В. Агошков 1894г Обозрен. Орловск Епархии Мисаилом

Василий Иванович Агошков
В.Агошков. 1894г. Обозрение Орловск Епархии - Мисаилом


ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ при обозрении Орловской епархии Преосвященнейшим Мисаилом, Епископом Орловским и Севским, в 1894 году.

Село ГОРКИ Карачевского уезда. (Сейчас Хотынецкого района). От г.Орла вплоть до села пролегает шоссейная дорога на протяжении 43 вёрст; половина ея – ближе к городу – очень выбита; со своими частыми ямами она ломка для экипажей и едва выносима для проезжающих. Зато другая половина – ближе к селу – очень  гладкая и содержится в отличном состоянии.

Преосвященного сопровождали: урядник, становой пристав, волостной старшина, участковый отец благочинный. При въезде в село слышишь звон церковных колоколов, видишь на улице пред каждым почти домом поставлены столы, накрытые белою скатертью, с хлебом-солью для благословения их. В  некоторых местах на столы ставились сверх того святые иконы и свечи, украшенные цветами…

Храм в Горках каменный, требует ремонта, утварью и ризницей достаточный, но библиотекою скуден. Прихожан считается там больше 2000 душ муж. пола. На лицо состоят два священника, диакон, и два псаломщика – полный штат. При церкви выстроен каменный двухэтажный дом, в нем помещено  сельское приходское училище, законоучителем  которого служит местный священник о.Митрофан Казанский.

Кроме того, в дер. Челищевой (сейчас Хотын.рн) этого прихода имеется церковно-приходская школа грамотности, где учительствует о.диакон местный А.С. Зверев. Но по количеству прихожан требуется открыть ещё школу грамоты, где могут обучаться дети под руководством другого местного священника о.Феодора Смирнова при участии двух тамошних псаломщиков. Хора певчих нет.

Церковные документы и члены причта в исправности (так в тексте), кроме псаломщика М.Вертоградова, слабо знающего Катехизис, не умеющего читать и петь в церкви должным образом – так отмеченного в клировых ведомостях.

2.СЕЛО ПЯТНИЦКОЕ. (ныне Хотын.рн). Храм каменный содержится неопрятно, по местам видны трещины и на стенах. Совне и внутри храма требуется безотлагательно произвести ремонт под наблюдением правоспособного техника, ограда каменная плохая, приход бедный. При церкви имеется узаконенная пропорция усадебной, пахотной и сенокосной земли, но плана и межевой книги на сию землю не имеется. Причту выдаётся в пособие каждогодно 83 руб.99 коп. из казны. Есть там ЦПШ грамоты, но певчих нет. Документы и члены причта в исправности.

3. СЕЛО СЕМЕНОВКА. (ныне Шаблык.рн). Каменный храм содержится грязно. Утварь и ризница достаточны, но библиотека убогая. Причт из 3-х членов на лицо, на содержание причта с 1893 года отпускается из казны 539 руб. в год. В церковной сторожке помещена земская приходская школа. Следовало бы её перевести в другое место по указанию земских распорядителей, а в сторожке поместить церковную приходскую школу грамотности, в которой  обязан бесплатно заниматься местный о.диакон. Летописи церковной не было представлено.

4. СЕЛО ХОТЬКОВО (Шаблык. рн). Храм каменный очень хороший, хор певчих благозвучный, церковная библиотека не большая, но в порядке, утварью и ризницею церковь достаточна. Документы в исправности, но члены причта, к сожалению, не мирствуют между собою. Настоит надобность, по замечанию Его Преосвященства, открыть там церковно-приходскую школу.

5.СЕЛО ЯЧНОЕ. (Шабл.рн). Расстоянием от Духовной Консистории в 50 верстах, а от местного Благочинного в 10 в. Храм небольшой, деревянный, но прочный. Утварью и ризницей достаточный, но библиотекою бедный. Приход в 700 душ муж. пола. Члены причта – старцы. Священнику о.Кр-ву 74 года, псаломщику П-ву тоже 74 года. Впрочем, оба исполняют свои церковные обязанности исправно.  Церковный староста госуд. крестьянин Ф.Н.Мотякин, 62 лет, весьма заботлив о храме Божием. ЦПШ не имеется. Необходжимо открыть хотя бы ЦШГрамоты.

6.СЕЛО МОЛОДОВОЕ. (ныне Шабл.рн). Храм каменный красивый, но требует почистки снаружи и внутри. Причт из трёх членов. На средства местного свящ. о.К.Е.Никитского в 1885г открыта в этом селе ЦПШ, но помещение для школы плохое. Члены причта живут в немирных отношениях между собой. Псаломщик пред приездом Его Преосвященства за поджог арестован и заключен в тюрьму. Церковные документы находятся в целости и сохранности. По воскресным и праздничным дням неопустительно (так в тексте) служатся торжественные вечерни с акафистами и ведутся внебогослужебные собеседования с прихожанами.
Церковный староста мещанин Филиппов весьма усерден к исполнению своих обязанностей. Есть надежда, что он при участии прихожан (1000 душ муж. пола) исправит сей храм.

7.СЕЛО НАВЛЯ. (ныне Шабл.рн). Расстоянием от Духовной Консистории в 65 верстах. Храм тоже деревянный, но крепкий. Причт исправный. Документы в порядке, приход небольшой. При церкви находится земская школа на 70 чел, но школьное здание, по клировым ведомостям, принадлежит церкви и поставлено на церковной земле. Справедливость законная требует вывести земскую школу на другое место по распоряжению и указанию земцев, а тут –в церковном здании помесить ЦПШколу.

8. СЕЛО ШАБЛЫКИНО. Большое, торговое. Храм большой, каменный, построенный усердием на средства бывшего помещика Н.В. Киреевского, очень красивый, но холодный, нуждающийся в отоплении, как для членов причта, так и для прихожан. Можно надеяться, что старанием и усердием доброго и богатого материальными средствами, ныне здравствующего и живущего там помещика господина Блохина, унаследовавшего имение господина Киреевского, храм святый будет  отапливаться, чрез что исполнится общее желание прихода, сохранится твердость храма и заслужится награда благотворителю от Господа в будущей жизни и вечное поминовение от жителей земных о спасении благодетелей. Утварью и ризницею церковь вполне достаточна; церковная библиотека, хотя небогатая, но содержится в порядке.
Кроме  того, при церкви, благодаря старанию и заботливости о.Гедеоновского, заведена благочинническая библиотека, - она помещена в хорошем шкафу; имеются книга и каталог для записи книг, поступающих в библиотеку и выдаваемых для пользования ими, членам причтов, подведомых о.благочинному 3-го участка.

Там же имеется склад восковых свеч, покупаемых на епархиальном свечном заводе, и церковно-приходское попечительство о бедных прихожанах. Всё это я видел в отличном, образцово-дельном положении. Причт в полном штатном составе, церковные документы хранятся в целости и ведутся в исправности. В с.Шаблыкино давно открыто Министерством Народного Просвещения образцовое двух классное училище, в котором с 1880 года непрерывно состоит законоучителем местный священник о.Гедеоновский и с достоинством исполняет свои обязанности законоучительские.

При встрече Преосвященного вечером в храме была масса народу; хор певчих очень хороший. Свящ. с.Шаблыкина и благочинному о.Эсперу Гедеоновскому, за ревностное исполнение пастырского служения, разумную распорядительность и добросовестное исполнение обязанностей по должности благочинного, чрез Духовную Консисторию, объявлена Архипастырская благодарность, со внесением в послужной его список.

С примерным умением и усердием служат церкви Божией местный диакон В.А. Троепольский, церковный староста крестьянин А.П. Зюков, но о псаломщике с. Шаблыкина В.В. Аполлонове нельзя дать одобрительного отзыва. Он за время своей службы с 1860 года пять раз был оштрафован за свои проступки, вследствие нетрезвости.

9.СЕЛО ВЫСОКОЕ. (ныне Шабл.рн). Занимает местоположение высокое и красивое. Храм деревянный содержится прилично, утварь, ризница и библиотека не отличаются ничем особенным. Приход небольшой, меньше 700 душ муж.пола. Есть ШГ, Для ЦПШ и церковной сторожки строится при церкви новое здание. Местный свящ.с прихожанами не ладит, которые принесли Преосвященному жалобу словесную и письменную. Дело находится  на рассмотрении в Духовной Консистории.

10. СЕЛО ВОРОНЦОВО. Бедное. Храм деревянный на вид невзрачный. Колокольня на 4-х деревянных столбах. Утварь с ризницею недостаточны. Приход малый – немного больше 300 душ муж.пола. На содержание двух членов причта положено жалованье в 84 руб.ежегодно, но по малочисленности и бедности прихожан, содержание священнослужителей  скудное. При церкви имеется ШГ, устроенная старанием местного свящ. За ревностное исполнение пастырских обязанностей свящ. с.Воронцова о.Иоанн Амфитеатров награждён набедренником.

11.СЕЛО ТИТОВО. Здесь 30 лет не было Архиерея. Народ с особенным любопытством встречал своего Архиерея, внимая каждому слову Его. Храм деревянный, но крепкий, документы церковные находятся в целости и исправности . Школы нет. По количеству прихожан – больше 1000 душ муж.пола, давно бы следовало иметь школу – об этом говорено было Преосвященным народу. В ответе на речь Его Преосвященства прихожане сказали, что они все признают пользу грамотности для своих детей и уже начали строить школьное здание. Церковный староста крестьянин Н.Д. Романов примерного поведения с редким усердием исполняет свою должность с 1875 года по сие время непрерывно; награждён серебряною медалию с надписью: «За усердие».

12.СЕЛО ГЕРАСИМОВО. Здесь тоже 30 лет не было Архиерея. Храм каменный, хороший документы ведутся исправно, церковного хора певчих нет, хотя при церкви в церковном доме имеется ЦПШкола.

13.СЕЛО ГАВРИЛОВСКОЕ. От Орла в 75 вёрст. Там 50 лет не было Архиерея. Храм каменный, хороший. Хор певчих, под управлением местного псаломщика Образцова, поёт довольно стройно.(Певица Образцова не имеет ли отношение к данному Образцову?!) В селе есть земская школа. Документы в исправности. За особые труды по церковному пению регент псаломщик (кто?) посвящен в стихарь.

14.СЕЛО САМОВО (сейчас Сомово? - Шабл.рн. Отвлечёмся и поговорим на историческую тему. Недалеко от Сомово Шаблыкинского района археолог Никольская копала древнее городище. Вначале она говорила, что название его – Домагощь, но потом, под влиянием того, что другой археолог, Зайцев обнаружил Домагощь между Мценском и Болховом, Никольская назвала своё городище Балдыжем, видимо, не захотевшая «переходить дорогу» своему коллеге. Мы встречали название села Сомово, как Самово, не один раз, что позволяет говорить о том, что нынешнее село Сомово звучало вначале, как: Самово-Самого-Самогож-Самогощь-Дамогощь-Домагощь?! Причём ударение стояло на втором слоге: Самого. Что же означало «Са»? То ли «за Могом», то ли «совместные Моги». В общем, предстоит ещё «покопаться» в непростом имени.
То есть археолог Никольская была, скорее всего, права, тем более что мы обнаружили на карте урочище Доморищь. Напомним также и о том, что есть в Шаблыкинском районе и речка Мог, ставшая сегодня речкой Мох. Имеется в районе и д. Моговка. Впоследстии, во времена революций, Самово стало Сомово).

Церковь каменная, трехпрестольная, очень просторная и красивая. Есть другая деревянная церковь, кладбищенская, маленькая по объёму и ветхая, она требует безотлагательной поправки. Приход свыше 1000 душ муж.пола. Причт в полном составе из 3 членов. Документы в исправности, ЦПШколы и певчих нет.

15. СЕЛО ПЕТРУШКОВО. (ныне Шабл.рн). Храм деревянный, но прочный и приличный, прихожан считается 1268 душ муж.пола. Причт и документы находятся в исправном состоянии. В селе есть земская школа, но певчих в церкви нет. Требуется открыть там ЦШГрамоты, учителем которой обязан быть местный о.диакон, окончивший курс Духовной Семинарии. Местный свящ. о.Птицын за усердное исполнение своих пастырских обязанностей награжден набедренником.

16.СЕЛО ЮШКОВО.(Шабл.рн). Не входило в маршрут следования Его Преосвященства для обозрения церквей и не предполагалось там быть Преосвященному, но явившаяся на пути депутация из этого села в 20 человек упросила Владыку посетить их село, и Владыка был там. При осмотре оказалось: храм, построенный в 1780 году, старанием и усердием помещиков Стремоуховых, каменный с таковою же колокольнею. Покрыт железом, крепкий, трехпрестольный. Два престола в тёплой и один – в  холодной  церкви.

Земли при церкви усадебной, распашной писцовой и луговой – 38 десятин. Имеются в церкви деньги в билетах больше 2000 руб. Но церковь сия по малочисленности прихожан, число коих 433 муж. пола, присоединена по новому расписанию приходов к церкви ближайшего села Муравельника. Идут раздоры между прихожанами и священником села Муравельника, весьма вредные для прихода и опасные для священника. И словесное и письменное заявления со стороны прихожан последовали Архиерею о давнем и сильном желании их восстановить самостоятельный приход. Обещано исполнить их просьбу, если они построят церковную сторожку и дом для 2-х членов причта с надворными постройками.

17.Село МУРАВЕЛЬНИК. На пути в это село  застигла нас страшная гроза, разразившаяся, по рассказам местных жителей, поражением некоторых лиц, чуть не до смерти. Под громом, молниею и дождём – ливнем ехали мы, творя на себе крестное знамение и произнося молитву: «Свят, Свят, Свят еси Господи Боже наш, помилуй ны падшее создание Твое…». Доехали, по милости Божией, благополучно вечером глубоким. Встретили нас с обычной торжественностью в Св. храме, при стечении великого множества народа, не видевшего в здешних краях Архиерея 30 лет.
Хор певчих правильно организован, храм каменный хороший, но требует почистки, причт и документы в исправности. Местный свящ. О.Иоанн Введенский за усердные и полезные труды пастырского учительства, награждён фиолетовой скуфьею.

Здесь ведется церковная летопись с давнего времени и по частям могла бы она быть помещаема в епархиальных  местных ведомостях не без интереса. Приход в 700 душ муж.пола. На содержание причта выдаётся из казны жалованье – 83 руб 99 коп. в год.

По маршруту не был назначен ночлег Его Преосвященства в этом селе, но вследствие дождливой погоды и дурной дороги пришлось ночевать здесь Преосвященному. Благодаря доброму старцу, Карачевскому  купцу И.Н. Кочергину, имение которого находится близ села, уготован был в этом месте покойный и удобный ночлег для Владыки.
Несмотря на свою старость и слабость сил, благородный и почтенный старец И.Н. Кочергин прибыл сюда разделить время в личной беседе с Преосвященным.

(С) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель. 2019г