В. Агошков. О графе Льве Толстом и толстовцах

Василий Иванович Агошков
В.Агошков.
О графе Льве Толстом и толстовцах.

*
Отец Иоанн Кронштадский (Сергиев) о графе Толстом и толстовцах.
Он так охарактеризовал лжеучение графа Толстого:

«Этот новый, самозваный учитель и писатель унижает всех святых православной церкви, всех апостолов, мучеников, преподобных, Златоуста, Василия, Григория и всех великих подвижников  и учителей христианства, унижает все церкви, не признавая ея божественного авторитета, истины и спасительности ея, одного себя и свой ум возвышая и возводя на недосягаему высоту, приписывая себе одному непогрешимость. Но от плодов дерево познаётся.

Посмотрите, что породило во многих русских толстовское учение:
разнузданность умов, сердец и волей, распущенность нравов, разрыв брачных, священных уз, епикурейское наслаждение жизнью, безверие и безбожие многих, поклонение своему разуму, самопрельщение, гордыню бесовскую и самоубийства».

1901 ГОД.
Письмо графини С.А. Толстой к митрополиту Антонию.

"Ваше Высокопреосвященство. Прочитав вчера в газетах жестокое распоряжение Синода об отлучении от церкви муже моего, графа Льва Николаевича Толстого, и увидав в числе подписей пастырей церкви и вашу подпись, я не могла остаться к этому вполне равнодушна. Горестному негодованию моему нет пределов. И не с точки зрения того, что от этой бумаги погибнет духовно муж мой: это не дело людей, а дело Божье. Жизнь души человеческой, с религиозной точки зрения, – никому, кроме Бога, неведома и, к счастью, не подвластна.

Но с точки зрения той Церкви, к которой я принадлежу и от которой никогда не отступлю, – которая создана Христом для благословения именем Божьим всех значительнейших моментов человеческой жизни: рождений, браков, смертей, горестей и радостей людских…– которая громко должна провозглашать закон любви, всепрощения, любовь к врагам, к ненавидящим нас, молиться за всех, – с этой точки зрения для меня непостижимо распоряжение Синода.
 
Оно вызовет не сочувствие (разве что Моск. Ведомостей), а негодование в людях и большую любовь и сочувствие Льву Николаевичу. Уже мы получаем такие изъявления и имя не будет конца от всего мира. Не могу не упомянуть ещё о горе, испытанном мною от бессмыслицы, о которой я слышала раньше, а именно: о секретном распоряжении Синода священникам не отпевать в церкви Льва Николаевича в случае его смерти.

Кого же хотят наказывать? – умершего, не чувствующего уже ничего человека, или окружающих его, верующих и близких ему людей? Если это угроза, то кому и чему?
Неужели для того, чтобы отпевать моего мужа и молиться за него в церкви, я не найду – или такого порядочного священника, который не побоится людей пред настоящим Богом любви, или не порядочного, которого я подкуплю большими деньгами для этой цели?

Но мне этого и не нужно. Для меня церковь есть понятие отвлечённое, и служителями её я признаю только тех, кто истинно понимает значение церкви. Если бы признать церковью людей, дерзающих своей злобой нарушать высший закон – любовь Христа, то давно бы все мы, истинно верующие и посещающие церковь, ушли бы от неё. И виновны в грешных отступлениях от церкви – не заблудившиеся люди, а те, которые гордо  признали  себя во главе её, и, вместо любви, смирения и всепрощения, стали духовными палачами тех, кого вернее простит Бог за их смиренную, полную отречения от земных благ, любви и помощи людям, жизнь, хотя и вне церкви, чем носящих бриллиантовые митры и звезды, но карающих и отлучающих от церкви – пастырей её.

Опровергнуть мои слова лицемерными доводами – легко. Но глубокое понимание истины и настоящих намерений людей – никого не обманет.
Графиня София Толстая. 26 февраля 1901 года.

ОТВЕТ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ.

Милостивая Государыня, Графиня София Андреевна.
Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живаго. Искупителя и Спасителя нашего.
На это-то отречение и следовало давно излиться вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж ваш, а от того, что отвратился он от Источника жизни вечной…

Далее почти 2 страницы Антоний говорит о настоящем христианине.

Любовь Божия бесконечна, но и она прощает не всех и не за всё. Хула на Духа Святого не прощается ни в сей, ни в будущей жизни…

…Когда в прошлом году газеты разнесли весть о болезни графа, то для священнослужителей во всей  силе встал вопрос: следует ли его, отпавшего от веры и Церкви, удостаивать христианского погребения и молитв? Последовали обращения в Синод, и он в руководство священнослужителям секретно дал  и мог дать один ответ: не следует, если умрёт, не восстановив своего общения с Церковью. Никому тут никакой угрозы нет, и иного ответа быть не могло.

И я не думаю, чтобы нашёлся какой-нибудь, даже не порядочный священник, который бы решился совершить над графом христианское погребение, а если бы и совершил, то такое погребение над неверующим было бы преступной профанацией священного обряда. Да и зачем творить насилие над мужем вашим? Ведь, без сомнения, он сам не желает совершения над ним христианского погребения?

…Пастырей Церкви поставляет Господь, а не сами они гордо, как вы говорите, признали себя во главе ея. Носят он бриллиантовые митры и звёзды, но это в их служении совсем не существенное. Оставались они пастырями, одевались и в рубище, гонимые и преследуемые, останутся таковыми и всегда, хотя бы и в рубище пришлось им опять одеться, как бы их ни хулили, и какими бы презрительными словами ни обзывали.

В заключение прошу прощения, что не сразу вам  ответил. Я ожидал, пока пройдёт первый, острый порыв вашего огорчения. Благослови вас Господь и храни, и графа – мужа вашего – помилуй!
Антоний Митрополит С.-Петербургский. 1901.Марта 16.(в сокращении).

(С) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель, 2019г.