В. Агошков. Орл-й уезд. 1870г. О грунтовых дорогах

Василий Иванович Агошков
1870г
О ГРУНТОВЫХ БОЛЬШИХ ДОРОГАХ.

И вновь мы видим нестыковку интересов Губернатора и гласных Орловского уезда. Так, Губернская Управа решила перевести некоторые дороги в разряд просёлочных. Однако уездная управа не утвердила доклад губернской управы, поскольку дороги по-прежнему ремонтировались силами уезда, а не силами губернии.

С приведённым постановлением уездного Собрания не согласился господин Орловский Губернатор, и его протест подлежал новому рассмотрению гласными уезда.
 
«С открытием движения по железным дорогам, говорилось в Докладе Орловской уездной Управы, значение тех грунтовых дорог, которые идут с ними по одному направлению, утратилось как сообщение между губернскими городами, но в большинстве случаев за ними остались и они сохранили значение как дороги торговые, скотопрогонные, а иногда необходимые для внутреннего сообщения, что для местных жителей не менее важно. Так, Курская грунтовая дорога соединяет город Орёл со всеми южными хлебородными уездами, и, несмотря на открытие Московско-Курской дороги, она остаётся самою важною дорогою в уезде в торговом отношении и никогда значение её как пути, соединяющего город Орёл с соседними хлебородными уездами не уменьшится, потому что Ливенский, Малоархангельский и южная часть Орловского уездов находятся не в таком расстоянии от Орла, чтобы им выгодно было перевозить местные произведения по железным дорогам.

Точно так же и Карачевская грунтовая дорога, с проведением Витебской железной дороги, не имеет значения для внешнего сообщения по отношению к Орловскому уезду; но, существуя более 100 лет, Карачевская и другие большие дороги поставили, может быть, известную местность в особые условия. Так, целые деревни, поселившись на Большой дороге, могли приспособить к ней своё полевое хозяйство. Выгоды для земства от упразднения некоторых из существующих Больших дорог будут весьма незначительны, а уничтожение их может иногда до крайности стеснить местных жителей. Управа, исходя из той мысли, что интересы земства не должны идти в разрез с интересами отдельных членов его, полагает оставить существующие Большие дороги в прежнем виде до положительного определения их значения».

Читаешь подобные рассуждения и радуешься тому, что были в Орловском уезде умные и справедливые люди, не «поддающиеся» на сиюминутные веяния сверху. В самом деле, только что открыта Московско-Курская железная дорога, которая совершила огромный прорыв по многим направлениям, в том числе и в торговле. Не нужно теперь было отправлять то же зерно по Оке в Москву и другие города Севера. В радостном «угаре» казалось, что теперь не нужны и грунтовые дороги, идущие параллельно железным дорогам.

Однако, кому как не жителям села Становой Колодезь, видеть, насколько мудро поступила Уездная Управа, не согласившись на протест Губернской Управы, решившей, видимо, сэкономить на поддержании таких дорог в исправном состоянии. Нынешние становоколодезьцы добираются в город Орёл, как на электричках, так и автобусах. Первые следуют по железной дороге, вторые по асфальту. Жизнь доказала, что права была Уездная Управа, поскольку сейчас проложена ещё одна дорога, более скоростная – Орёл-Ливны. Проходит она с левой, восточной, стороны железной дороги. Есть объездная трасса и вокруг города Орла. Железные дороги делают своё благородное дело, а асфальтированные трассы – своё, не менее важное!

Следует заметить, что до сих пор(!) в селе Становой Колодезь, на улице Редькино, сохранился участок так называемого Екатерининского тракта. Всё это доказывает следующее: сначала здесь была проложена дорога, а потом рядом с трактом стали селиться люди. Напомним, что перед отменой крепостного права в России, в хуторе Редькин (Редькиных) проживало 10 семей (это по переписи 1859 года?).

Если в других населённых пунктах существуют узкие улицы, то про Редькино это никак не скажешь. Так, перед моим родовым домом находится большой палисадник, на территории которого можно было бы построить ещё один дом, не нарушая правил пожарной безопасности. Однако от края этого палисадника и до начала шоссе ещё имеется грунтовая дорога для прогона скота. Вот она-то, на наш взгляд, и есть та самая «Екатерининка»!

Известно, что ширина такого екатерининского тракта составляла 30 саженей, т.е. 60 метров. Этого расстояния как раз и хватило, чтобы оставить в неприкосновенности часть полотна екатерининского тракта и построить на второй его части асфальтированное шоссе Орёл-Ливны- Тамбов.
И до сего времени редькинская «екатерининка», без всякого ремонта, продолжает верой и правдой служить местным жителям. По ней, прежде всего, прогоняют летом скот на пастбища – утром и вечером, подвозят на тракторах к домам всевозможные грузы. Рядом с грунтовой трассой – тропа для пешеходов.

Конечно, редькинцам с дорогами повезло. Я, например, не помню, чтобы мы в самую весеннюю грязь надевали сапоги, как это делают в иных населённых пунктах, поскольку всегда можно найти прошлогоднюю траву. Особая зона – железная дорога. Рядом с насыпью – террасы, на которых проложены пешеходные тропы. Ещё ниже – другие дорожки. Бывало, что добирались мы до станции Становой Колодезь и по шпалам, если дули сильные метели.

(С) Текст - В.И. Агошков, март 2019г