил возможность просмотреть пропущенный в своё время фильм «Посетитель музея». Думаю, что многие из читателей тоже не смотрели его.
 
    Скорее всего, он очень быстро сошёл с экранов кинотеатров. Для нас кино – это в первую очередь средство развлечения. Фильмы, заставляющие задуматься, или открывающие мрачные стороны человеческой натуры, никогда не пользовались особой популярностью у массового зрителя и, несмотря на высокие награды международных конкурсов, относятся к так называемому  разряду «Кино не для всех». К последним фильмам такого рода можно отнести отмеченные на последних кинофестивалях  «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера и фильм «Рома» Альфонсо Куарона.

   Константин Лопушанский является одним из зачинателей серьёзного апокалиптического кино, отразившемся в трёх последовательно поставленных фильмах: «Письма мертвого человека» (ядерная война), «Посетитель музея» (экологическая катастрофа) и «Русская симфония»(всемирный потоп и страшный суд).
Герои  Лопушанского ищут причины катастрофы, произошедшей с человечеством, размышляют о  смысле жизни, потерянной возможности выбора другого пути, который бы не привёл цивилизацию к самоуничтожению.

   В свете обострения мусорной проблемы в России фильм  «Посетитель музея» стал только ещё более актуальным со времён его постановки (1989 год!). Поэтому я остановил на нём свой выбор.

 В интернете имеются  в основном негативные рецензии на этот фильм. Режиссёра обвиняют в том, что он воспользовался идеей А.Тарковского в изображении фона (загаженная природа) на котором происходит действие фильма. Сильно возмутила, как показалось многим зрителям, совершенно  нелогичная и непонятная концовка.
 
   Попробуем разобраться, что имел в виду и что хотел сказать режиссёр.
Сюжет фильма прост  -   городской житель  приезжает на свалку на берегу океана,  чтобы посетить древний музей, в котором хранились величайшие достижения человеческой цивилизации. Вследствие глобального потепления музей находится под водой и увидеть и посетить его можно только во время отлива, когда обнажается морское дно.
 
  По ходу фильма зритель знакомится с  людьми, которые живут возле свалки - управляющий и управляющая метеостанции, их прислуга, инспектора и многочисленные умственно-отсталые люди- «дебилы», живущие в резервации.

   Одна из  причин экологической катастрофы, на которую обращает внимание режиссёр – неумеренное потребление. В обществе недалёкого будущего продолжает процветать культ денег и очень  быстро меняется мода, чтобы люди в погоне за модой  покупали всё новые и новые вещи. По телевизору зрители видят рекламу новомодных женских туфель на высоком каблуке для мужчин. Вернее сказать мужских туфель, это в наше время такие, пока что, носят женщины.
Инспектора на свалке счастливы привезёнными двумя тоннами таких почти не ношеных туфель. Видимо в городе уже другая мода.

  Сам, красноватый от отблесков горящего пламени, фон ночной свалки, с неспокойным морем, на которое тоже падает этот красноватый отблеск, делая его похожим на кипящую лаву, напоминает сцены из ада. Свалка – это ад. Обитатели свалки хотели бы жить в городе. Однако, как выясняется, здесь тоже когда-то был город. Свалка наступает и вместе с ней, вследствие всё ухудшающейся экологической обстановки, увеличивается  количество новорожденных – больных и умственно-отсталых (уже 40% новорожденных).
 
   Очень показательны рассуждения управляющего метеостанции об экологической катастрофе, который объявляет, что лет через 50 льды окончательно растают и вся земля будет затоплена, но их-то к тому времени уже не будет. Вот уж действительно –«После нас хоть потоп!».

  Действительно разумными в этом безумном мире оказываются скорее «дебилы», нежели нормальные люди. Во время развивающего занятия управляющий задаёт мужчине-прислуге вопросы, чтобы повторить содержание предыдущего урока и получает от него совсем не те ответы, которые ожидал услышать:
 
У.:-Что создал человек за свою историю?
П: -Человек создал свалку.
У.:-В чём была ошибка?
 П.:  -Человек забыл самого себя.

   Только у умственно - отсталых сохранилась вера в бога. Очень упрощённая и наивная. Они собираются вместе раз в год на «Праздник веточек»,  зажигают свечи и молятся. Слова молитвы состоят из одного предложения - «Выпусти меня отсюда». Кроме того, во время молитвы следует стучаться в стену. Жрецы умственно – отсталых рассказывают своей пастве предсказание, согласно которому последний в истории человечества «просящий» однажды появится в музее и с центрального холма обратится к богу о помощи, о  том, чтобы бог «выпустил их отсюда».
 Турист, желающий  посетить музей, в ожидании отлива, решает посмотреть на «Праздник веточек» и невольно становится причастным к вере «дебилов».
    Из праздного туриста он превращается в представителя человечества, «просящего».
    В смятении он пытается покинуть свалку и вернуться в город, но начинается отлив. Катера возобновят навигацию только через неделю, после прилива.
    И он идёт к музею, с конкретной целью-просить прощения за людей, уничтоживших свой дом. Неистовствует убитое, мёртвое море, ураганный ветер поднимает пыль и гарь со свалки, которые заслоняют солнце. Бог не внемлет просьбе посетителя музея. Посетитель возвращается к метеостанции. Он стучится в запертые двери и окна метеостанции. Хозяйка, решив, что посетитель тоже из «дебилов», просто притворялся нормальным человеком, не пускает его.

  Вспоминается  знаменитая цитата из библии: «Просите, и воздастся вам, ищите и найдёте. Стучитесь, и дверь отворится перед вами. Кто просит, получит: кто ищет, всегда найдёт и откроется дверь перед тем, кто стучится» (Мф 7:7.8)

  Не отворились двери, не получил просящий искупления грехов человеческих.
  Посетитель возвращается на свалку. В небе кружат многочисленные грязные чайки, оглашая окрестности пронзительными криками. Только закатное небо остаётся низменно – красивым, безмятежным и недоступным. Заходящее солнце подобно глазу бога смотрит на одинокого человека на Земле, превращённой в свалку или, лучше сказать, в ад. И нет человеку прощения за это.