В. Агошков. Белобережская Предтечева Пустынь

Василий Иванович Агошков
БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ПРЕДТЕЧЕВА,
МУЖСКАЯ, ОБЩЕЖИТЕЛЬНАЯ ПУСТЫНЬ.

В конце 60-начале 70-х годов, будучи студентами Орловского пединститута, мы часто ездили на  поезде на родину жены, в Дятьковский район Брянской области. И всегда, когда подъезжали к станции Белые Берега, то испытывали душевный подъём: белые пески, сосны, луг и речка создавали неповторимый пейзаж.

И мы немного завидовали тем жителям, которые здесь обитали.
Об этом же писали в 1894 году:
«Пустынь занимает очень красивое и здоровое местоположение, - туда многие стремятся летом или весною, отдохнуть духом и телом. Пустынь находится между Брянском и Карачевом, в 115 верстах от Орла, недалеко от Орловско-Витебской жел. дороги.

(Попутно объясню одно всплывшее название: река Вытебеть берёт своё начало недалеко от данной железной дороги, на границе Карачевского и Хотынецкого районов. Может быть, река и получила своё наименование от существовавшего ранее Орловско-Витебского шляха?!)

Ведомости сообщали, что рядом с Пустынью была устроена монастырская железнодорожная платформа для приезжающих в Св. Обитель помолиться. Обитель окружена большим сосновым лесом, речкою и лугами. Наименование своё получила от местности, на которой стоит, называемой Белые Берега (от белых песков на берегах речки, текущей около пустыни).

Основана пустынь в 1706 году. По Высочайшему повелению прибыл в г.Брянск для городовой починки Бригадир Василий Дмитриевич Кадушин, который, неизвестно по какому побуждению, из бывшего близ г.Брянска Предтечева, мужского, Белопесоцкого монастыря (находившегося тогда в заведовании Брянского Петропавловского монастыря) вывел монахов, а на место их перевёл монахов из бывшего в г.Брянске Воскресенского девичьего монастыря.

Это и послужило поводом к основанию пустыни на новом месте, где и доселе пребывают благоустроенные по милости Божией Белопесоцкие монахи, в Государственном лесу Брянского уезда, на белых берегах речки Снежити, быстрой по течению, а по качеству воды – здоровой. Тут и устроили вновь монастырь, который назвали также Белопесоцким, но впоследствии, согласно названию этой местности, стали именовать Белобережскою Предтечевою пустынею.

До 1721 года церкви здесь не было, монахи молились в часовне. По благоустройству пустыни особенно трудился монах Серапион (в схиме Симеон). Он начал иночествовать в 1707 году в Карачевском Одрине монастыре, а по пострижении в монашество, в Полбинской пустыни, Брянского уезда, давно уже закрытой. В 1714 году поселился в урочище Белые Берега, где подвизался один в уединенной келии до 1717 года. А затем присоединился к прежде поселившимся тут Белопесоцким монахам, с которыми вместе заботился о построении церкви, собрании братии и о введении чина монастырской жизни. И труды их не остались напрасными. По устроении пустыни старец Серапион был определён первоначальником  оной с званием строителя.

В настоящее время Белобережская пустынь находится в цветущем состоянии во всех отношениях. Там благолепно устроены:

1/церковь соборная, зданием каменная, очень большая, 2-этажная, 6-престольная. В нижнем этаже – 3 престола и в верхнем – 3.

2/церковь на св. вратах обители каменная, однопрестольная, построенная в честь св. праведных Захария и Елисаветы. Построена она в 1747 году усердием и иждивением Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Пожертвовано Ею на устройство церкви 2000 р.

3/новый соборный храм холодный, огромный, каменный, покрытый белым железом, снаружи ещё не оштукатурен и не окрашен. Он заложен в 1861 году при игумене Анастасие, а окончен и освящён Преосвященнейшим Ювеналием, Епископом Орловским и Севским, при настоятеле пустыни игумене Иоасафе, 2 июля 1878 года. Храм этот , расположенный посреди обители – величие и краса оной.
 
Достопримечательности Белобережской Предтечевой Пустыни:

1/Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы «Троеручицы», принесённая из Москвы в 1718 году первоначальником пустыни этой монахом Серапионом. Эта икона чтится вообще народом и ныне. Но в особенном почтении она находится среди жителей города Карачева, куда ежегодно износится св. икона, по постановлению градской Думы.

2/три иконы, пожертвованные в 1728 году, при том же строителе обители Серапионе, Государынею Царицею Евдокиею Феодоровною, первою супругою Императора Петра 1. Первая икона – св. Живоначальные Троицы, вторая – Владимирския Божией Матери и тертья – св.Иоанна Предтечи.

3/икона Спасителя с малыми частицами хитона Христова, древа креста Господня и 9 частицами мощей разных святых. Святыня эта пожертвована помещицею Пушкаревою.

4/напрестольный крест сребропозлащенный с частицами мощей разных святых, частицею ризы преподобного  Сергея Радонежского и всея России Чудотворца и частицею схимы Преподобного  отца Александра Свирского.

5/напрестольный крест серебряный, с частицами мощей разных святых.

6/бронзовый посеребряный ковчег (с многочисленными вложениями, в т.ч. и пожертвованные вкладчиками Савёловыми).

7/потир себеряный, местами позолоченный, пожертвован в 1745 году Государынею Императрицею Елисаветою Петровною.

Подле пустыни, на братском кладбище, устроен небольшой скит, в нём построена 2-этажная церковь, низ которой каменный, а верх – деревянный, Построена в 1856 году при игумене Анастасие. При обители устроена больница для монашествующих на 8 кроватей с необходимыми приспособлениями. Имеется аптечка и постоянный фельдшер. В больничном деревянном корпусе устроена небольшая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богороицы.

Есть колокольня готической архитектуры в пять ярусов, вышиною с крестом в 33 сажени, покрытая белым железом. Заложена в 1847 году при настоятеле архимандрите Моисее, а окончена в 1856 году при игумене Анастисие. На колокольне 10 колоколов, в первом – 646 пуд. 23 фута, (т.е. вес его составлял более 10 тонн), во втором колоколе было 316 пудов 26 ф, в третьем – 157 пудов, в остальных – 91 пуд 10 ф.. Звон красный, очень звучный, приятный.

Трапеза братская каменная, 2-этажная, с чугунною лестницею вверх, снизу каменная лестница. Корпус каменный, 2-этажный, здесь квасоварня, ледник, сарай для дров и помещения для братии. Каменный корпус с мезонином. И другие постройки. Шесть каменных и 8 деревянных корпусов для помещения братии. Корпус для гостиницы двухэтажный, на 50 номеров с мебелью плюс ещё один корпус для гостиницы с мебелью, на 60 номеров. В 1890 году построен старанием настоятеля о.игумена Каллистрата для богомольцев ещё деревянный корпус на каменном фундаменте, очень просторный. Всех богомольцев кормят в другом гостином дворе бесплатно.

Всей братии в пустыни 106 человек. Настоятель ея архимандрит Каллистрат, из студентов Орловской Духовной Семинарии, 65 лет. По наружному виду суровый, по жизни строгий к самому себе и по отношению к монашествующим.
Рядом с пустыней на речке Велии - мельница, в конце плотины часовня. В Брянске имеется принадлежащий пустыни каменный 2-этажный, крытый железом дом, который доставляет арендную плату. Есть дом пустыни и в г.Карачеве. В пользу пустыни получено в 1894 году арендных с земли и Брянского дома, процентов на монастырские капиталы и доброхотных пожертвований 30050 руб. В билетах кредитных учреждений, положенных вкладчиками на вечное время, хранится 88774 руб.

Земли при пустыни имеется: пашни 38 дес., сенного покоса – 25 дес, под лесом – 271 дес, под поселением и огородом – 5 дес. В 1860 году пустыни отведено 150 дес. под лесом. Кроме того, в Брянском уезде, в пустоши Долгой, ещё пашни 35 дес. 1900 саж.

В 1888 году, в вечное владение пустыни, пожертвован Малоархангельским купцом Василием М.Кулабуховым лесной участок земли в количестве 212 дес, который находится в Журилической даче Брянского уезда.

В 1889 году завещано пустыни Орловским купцом Петром Прок. Лапиным 100 дес. земли со строевым, дровяным и мелкорастущим лесами, с частью в них  сенокосных лугов. В 1890 году пустынь приобрела покупкою имение в 3-х верстах от  пустыни, принадлежавшее Карачевскому купцу Ивану и брату его Сергею Дмитриевым Лапиным, в количестве 1091 дес. 196 саж. – лес, пашня, луг, постройки.


(С) Текст подготовил - В.И. Агошков, апрель, 2019г