Как пишутся сказы - опыт сказительства 25 лет

Алексей Малышев Сказитель
Искусство рождается осознанными ограничениями и обретенный стиль дает возможность много и успешно создавать произведения в своем стиле и направлении, среди безграничного моря литературы.

Сказы не пишутся..., их появление обусловлено собирательством, постоянным поиском и их приносит течение самой жизни. Надо научиться слушать, выслушивать, любить старожилов, и вдруг вспыхнет перо Жар-птицы...

И вот тогда не проспи, не заболтай этот свет, дух, веяние вечности и до утра пиши, выписывай, нанизывай слова, пока к утру не раскинется перед тобой божественное создание, котому ты только дал вместилище, где сиять через ожерелья подобранных слов.

Иногда сказ остывает, отлеживается, ждет часа внимания и нового взгляда на привычное. Вроде и написано, да нет еще той силы и славы, полета и свободы...

Но писатель, и сказитель растет через слабое и посредственное, выковывая из него, смешивая его материал с огнем и жаром высокого эпического духа.

Наш век -век Правды и все сказанное и записанное подвергается проверке в сети.
Поэтому я пишу правду и то, что мне было рассказано моими дорогими свидетелями и потомками старожилов.

Надо найти свои сладкие узы, златые цепи ответственности, исторической правды, пользы и назидательности. Только связав свою дикую свободу теми узами можно удержать явить свет любви, мудрости, красоты...

Я счастлив, что начав смолоду, создал четыре тома и более, законченных народных преданий, на основании которых смогут получать образование и воспитание многие потомки и современники "эпохи создания сказов Сибири".

Сказы, словно куски древнего словесного янтаря, содержат застывшие образы героев, диковин и сокровищ Сибири. Они сверкают и переливаются любовью, подвигами героев, золотыми словами предков, прекрасными картинами счастливого прошлого Сибири.

Сказитель это писатель, очень ответственный перед рассказчиком, очевидцем, перед небесным предком и земным потомком.

 Главное- обрести царский путь, научиться мастерству изображения лучшего, золотого, достойного вечности звучания для содержания. 

Важно находить живые и яркие прилагательные и наречия, придающие движение и некую сладость повествованию. Берегите слова, но и не скупитесь на слово. Два этих запрета заставят вас выбирать и составлять выражения долго.

Но и здесь нельзя потерять легкость, напевность и даже допустимую для живых людей разговорность, оттеняющую пафос доминирующей вечности.

Мне посчастливилось найти свой стиль и когда звучали сомнения и редкая-едкая критика, мне не приходилось волноваться. Потому, что ветер дует и травы не волнуются, они растут.

Наверное можно быть лучше, более походить на известного Павла Бажова. Но мне казалось, я пою так, как пел дедушка Бажов, а люди слышат новый напев, очень личный и из своего времени...Просто, наверное новые сказы будут хороши по своему, правда, мама?

Но песни новые поются не по старому. И молодое вино вливают в новые меха.
 
Пусть наше время, в которое нам довелось жить было жестоко ко мне, и я скорее выживал, чем жил, скорее публиковался, чем печатался.  Но, то что удалось вывести в материал, оказалось достаточно для утверждения созданного среди лучших произведений в моем жанре.

Само следование пути истины и жизни приносило те духовные дары и сокровища, которые до краев наполняли и исполняют мою жизнь и приносят снова и снова неземные радости и премудрость, непостижимую для рабов мира и стяжателей.

Многое объяснит рассказ о моей встрече с глубоко увлеченным моим сказительством
москвичом Михаилом, который подвез меня после литературного клуба в Мытищах до московского метро.
 
Он начал размышлять как же найти стиль нового сказительства, и ни одна из его идей не сработала, и тогда я понял, что теория много ниже, чем практика. Надо собирать реальные предания и стиль это то, что содержится в самих преданиях. А кабинетные филологи и выдумщики никогда не создадут великого народного эпоса.
Только любящее сердце и долгое служение народному преданию приводит к истинным сокровищам.

А случайный спор не место для большого литературного открытия.
Литературный труд рождает большие плоды многолетнего отмывания филологической породы, как приискового золота...

 Надо лишь почувствовать, заметить и подчеркнуть,подобрать и вставить на место малые части, как самородки, соединить все такие разные сказы единым стилем, сильнее воплотившимся в самых  ярких и богатых сказах сборника.


Та лучшая часть русской литературы, в которую я верил и к высоте которой стремился с каждым годом, как Атлантида, уходила на дно общественного сознания и  Советский Союз своим титаником потянул ее за собою.

Вопреки всем тенденциям распада мне пришлось стоять на этом дне и тянуться, выстраивать новую вершину на основе уже более подводного царства, чем материка культуры России. Мой проект превратился в одинокий маяк на утесе среди всепоглощающего океана Забвения.


Встречались и оборотни, люди, в лицо обещавшие дать помощь, напечатать, а на деле враждебные даже не только мне, а душе и культуре собственной страны, человеческим отношениям, рвущие живые связи и равнодушные к последствиям...
Омраченные своим предательством, они жили только животной жизнью, отвергнув звание помошника Сказителя Сибири...


Иногда, за культурной беседой друзья культурные деятели Сибири мы шутили, что когда нибудь наши артефакты найдут на дне этого беспощадного моря и в свете фонарей возникнут покрытые наростами картины и книги...

Несправедливость общественного интереса, уже всем очевидная, далеко отбросила приход нашего времени и есть угроза того,что время нашего успеха не придет при нашей жизни...Сибирские авторы сегодня неизвестны и их время еще не пришло...

И свет во тьме светит и тьма не объяла его...


Сказитель 21 века это общественный деятель, ведь источник устного предания находится в центрах человеческого общения. Надо быть в потоке жизни, и он приносит редкие крупицы памяти и сырье необработанных сказов.

Пусть требуются годы ювелирной обработки и обогащения. Но главная цель- найти и обработать достигается, не только в дальних селениях, но и в больших городах, где в 21 веке живут потомки старожилов...

А недавно ко мне стал приходить старый друг и мы увлеченно обсуждали сказительство. Смотрели в сети других сказителей. И заметили , что их так мало, на одной руке сосчитать...
Но каждый отличается своим во всем, каждый личность и даже несет свою эпоху.
Маточкин где то у истоков, я вполне представляю 19-20-21 век, Субботин гусляр и бард,...


Продолжение следует...