Хлебом единым

Андрей Климов
         Ф.М.Достоевский пишет в «Дневнике писателя» за 1876 год: «...черти в конце концов возьмут своё и раздавят человека «камнями, обращёнными в хлебы», как муху: это их главнейшая цель; но они решатся на это не иначе, как обеспечив заранее будущее царство свое от бунта человеческого и тем придав ему долговечность».
          Христос Спаситель отверг бесовское искушение и отказался от превращения камней в хлебы. «Не о хлебе единомъ живъ будетъ человекъ, но о всякомъ глаголе исходящемъ изоустъ Божiихъ» (Матф. 4;4). Мы же благополучно об этом забыли, да и как нам помнить, когда мы и Священного Писания-то толком не знаем, а так только, в лучшем случае, понаслышке. А бесам только это и надобно. «Хлебы» нынче, т.е. деньги делаются прямо-таки из воздуха, не то что из камней. Впрочем, чтобы «жить не хлебом единым», нужно развить в себе способность жить «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих», на что способны далеко немногие. Без благодати Божией тезис «не хлебом единым» всегда останется лишь пустым звуком. Вот и выходит, что раздавили нас бесы благополучно камнями безбожия, стяжательства и алчности, раздавили как мух. Хлеб, не в пример Слову Божию, может быть нам и во вред, если он в избытке. В царстве Кощея Бессмертного всё было обращено в золото, но там не было жизни. Животворит одно только Слово Божие, а не золото и не хлеб. Благодать Божия – первейшая потребность всего живого, и если забудем об этом, раздавят нас бесы, как пить дать, раздавят.