А совесть у тебя есть?

Леонид Фульштинский
               
               
        Хороший вопрос. Его  обычно задают тем, кого в чём-то подозревают, в порядочности которого можно усомниться, в ком почти уверены, что совести у него нет. Но на всякий случай любопытствуют: может что-то ещё осталось. Может раньше она была, но иссякла, он её израсходовал на бытовые нужды, карьерные соображения, любовные утехи, и  житейский опыт подсказал ему, что от совести одни помехи. Пробовал применить её и там, и там, - ничего путного из этого не вышло, потому что этот компонент  человеческого характера - субстанция хрупкая, она всегда проигрывает нахрапистому, напористому, настырному. Совестливый человек слаб, он может чего-то устыдиться, съёжиться, отойти в сторонку, там, где его оппонент поступит без страха и упрёка, сомнений и всяких там угрызений.

      Но тот, у кого спросили, может обидеться и вибрирующим голосом ответить: «есть, сколько угодно, могу тебе одолжить».  Тут уж ход за нападающим. Если он человек остроумный, может свести всё к шутке, этакому парному конферансу, а если тоже посчитает себя задетым, попытается обосновать свою заинтересованность: «вот тогда-то ты поступил так-то и так-то, хотя должен был поступить не так, и не так». Ответчик начинает объяснять свою позицию, излагать её скрытые мотивы, подоплёку, заложенный в ней глубокий смысл, до которого автор столь коварного вопроса и додуматься не мог, потому что у того – щелчок пальцем по лбу – мозгов для этого не хватает.

      Тут уж первый взрывается: «С мозгами-то у меня всё в порядке, а вот у тебя с совестью полный трындец, или совсем уж  по-русски - «капут».
      Завязывается словесная перепалка и это уже не эстрадный номер, а битва под Сталинградом, ибо ведётся на принципиальной основе: «кто кого», - у одного не хватает совести, а у другого, как выяснилось, ума, что и показал анамнез, поставивший его обладателю медицинский диагноз «дурак», которого авторитетная народная мудрость давно припечатала и заклеймила крепким солёным словом: «глуп, как пробка», «нет ума – считай калека», «дуракам закон не писан», и много ещё подобных метафор можно найти в бездонной копилке народного словотворчества. Даже в классическую поэзию прорвалось своя оценка этой категории населения. Неспроста же великий шотландский поэт Роберт Бернс, тонко заметил:
        «Жму руку дуракам обеими руками,
        Как многим в сущности обязаны мы им.
        Ведь, если б не были другими дураками,
        То дураками быть пришлось бы нам самим».

      Так что не следует обольщаться  насчет своих умственных способностей, всё познаётся в сравнении. К чему призывает поэт? Скромнее, граждане, надо быть, требовательнее к самому себе, критически взглянуть на себя со стороны, а иногда и сказать самому себе: «да, тут я, конечно, сглупил», или «дурак же я был в той или иной ситуации». Такое признание по отношению к себе любимому дорогого стоит и вселяет уверенность, что подобную глупость человек уже больше не совершит. Совершит новую. А как же иначе прожить, когда не в чем себя упрекнуть. Конечно, бывают чересчур самоуверенные индивиды, апломб у них бьёт через край, он будет, как баран, стоять на своём мнении, ибо уверен, что он-то никогда не попадает впросак, никогда не совершает ошибок. Такого уж можно исправить тем же методом, что и горбатого. Только поздно.

   А вот с совестью полный ералаш и разброд. Нет тут чётких научно обоснованных критериев и установок. Ну, кто может ответить, в чём она измеряется, эта совесть? В килограммах, метрах, секундах? Всезнающая реклама молчит. Хотя она «в каждой бочке затычка». Где только ни появляются её руководящие  указания, «ненавязчивые» советы и рекомендации. Она проползает куда угодно: на страницы прессы, на кино и телеэкраны, на безразмерные постеры, развешанные в самых недоступных местах, куда мог добраться лишь верхолаз или альпинист. «Как сохранить молодость?» «Как избавиться от морщин, лысины, косоглазия?» Медицина не знает, или знает, но не полностью. Ей нужны опыты, проверки, доказательства.  Рекламе ничего этого не нужно. Своё веское слово она скажет повсюду и везде, где сочтёт это наиболее выгодным, дающим наибольший экономический эффект.

   Вот идёт кинофильм. Зритель застыл, затаил дыхание, наблюдая за поступками героев, проникая в их психологию, сопереживая и негодуя вместе с ними. И вдруг, в самый острый момент, когда идёт постельная сцена, откуда-то из-под кровати выползает реклама: «Курение опасно для вашей жизни», или «Чрезмерное потребление алкоголя наносит ущерб вашему здоровью». А то мы сами не знали.  Потому что всё, что «чрезмерно» вредно всегда, везде, в любых ситуациях. А то, что в пределах нормы наоборот. Даже врачи рекомендуют в умеренных дозах. В умеренных дозах! И кровь в жилах журчит быстрее, и тонус поднимется. Хочется смеяться, шутить и петь: «Нам песня строить и жить помогает».  Вот и популярный певец Михаил Шуфутинский поддержал эскулапов, объявив на весь мир, что «От бутылки вина не болит голова. А болит у того, кто не пьёт ничего».

    Конечно, алкаши, забулдыги, пропойцы, далеки от нормативов цивилизации, они глушат коварное зелёное зелье, не зная предела, без учёта возможных последствий, где и как придётся: «из горла`»,консервной банки, флаконов, вазонов, в общем, всего, что попадает под руку, потому что «душа горит», и этот пожар надо тушить немедленно, «здесь и сейчас». Да, в этом случая никакая, даже самая убедительная реклама не поможет. Этот контингент её просто не читает, игнорирует, вместе с кинофильмами, прессой, поучительными спектаклями.

   Нет запретных тем для рекламы. Но в одном вопросе она проявляет  полную беспомощность. Кого считать совестливым, а кого бессовестным?
Например, мальчик Павлик вступил в ряды волонтёров. Поступил, как мы скажем, по совести. Совершил ряд прекрасных поступков: помог женщине донести до дома тяжёлую сумку, инвалида перевёл через дорогу, принёс из аптеки лекарство для заболевшей соседки. Но вот тот же мальчик исправил в дневнике двойку на пятёрку. Плохо  поступил? Ещё бы. Хотя намерения у него были самые чистые: не хотел огорчать родителей. Так бывает. Самые скверные поступки мы совершаем иногда из самых благородных побуждений.

   Но родители обнаружили подделку. Дедушка, старый чекист, раскрывший на своём веку немало фальшивомонетчиков, казнокрадов и  аферистов, сразу же оценил состав преступления и сказал: «Бессовестный ты человек, Паша. Как ты мог пойти на обман, как мог подделать важный государственный документ?»
      И Павлик, глотая слёзы и сопли, выслушал справедливый, не поддающийся обжалованию, приговор.
     - Ты, - отчеканил дедушка, - поступил сейчас как Павлик Морозов. Знаешь такого?
     - Не-а.
     - Напрасно. Историческая личность. Этот Павлик вошёл в историю, совершив подлый, бессовестный поступок.
      - Мы Павлика Морозова в школе не проходили. Проходили Павку Корчагина.
      -  О! С такого своего тёзки ты и должен брать пример. И тогда все скажут: равняйтесь на нашего Павлика, потому что он образец совести и честности.

    Да, наверное, наши, поступки следует классифицировать и как в популярной сцене решать: «Это берём, это не берём». И тогда то, что «берём», никому не даст повода для ехидной подковырки: «А совесть у тебя есть?» Потому что все знают, у этого человека она есть. И не надо задавать ему таких бестактных вопросов.
































 



  .