Ч. 61 О вреде спешки

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/03/31/1309

С января по июнь 1943 года погибли 11 немецких подводных лодок, примерно 500 подводников, среди которых было много опытных.
 
14 апреля 1943 года возвращались из патрулирования подводные лодки U-513 и U-526. Первой лодкой командовал 36-летний корветтен-капитан Рольф Рюггеберг, а второй – капитан-лейтенант Ханс Мёглих.

Как младший по званию, Мёглих должен был пропустить первым своего старшего коллегу. Обе лодки ожидали тральщика, который должен был ввести подводные лодки в порт.

Но 27-летний командир U-526, которому, видимо, было невтерпёж после 63-дневного патрулирования, нарушил субординацию и рванулся вперёд вслед за тральщиком.
 
В миле от входа в порт тральщик оставил лодки. В это время U-526 подорвалась на мине, которую недавно заложили англичане. Поднялся огромный столб воды, взрыв разорвал подводную лодку на две части.

На поверхности воды плавали 12 человек швартовной команды, восемь из них раненых.
42 человека, включая командира, погибли. Часть людей оставались живы в отсеках, однако срочно прибывшие водолазы не смогли открыть люки, поскольку их заклинило при взрыве. Глубина была небольшой, несколько метров, но все, оставшиеся в лодке, погибли.

U-513, которая пробыла в патруле 54 дня, пришвартовалась невредимой. Её командир Рюггеберг, на его счету были два потопленных и одно повреждённое судно, потом до конца войны командовал 13-й флотилией подводных лодок в Норвегии.

В начале 1960-х годов Рольф Руггеберг был военно-морским атташе ФРГ в Лондоне. Умер в 1979 году.

13 апреля 1943 года в Северной Атлантике к юго-западу от Ирландии американский катер береговой охраны «Spencer» атаковал глубинными бомбами подводную лодку  U-175, которая атаковала конвой.

Командовал подводной лодкой 31-летний корветтен-капитан Хайнрих Брунс, на счету которого было 10 потопленных судов общим тоннажем 40 619 тонн. До этого он умело уходил от преследования, хотя лодка и получала повреждения при атаках.

Когда она, получив повреждения, была вынуждена всплыть, катер расстрелял её из артиллерийских орудий. 12 человек погибли, в том числе и командир подводной лодки, которому снарядом оторвало ногу, а 41подводника взяли в плен союзники.

В предыдущем патруле подлодка пробыла 86 суток, а в этом успела только 8. Мне даже не стоит рассказывать подробностей, лучше вам, дорогой читатель, собственными глазами посмотреть коротенький документальный фильм, как была потоплена подводная лодка и спасена часть её экипажа  https://www.youtube.com/watch?v=O9QjXAUSwII

Девятнадцать выживших подобрал катер " Spencer" и 22 -  катер " Duane". Экипаж " Spencer" сообщил, что выжившие, находясь в воде, вели себя очень истерично, хотя море было спокойным, температура воды 12 градусов.

Немцев стали спасать примерно через 20 минут. Американцы, которые ранее участвовали в проводке арктических конвоев, отметили, что в штормовых и холодных морях они не слышали таких истерических испуганных воплей, какие неслись с воды в этот раз.

Я читал протокол допроса пленных подводников и должен сказать, что американцы вытряхнули из них очень подробные сведения по самым различным областям техники, организации службы, тактики действий и многим другим. Видимо, допрос проводился с участием соответствующих специалистов.

Из допросов также выяснилось, что командир подводной лодки любовью личного состава не пользовался, его считали высокомерным. Старпом раскритиковал своего непосредственного начальника за то, что свою последнюю атаку они совершили днём, хотя могли дождаться темноты, что было бы для них безопасней.

Моральный дух среди пленных был низкий, многие говорили, что они испытывали предчувствие: это их последний патруль. Командир подводной лодки предупредил весь личный состав, что если в случае попадания в плен они сообщат больше информации,  чем фамилия, имя, звание, личный номер и домашний адрес, то их впоследствии будут судить в Германии за государственную измену.

Но, похоже, его подчинённых это не напугало, пели, как соловьи весной.

Прочитав протоколы допросов подводников разных подводных лодок, повторю для тех, кто мне писал, что будто бы на немецких подводных лодках были представители тамошних «особых отделов» и «политработников нацистской партии». Это полная чушь, их там не было, все офицеры и матросы имели конкретные обязанности по обслуживанию подводной лодки – и никаких «пассажиров».

На подводной лодке служили семь старших и младших офицеров, включая и командира лодки. Из них только один был убеждённым нацистом – вахтенный офицер лейтенант цур зее Пол Мёллер, 34 года, самый старый по возрасту в экипаже.
 
Ранее он был капитаном торгового флота, его призвали из резерва. Он часто говорил: «Одно время я думал, что все хорошее приходит сверху, но после того, как глубинные бомбы взорвались над моей головой, я передумал». Лейтенант очень заботился о собственной безопасности.

Употреблять спиртное во время пребывания в море запрещалось. Зато, по свидетельству членов экипажа, на берегу командир лодки и обер-лейтенант механик Наврот напивались до беспамятства.

И последнее, что касается этой лодки. После каждого патрульного плавания меняли часть экипажа. Те, кто были в первом и во втором патруле, жаловались, что в тропических водах испытывали невыносимую жару и духоту, воздух в подводной лодке был насыщен запахами гниющей пищи, пота, несмываемых по техническим причинам гальюнов (туалетов), технических масел и дизельного топлива.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/04/03/1539