А это - Вам, доктор...

Дмитрий Коровин
Как-то раз моим пациентом был, как теперь принято говорить, мэр одного небольшого городка. Сильная личность, опытный руководитель с большим стажем работы и жестким характером,  которого уважал и побаивался даже его первый заместитель. В свои шестьдесят семь лет он выглядел очень даже неплохо, да вот одна беда - плохой сон. Во всяком случае, это была его единственная жалоба при нашей первой встрече. Засыпал долго, сон давался с трудом, был поверхностным и неглубоким, всю ночь одолевали беспокойные мысли.

Просыпался при этом всегда в одно и то же время - пять часов утра. Рабочий день начинался в восемь часов, а до офиса - всего пять минут ходьбы. Так и бродил по утрам изо дня в день по дому, стараясь никого не разбудить. Да и настроение в последнее время тоже было разбитым: повышенная утомляемость, трудность сосредоточения, необъяснимые приступы тревоги, постоянные перепады от глухой раздражительности к тщательно скрываемой депрессии,  и всё это, казалось бы, без всяких видимых причин.

Во время диагностики выяснилось, что основная жалоба - лишь верхушка тех проблем, которые накопились за последние годы. Это и постоянные психологические перегрузки, связанные с работой и семейными делами, нерегулярное и несбалансированное питание, сидячая работа и недостаток движения. Как говорится, всё как-то вроде незаметно и понемножку, "как у всех" а в результате - целый ворох проблем. Антидепрессанты и лекарства для улучшения сна если и помогали, то ненадолго. Разве что эмоции  на время притуплялись, но настроениия это не улучшало. Пробовал осваивать упражнения для медитации, и дыхательные практики, но и результат был непостоянным, да и времени не хватало, и настроения всем этим заниматься - тоже.

- А ты чего сюда приехал? Тут, по сути, большая деревня, и в работниках недостатка у меня нет.  Ты кто будешь-то? Врач?... Ну ладно, вот если вылечишь мою бессонницу, тогда серьёзно и поговорим, - сказал он.
С этого всё и началось. Первый сеанс... Сижу это я у него дома, прогреваю полынной сигарой точку на стопе.... Что это такое, как и для чего я это делал и чем лечил? Пусть это покуда останется моим секретом, здесь же я хочу описать то, что произошло дальше.

Так вот, сижу прямо на полу, чтобы удобнее было, а мой пациент - рядом, на стуле,  прогреваю ему точку на босой стопе. Картина и аромат экзотические, конечно, особенно для деревни того времени. Чувствую на себе тяжелый и недоверчивый взгляд. Поднимаю голову - так и есть. На лице улыбка, а в глазах - текст бегущей строкой, мол, вот я вляпался, думал, меня от бессонницы лечить будут, а мне тут пятки какими-то  вонючили папиросами припаливают...

Про характер моего подопечного я был уже наслышан и, когда на следующий день ко мне прибежал его испуганный зам и сказал, что "сам" срочно вызывает к себе, то морально был как-бы уже готов. В конторе, в "предбаннике", сидели посетитетители, ожидающие своей очереди на прием. Поскольку мы зашли без очереди, все проводили меня любопытными и сочувственными взглядами. Вот и новенький, мол, уже успел проштрафиться...

В огромном кабинете - мэр, мой вчерашний пациент. Такое ощущение было, что его плечи - шириной со стол, за которым он сидел. Смотрит так это строго и говорит басом: "Ну, спасибо тебе"! Я не успел даже испугаться, как он тут же широко улыбнулся и добавил: "А знаешь, что сегодня утром случилось?... Я впервые за последние годы на работу проспал"! Проснулся без будильника, потому что давно уже привык в пять подниматься. А на часах было уже девять"!

Но это ещё не вся история. Самое интересное наступило месяца через два. Мы продолжали наше лечение, недоверие уже прошло, а пациент мой был человеком исполнительным и все назначения выполнял строго. Так вот, однажды вечером он неожиданно заезжает за мной лично на своей машине и говорит, - срочно собирайся, едем! На мой вопрос о том, что случилось, загадочно ответил, мол, на месте разберёмся... Подъезжаем к его дому, заходим в просторную столовую, в которой накрыт большой стол.

- Садись, -  говорит. - А что за праздник, - спрашиваю, или день рождения у кого? А я - без подарка... И гости где? А он улыбается и откупоривает бутылку домашнего вина. - Сейчас всё узнаешь, - отвечает. - Так мы же с вами не пьём? - растерянно пытаюсь сопротивляться я. - Сегодня - можно! - улыбается он. - А супруга-то ваша где? - спрашиваю, заинтригованный окончательно. 

И в этот момент заходит она, празднично одетая, с огромным пирогом прямо из печки. Ставит его на стол передо мной и говорит:
- А это - Вам, доктор! Сама испекла. Только не спрашивайте, за что!

Ах да, забыл уточнить: пациенту моему тогда было, как я уже говорил, шестьдесят семь лет. А жена-то его была на восемнадцать лет моложе. Не только бессонницу мы, выходит, победили, но много чего ещё, а главное - настроение подняли и пациенту моему, и его супруге, на долгие годы. Очень вкусный был пирог, скажу я вам.
Вот такая вот история из практики.
А лечил-то как, спрашиваете? При встрече как-нибудь обязательно расскажу :)