Будем жить!

Иван Косов
(рассказ)

Захарыч проснулся.Потянулся,натянув брюки вышел во двор. Присел на
крыльцо.Достал из кармана кисет,стал набивать трубку. Закурил,окидывая хозяйским взглядом двор.
- Траву надо скосить.-
Сказал он сам себе.И зачем то так же вслух продолжил:
- В район надо сьездить ещё.Пока погода хорошая.А то вдруг опять дождь. Дорогу развезёт.Да и вряд ли скоро выберусь. -
Докурив поднялся,подошел к колодцу.Зачерпнув холодной колодезной воды, выпил
крякнув от удовольствия.И направился в дом.
- Надо чай поставить.Кур покормить.Да к Андревне зайти.Попросить чтобы за двором приглядела,пока в районе буду.- В полголоса пробормотал сам себе Захарыч.
- Хозяин!Гостей принимаешь! - Услышал Захарыч уже зайдя в дом.
- Кого там принесла нелегкая,никак председатель опять.Накрылся выходной. - Недовольно пробормотал он и вышел из дому.У калитки стоял мужчина в гимнастерке.
- Гостей принимаешь? Старшина! - Спросил незнакомец.
- Командир!!- Радостно воскликнул Захарыч узнав гостя.
- Вот так подарок!!А я как раз чай да картошку поставил!Добрый гость всегда к
столу!!Заходи!!Таким гостям завсегда рады.- Друзья крепко по мужски обнялись.
- Проходи,командир!Вот порадовал!Каким ветром то к нам?Надолго?Ой да что же это я,гостя не накормивши с дороги с вопросами пристаю!Ты садись командир!Я сейчас!У меня и наливочка имеется.Щас мы с тобой командир и по стопочке выпьем, и чайку с пряниками попьем.Соседка давеча в район ездила.Пряников мне привезла. А я то думаю на кой они мне!?А вот поди ж ты, пригодились.Такой гость пожаловал! - Засуетился Захарыч.               
- А я сегодня отгул взял!В район надо было!А тут ты командир.Вот подарок то!Щас я, погодь чуток! - Радостно суетился Захарыч.- Это ж надо такой гость!!Вот радость то!Ты погодь,погодь!Щас мы с тобой командир чайку!Вот у меня и сало есть.Вот картошечка. -
Накрывая стоящий во дворе под яблоней стол приговаривал Захарыч.
- Да не суетись ты так старшина!Что ты меня как девку охаживаешь!Да и что ты все командир,командир.Николаем меня зовут.Забыл что ли? - Смущённо пробормотал гость.
- Ну ты это брось командир! - Ответил Захарыч. - Давай к столу!А то картошка стынет!Вот так порадовал!Вот же как!На ка вот наливочки испробуй!Сам ставил!На малине!Ну давай командир, за твой приезд! - Друзья выпили.
- Ох, не чего себе наливочка! - Прохрипел гость опустошив стакан.
- По крепче шнапсу будет! - Добавил переведя дыхание.
- А то! Сам ставил! - Не без гордости ответил Захарыч.
- Да ты закусывай командир.Вот сало бери.Картошка вот.Своя! Не какая нибудь:- Потчивал гостя хозяин.
- Ты давай ешь командир.Проголадался небось,с дороги то!?Сейчас покушаем и
отдохнешь.А вечером на рыбалку сходим.У нас тут такие лещи ловятся!Ну чисто слоны: - Приговаривал Захарыч
- Ты как надолго?Может останешься? У меня поживёшь.Мне вон, председатель, гляди какие хоромы выстроил: - похвастался Захарыч.
- Да знатный дом! - С восхищением согласился Николай.
- Нравится!? - Спросил Захарыч.
- А то!! Сколько комнат,две? - Уважительно спросил гость.
- А три не хочешь!? - С гордостью сказал Захарыч.
- Ух ты!! - Восхитился Николай.
- Ну так я же говорю хоромы! - Не без удовольствия отвечал старшина.
- Ну а жена то есть?В таком доме хозяйка нужна.Помнится, ты в госпитале к медсестре клинья то подбивал - произнес Николай.
- Нету больше медсестры... Погибла она...В сорок четвертом ещё...Они раненых в тыл
вывозили.По дороге их состав под бомбежку попал.Там Валя и ... .А я как тогда Валюшу нашу схоронил, так больше ... . Эх!Тяжелая она была.На третьем месяце.Так то вот.Командир.
- Ты прости старшина!Я не знал.Правда! Прости.- Извинился гость и замолчал.
- Да,потрепала нас война ... .А ты Гогу Саакашвилли помнишь!? Командир!Вот же бравый хлопец.А как он у немцев машину с шоколадом увел?Почитай месяца на три, госпиталю того шоколада хватило. - Вдруг впомнил старого друга старшина.Пытаясь увести разговор от неприятной темы.
- Теперь вон.Бригадир!Передовик!Во как!
- Ну так! - С легкостью подхватил Николай.Обрадованный новым поворотом разговора. - А доктора нашего с медсанбата Палыча помнишь?В институте теперь работает.Дисертацию защитил!Был у него недавно.Светило! - Продолжая новую тему сообщил гость.
- Да ну?!Вот те и Палыч! Поди ж ты!Диссертация! - С уважением произнес Захарыч.Радуясь успехам боевого товарища.
- А Яшку то цыгана помнишь?Как он немцам, когда в рвзведку ходили,на танке красную звезду нарисовал.И написал "Тут был Яшка."Ох и влетело ему тогда от тебя командир.
- Так мне за его художества так от замполита досталось.Сказано же было. Себя не обнаруживать.А он что учудил?! - Оба громко рассмеялись.Вспомнив проделки весёлого
паренька.
- А Юрка то, Морозов помнишь? Когда в окружение попали?!У немецкого генерала из под самого носа машину увел! - Напомнил ещё фронтовой случай Николай.
- А то!Как забыть!? - Подхватил Захарыч. - Нас тогда этот "Хорьх" здорого выручил!Благодаря ему мы из немецкого тыла без потерь вышли.А шуму то сколько фашистам наделали! - Снова весело рассмеялись друзья.
- А Славка то "Одессит"? Как он прямо на ходу с поезда фашистких генералов снял.Вот потеха была! - Напомнил ещё историю Захарыч.
- Нету больше Славки старшина.Погиб пол года как.- Грустно проговорил Николай.
- Как погиб?Где?Когда?Война то уже сколь лет как кончилась!? - Возмутился Захарыч.
- Это она для нас кончилась.А его была в самом разгаре.Он после войны в милицию пошёл.Сначала в Москве за ворьём гонялся.Потом направили подо Львов.Там бывшие фашисткие полицаи,да холуи бендеровские.Банду сколотили. Людей грабили.И на деревьях вешали.Детей, баб.Никого ни щадили.Вот Славку туда и отправили.Как героя - фронтовика стало быть.Ну а когда банду выследили,брать стали.Бой завязался.Тем сволочам терять то нечего!Всё равно расстрел.Бились пока патроны не кончились.Там Славку и убили.Жена у него с двумя детьми осталась.Малые ещё совсем.Дочке пять,а пацану три.В твою честь Петром назвали.Так что,Пётр Захарыч, крестник у тебя. -
Попытался оптиместично закончить не веселую новость Николай.
- Даа ... ,сколько ешё этих гадов по земле ходит!? - Мрачно сказал Захарыч.
- Ромка Борисов,сапер наш, тоже погиб ... .Под Орлом.Там детишки мину нашли.Он её собой и накрыл.Детей спас,а сам ... .Эх война! - Добавил старшина.
- Даа... ,долго ещё отголоски этой войны по земле нашей гулять будут.- Проговорил Николай.Друзья замолчали. Захарыч налил ещё по стакану.Молча выпили.
- А к Славкиным я заеду.Вот по осени картошку соберу и поеду.Курей вон забью пару.В Москве то небось туго с продуктами!? - Продолжил разговор Захарыч.
- Да не богато.- ответил Николай.- И то сказать, такую войну пережили!Понимать надо!Нескоро ещё наладится.
- Так то оно конечно.Чего уж там.Всем сейчас тяжело.- Согласился Захарыч.
- Ну а ты что командир?Останешься?Или уедешь?- Спросил Захарыч.И добавил: - А то оставайся!Места хватит!Работы много.У нас в колхозе то, одни бабы да пацаны малые.Мужиков то раз два.Мало кто вернулся.Да и те кто без ног, кто без руки.А ты я знаю механик знатный.Нам такие в колхозе во как нужны!
 - Не знаю Захарыч.Помнишь я говорил что у Палыча был.Пуля у меня под сердцем.С войны ещё.Яж когда фашистов разбили ешё на японском фронте отметился.Там и поймал.Оперировать нельзя.Палыч сказал в любой момент того. - Ответил Николай.
 - Вот те на! -Удивился Захарыч.И добавил: - Ну так тем более
оставайся!Под присмотром будешь!Палыч то тут недалече.Поможет если что.
И к Славкиным вместе съездим.
- Не знаю Захарыч!Хотел я на последок по фронтовым дорогам пройти.Ребят повидать.Кто жив остался.А то вдруг и впрямь того!?- Ответил Николай.
- Да что ж ты себя хоронишь то раньше времени?Живой же ещё!Палыч тоже!Тоже мне академик!Да у нас вон Андревна!Знаешь какая!?Мертвого подымет!Получше всяких докторов будет! - Возмутился Захарыч.- Все решено!Оставайся!Не пущу никуда!Я сейчас в район поеду.Надобно прикупить кой чего.!А ты отдохни с дороги.Вернусь,на рыбалку сходим.Ухи сварим.А то ишь помирать собрался!Да мы тебя ещё женим командир!У нас девки знаешь какие?!Огонь!! - Решительно закончил тираду Захарыч.
- Ладно!Не шуми старшина!Отдохну у тебя.А то и правда устал я с дороги.Да и наливка твоя жуть.Крепка очень.А завтра и решим.Как быть!? - Примерительно сказал Николай.
- Ну вот и ладненько!Вот это правильно.Чего горячку то пороть!?Такое дело оно конечно, с кондачка не решишь.Я сейчас тебе постелю.- Засуетился радостно Захарыч.
Николай встал из за стола, подошёл к дому, присев на заваленку закурил."А что?Может и впрямь остаться?" Подумал Николай." Вдвоём то все веселее.А там глядишь и жизнь наладится.Поживу ещё.Дом справлю.А там и правда с какой бабенкой сойдусь.Да и Захарыч не чужой вроде. Почитай почти всю войну с одного котелка хлебали.С сорок второго вместе."Нахлынули воспоминания.Сердце неприятно закололо.В глазах потемнело. "Вот и остался."Мелькнула где то в далеке мысль.
- Ну вот и готово.Я тебе командир в дальней комнате постелил.Чтоб тебя не беспокоить.- Весело произнес Захарыч выходя на крыльцо.И вдруг осекся увидев как Николай заваливается на бок. - Ты чего командир? - Спросил Захарыч подхватывая друга.- Будем жить старшина! - Открыв на мгновение помутневшие глаза произнес Николай.И замолчал.Теперь уже навсегда. - Да как же это?!Да что же ты?Ты это брось командир!Не надо!Мы же на рыбалку ещё собирались!Я ведь тебе ещё мотоцикл не показал!Я же мотоцикл купил.Ты погодь командир!Не смей командир!Ты это брось командир! - Запричитал растеряно
обнимая друга Захарыч. - Ко-маннн-диррр!!! - Вырвался наконец из груди запоздалый крик.

Вечерело.Собирался дождь.У свежего холмика над добротным, с любовью сколоченым деревянным крестом, стоял Захарыч понурив голову. - Как же это командир! - Смахнув скупую слезу произнес он. - Пойдем Петя.- Произнесла стоящая рядом женщина. -
Промокнешь.Дождик собираеться.Пойдем.Помянем его.Бабы стол накрыли.Помянуть надо как водится. - Ты иди Андревна.Я сейчас.- ответил Захарыч. И повернувшись опять к могилке признес: - А к Славкиным я съезжу!Ты не сомневайся.Слово даю командир.Вот картошку выкапаю.И поеду.Чтоб не с пустыми руками.И к себе заберу.Нечего им там в Москве то одним делать.У меня все же какое никакое хозяйство.Детишкам то посытнее тут будет.Ты не сомневайся командир.Я их не брошу. - И помолчав добавил: - Будем жить командир!Будем
жить!