Соколов Борис Макарович

Вячеслав Кисляков 2
       Борис  Макарович  Соколов – капитан атомного ледокола «Ленин».
    
       В августе 1957 года ледокол «Сибиряков» Мурманского государственного морского арктического пароходства находился в проливе Вилькицкого. В просторной кают-компании собрались командиры судна. Капитан Поташников потребовал минуту внимания. «Приказ номер восемьдесят два. За проявленную инициативу в работе по ремонту ледокола и подготовке его к арктической навигации, за активное участие в общественной жизни экипажа старшему помощнику капитана Соколову Борису Макаровичу объявляю благодарность. Одновременно поздравляю товарища Соколова с тридцатилетием».

      В тот день, принимая поздравления друзей, Соколов не мог и предположить, что через два с небольшим года он, тридцатидвухлетний «чиф», поднимется на борт первого в мире атомного ледокола «Ленин» в качестве дублера капитана. И какого капитана! — Павла Акимовича Пономарева, полярного судоводителя-аса, имя которого знает весь флот. Что еще через два года, в декабре 1961-го, из рук в руки передаст ему Павел Акимович штурвал морского богатыря с наказом свято продолжать лучшие традиции советских ледокольщиков, сделать все для быстрейшего освоения атомной техники, увеличения сроков навигации на трассах Северного морского пути.

      Вот как вспоминал те дни капитан атомного ледокола «Ленин» Б. М. Соколов: «... Как вышли мы в декабре 1959 года в первый опытный рейс, так и растянулся он на долгих тридцать лет».

       Вот как вспоминает о себе и своей жизни прославленный капитан атомного ледокола «Ленин»:  «Родился я в русской семье столяра. В 1950 году окончил судоводительский факультет Ленинградского высшего арктического морского училища имени С. О. Макарова. Практику проходил на ледоколах «Вячеслав Молотов» и «Илья Муромец», парусных шхунах «Академик Шокальский» и «Профессор Визе». С 1951 года работал в Ленинградском морском агентстве Главсевморпути  на ледоколах «Илья Муромец» и «Сибиряков» третьим, вторым и старшим. С 1954 года помощником капитана. С 1957 года — в Мурманском государственном морском арктическом пароходстве: старший помощник капитана ледокола «Сибиряков», в 1957—1959 годах — старший помощник капитана, затем капитан дизель-электрохода «Обь». В ноябре 1958 — апреле 1959 года участвовал в 4-й советской Антарктической экспедиции.

      С ноября 1959 года — дублёр капитана, с 4 ноября 1961 года — капитан атомного ледокола «Ленин». В 1961 году экипаж выполнил сложнейшую задачу — прошёл в район тяжёлых льдов в Чукотском море, доставил на паковую льдину экспедицию и построил дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10», расставил по кромке многолетних льдов шестнадцать дрейфующих автоматических радиометеостанций (самую северную — на восточных подходах к мысу Арктический, за восьмидесятой параллелью, в условиях полярной ночи). В 1970 году выполнил экспериментальный рейс и первую продлённую арктическую навигацию по вывозу норильской руды из порта Дудинка.

      В феврале 1976 года атомоход «Ленин» под командованием Б. М. Соколова совершил сверхраннюю проводку дизель-электрохода «Павел Пономарёв» к полуострову Ямал; с этого года рейсы на Ямал стали регулярными. Всего на капитанском мостике «Ленина» Б. М. Соколов провёл во льдах более 2000 судов.

      Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения по выполнению заданий десятой пятилетки Соколову Борису Макаровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

      При участии капитана Б. М. Соколова формировалось большинство специалистов атомного ледокольного флота СССР. Б. М. Соколов много сделал для сохранения атомохода «Ленин» и преобразования его в музей освоения Арктики.

       Избирался депутатом Ленинского районного Совета Мурманска. Был почётным председателем Мурманского областного отделения Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие».

      Жил в Мурманске. Скончался 20 июня 2001 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

      Моя жизнь могла сложиться так, что я мог бы быть связанным с Борисом Макаровичем  Соколовым с самого начала моей карьеры. А начиналась она так: «В Мурманск каждый из нас из Ленинграда добирался самостоятельно, благо, что подъемные грели душу. Когда я сел в самолет, то выяснилось, что со мной летит и Казаков Саша, которого провожала на рейс моя бывшая «любовь»  -  Ира Якадина. Казаков успел даже у нее отметиться, переночевав у Ирины в последнюю ночь перед вылетом в Мурманск. Так мы с ним и добирались вместе до пароходства.  Кто-то прибыл в ММП в начале марта, кто-то в середине, а мы с Казаковым появились после 20 марта. Размещали нас в общежитии ММП, которое находилось в двухэтажном доме – в Терском переулке. Когда мы с Сашкой прибыли  в общежитие на Терском, там уже обитало около десятка наших ребят. Кто-то из ребят уже прошел все необходимые инструктажи  по технике безопасности, и даже сдал техминимум  в службе мореплавания, а кое-кто - даже получил и  направление на судно. Несколько человек уже успели уйти в рейс. К концу марта нами все инструктажи были пройдены и техминимумы в СБМ сданы.

     И вот мы, несколько человек, толчемся в вестибюле отдела кадров (ОК) на улице Володарского, д.6. Старший инспектор ОК Суханов Сергей Иванович вызывает нас по одному в кабинет, где выписывает направления на суда. Доходит очередь и до меня.

 -  «Кисляков! Пойдешь 4 штурманом на атомный ледокол «Ленин». Очень
хорошее для тебя направление. Будешь расти и возможно станешь капитаном атомного ледокола. Вот только надо сразу же поступать в Макаровку, чтобы получить высшее образование» - услышал я напутствие в свой адрес. То, чего я боялся – случилось! А как же молодая жена? Куда она приедет, кто ее встретит? Как она будет одна в чужом и незнакомом городе без меня? Я даже еще квартиру не нашел, не говоря  уже о работе для нее. Нет! Только не ледокол! Я старался объяснить свое положение старшему инспектору, но он был глух к  моим просьбам. Ледокол скоро должен выходить в Арктику, а здесь вам не детсад! Но я не сдавался…

-  «На ледокол я не пойду! Что хотите, то и  делайте, но только не ледокол!» - были мои слова. Тогда Сергей Иванович сказал: - «Не пойдешь ты на ледокол только в одном случае, если  найдешь для себя замену». Я выскочил как ошпаренный в коридор и столкнулся со своим другом – Сашей Казаковым.

-   «Саша, дружище, выручай! Ты же знаешь мое положение. Надо жену встречать, а меня на атомный ледокол «Ленин» посылают. Мне туда никак нельзя – иди ты туда вместо меня. Инспектор мне сказал, что не пошлет на «Ленин», если я найду себе замену. А ребята уже почти все   получили направления на суда. Только ты и можешь мне помочь». И Саша согласился… Счастливый я быстро зашел в кабинет. -  «Вот, привел себе замену» - и указал на Казакова.

 -  «Ну, счастье твое, что быстро управился. Тогда пойдешь на «пассажир» – «Илью Репин». Завтра судно отходит в рейс». Я был счастлив вдвойне. Во-первых, отпало мое направление   на ледокол, а во-вторых, было получено направление на «пассажир» – знакомый уже  для меня  знаменитый пароход, где я начинал проходить годовую практику матроса в 1966 году. А главное я шел сразу на должность третьего штурмана, а не четвертого, как все ребята».

      Вместо меня на «Ленин» пошёл мой друг Саша Казаков, и жизнь его сложилась так, что, в конце концов,  он спился и умер в 48 лет. А что бы было в моей жизни, если бы я оказался на атомоходе «Ленин» в том далёком 1968 году, сегодня мне трудно даже представить…  Может быть, меня бы постигла судьба Саши? А может быть, я стал бы знаменитым арктическим капитаном? Пути господни неисповедимы! Всё могло быть в этой жизни…
    
       Капитаны судов ледового плавания во все времена относились к элите флота. Это связано с условиями, в которых им приходится работать, важностью выполняемых задач, огромной ответственностью. Ледоколы и, соответственно, их капитаны всегда были немногочисленны, и увековечения памяти достоин практически каждый из них.

      Пожалуй, первый в этом ряду – прославленный капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин» Борис Соколов. Сын столяра из Костромской области, выпускник судоводительского факультета Ленинградского высшего арктического морского училища имени С.О.Макарова, он связал свою жизнь с ледокольным флотом и Арктикой. Начиная с 1951 года, Борис Макарович  прошел хорошую школу на ледоколах «Илья Муромец»  и «Сибиряков».

      Ледокол «Ленин» возглавил 4 ноября 1961 года, когда ему было 35 лет. Он бессменно возглавлял экипаж атомохода почти сорок лет. В арктическом флоте страны нет другого капитана, который бы столь продолжительное время трудился на одном судне и был так ему предан. На долю Соколова выпали десятки сложнейших судоходных операций во льдах, осуществляющихся в ходе экспериментальных по своей сути плаваний. В 1981 году он стал Героем Социалистического Труда. Накопив уникальный опыт арктического мореплавания, Соколов щедро делился им со своими коллегами, воспитав не одно поколение судоводителей-ледокольщиков.
   
      Его глубочайшая преданность родному ледоколу, атомному флоту проявилась в его неустанных подвижнических усилиях по сохранению «Ленина» как памятника отечественной и мировой истории и культуры. Во многом, именно благодаря ему, первенец гражданского флота не был разрезан «на иголки» в лихие 90-е, а в 2000-х занял достойное место на вечной стоянке у морского вокзала Мурманска. Жаль только, что этого не увидел сам Борис Макарович. Он скончался 20 июня 2001 года       после тяжелой непродолжительной болезни на 74-м году жизни. Скончался  не просто капитан атомохода «Ленин», но и Герой Социалистического Труда,  и Почетный гражданин города-героя Мурманска.
 
     Российский морской флот, Мурманская область, весь русский Север понесли огромную невосполнимую утрату. Из жизни ушел выдающийся арктический капитан, глубоко уважаемый  человек, посвятивший всю свою трудовую деятельность морю, Арктике, и ледокольному флоту.

     За заслуги перед Отечеством Б.М. Соколов был отмечен высшими наградами страны: орденами Ленина и Октябрьской революции, медалью "300 лет Российскому флоту". Наряду со званием Героя Социалистического Труда он удостоен званий "Лучший капитан ММФ", "Почетный работник Морского флота СССР". Его труд многократно отмечался Почетными грамотами Министерства морского флота, высших органов власти Мурманской области, знаками профессионального мастерства. Б.М. Соколов является Почетным гражданином города-героя Мурманска и города Кологрива.

      Когда я работал капитаном-наставником ММП, я курировал атомные ледоколы и суда АТО. Мне часто приходилось бывать на ледоколе «Ленин», и  я  иногда проводил в беседах с Борисом Макаровичем по 2-3 часа. Он был очень интересный собеседник, многое повидал в жизни и хорошо знал Арктику. Его можно было слушать часами…

      Я был у  гроба во время прощания с Борисом Макаревичем, стоял в почётном карауле и отдал ему последние почести во время гражданской панихиды, которая состоялась 23 июня с 10 до 12 часов в фойе областной филармонии, где  в своей речи я выразил своё глубокое и искреннее соболезнование родным, близким и друзьям покойного.  Светлая память о Борисе Макаровиче Соколове навсегда сохранится в моём сердце.

       На панихиде присутствовало очень много моряков и мурманнчан, в том числе и губернатор Мурманской области Евдокимов Ю.А.,  председатель областной думы Сажинов П.А., мэр Мурманска  Найдёнов О.П., генеральный директор ММП  Рукша В.В., Председатель совета директоров ММП Куликов Н.В.,  капитаны атомных ледоколов  ММП Горшковский А.Г.,  Кучиев Ю.С. ,  Ламехов А.А., Голохвастов В.А., Смирнов А.А., Майнагашев С.Б. Киселев С.В.,  Маслов В.С., капитаны пароходства.

       Земля тебе пухом и вечная наша память, дорогой мой капитан. 

       В статье о капитане Соколове Б.М. мною частично использованы материалы из газеты "Арктическая звезда".