В. Агошков. Орлов уезд. Земство 1880г Бунт гласных

Василий Иванович Агошков
Орловский уезд. Земство. 1880 ГОД.
"Бунт" гласных... Продовольствие. Медицина. Патенты.

А теперь посмотрим Журнал ХУ очередного Орловского уездного земского собрания за 1880 год. На второй странице Журнала видим надпись: печатано с разрешения господина орловского губернатора.
Если раньше, в 1870 году, слово Губернатор писали с большой буквы, но цензуры его не было, то теперь стало наоборот.
В Журнале за 1870 год было 182 страницы большого формата, то Журнал 1880 года содержал 162 страницы небольшого формата. Как видим, "демократия", даже глядя на деятельность Земства Орловского уезда, кончилась. Посмотрим, а как это выразилось в самих решениях земского собрания!

Заседание 1 от 5 октября 1880 года повествует нам о том, что гласных явилось 20 человек (вместо 36 десять лет назад). Господин предводитель дворянства Орловского уезда И.М. Страхов просил «вследствие болезни своей и кандидата предводителя» депутата дворянства Л.Л. Яковлева вступить в должность, что тот и сделал. Что это? Нежелание И.М. Страхова идти на поводке господина губернатора?! Возможно, поскольку гласный Я.С. Ефимов находил, что в течение 2-х лет управа была вынуждена вести лишь бесплодную переписку с городской управой и господином губернатором.

Городская управа не только не исполняла законных требований земской управы, но даже последние два года не считала нужным что-либо отвечать. Что же касается до господина губернатора, то он, как видно, не нашёл нужным принять зависящие от него меры к восстановлению законного порядка.
Поэтому гласный Ефимов полагал: на действия господина орловского губернатора принести жалобу правительствующему сенату.

Собрание постановило: вопрос о принятии мер к получению от городской управы недоимок земских сборов и сведений о его поступлении передать на обсуждение особой комиссии из трёх гласных. В эту комиссию были избраны гласные: Ефимов, Нарышкин и Хвостов.
7 октября 1880 года гласный Хвостов вдруг внезапно уезжает из Орла, а на его место был избран гласный М.К. Полозов.
Заседание 5 (вечернее) от 8 октября 1880 года вообще не состоялось из-за того, что на него прибыло всего 7 гласных из 20.
Так что раскол в Орловском уездном земском собрании был налицо.

Возникает вопрос: а не был ли раскол в Орловском земском собрании копией раскола в царском правительстве?! Не забудем о том, что в марте 1881 года погибнет царь, освободитель крестьян. Если в 1870 году царило оживление, подъём, решались вопросы развития России, то в 1880 году, через 10 лет, появились апатия, разброд и шаткость в умах.
Если два года земство вело бесплодную переписку, и многие чиновники лишь разводили руками и направляли свои усилия не на то, чтобы призвать виновных к ответу, а на то, чтобы «заткнуть рот» самым способным и ответственным исполнителям, то это говорило об ослаблении власти, упадку дисциплины и даже анархии, царившей к тому времени в стране.

Возможно, что мы не во всём правы, но, говоря современным языком, «вертикаль» власти в то время явно отсутствовала. Когда появляется разброд среди людей, то хромает и экономика.
Министр Внутренних дел предложил учредить сборы на продовольствие. Господин Орловский губернатор отношением от 4 августа 1880 года, №3270, уведомил уездную управу, что господин Министр внутренних дел усмотрел из имеющихся в министерстве данных, что местные продовольственные средства, постепенно уменьшаясь, подверглись в некоторых губерниях, особенно в последнее время, значительному ослаблению. И что принимаемые к пополнению их меры оказываются не вполне удовлетворительными. Попечение о правильном обеспечении продовольствием населения есть одна из первейших забот земства.

В Орловском уезде значительное большинство сельских обществ перешло на повинность денежную, почему и сборы могли быть пополнены только после уборки и продажи крестьянами земледельческих продуктов. Прибывшие в управу старшины объяснили, что в 1880 году уборка и в особенности молотьба хлеба задержаны были дурною погодою; почему крестьяне и не имели возможности сделать сколько-нибудь значительных взносов в продовольственный капитал, тем более что первые деньги от продажи хлеба пошли на удовлетворение податей государственных.

Поскольку Журнал редактировал сам губернатор, то ему, конечно, было не безразлично положение дел в Орловской губернии:
«Продовольственные средства Орловской губернии особенному ослаблению не подвергались и, следовательно, в Орловской губернии не существует причины, указанной господином министром внутренних дел для установления новых сборов».
*
Расходы на народное здравие (здравоохранение) – 20000 рублей и 9000 рублей платы за больных в губернской земской больнице.
На народное образование тратилось 5000 на начальные училища и около 4000 рублей женской гимназии и реальному училищу. Управа не сочла возможным установить новый сбор на продовольствие без увеличения сметы.

МЕДИЦИНА. В 1880 году врачам платили по 1500 рублей в год (десять лет назад – по 1200). Столько же и городскому врачу. Разъездные – по 300 рублей, вместо 150 в 1870 году. 12-ти фельдшерам, 4-м акушеркам и 1-му оспопрививателю – 3920 рублей. На выписку медицинских журналов и газет – 110 рублей. На содержание ветеринарного врача – 1200 рублей, двум фельдшерам – 500 и разъездные – 300 рублей.
Как видим, медицина через 10 лет получила новое развитие. К тому же выделялось 1500 рублей на бесплатное лечение больных Орловского уезда и города Орла.
*
НАЛОГИ.
Облагались налогами: земли, принадлежащие помещикам – 77734 десятины; землевладельцам разных сословий – 18859 десятин; состоящие в пользовании крестьян – 157029 десятин; принадлежащие городу Орлу – 2510 десятин; состоящие в ведении департамента уделов – 2753 десятины; состоящие в ведении министерства государственных имуществ – 923 десятины.
Озеро при селе Лаврове оценивалось в 235 рублей, а налогов с него брали на 14 рублей 10 коп.
В Орловском уезде было:
кирпичных заводов – 12,
чугуноплавильный завод – 1,
водяные мельницы – 63.
Постоялые дворы: 1 разряда – 6, 2 разряда – 36,
мелочных лавок – 111,
маслобоен – 248. 
Ветряные мельницы: большие – 106, маленькие – 462.
Крупорушки и толчеи – 95,
кузницы – 126,
овчинные заведения – 28,
синильные заведения – 4,
трактиры, харчевни и питейные заведения – 206.
Свидетельств 1-й гильдии, годовых – 9, а 2-й гильдии, 2 класса, годовых – 250. Второй гильдии, 2 класса полугодовых – 4, второй гильдии, 4 класса, годовых – 7.
*
ПАТЕНТЫ.
В  городе Орле:
на водочные заводы – 4,
пивоваренные заводы – 4,
на медоваренные заводы – 3,
ренсковые погреба – 22,
на оптовые склады вина – 12,
погреба русских виноградных вин – 1,
на трактирные заведения – 81,
портерные лавки – 2,
питейные дома – 72,
на буфеты в городе Орле – 6,
на станции Орёл – 2.
Заводы для выделки духов и одеколону – 1.

В Орловском уезде: на ренсковые погреба – 4,
оптовые склады вина – 2,
на трактирные заведения – 20,
питейные дома – 207,
на буфеты (на станциях ж. д.) – 4,
погреба русских виноградных вин – 2.

(С) Подготовил В.И. Агошков.
пгт. Кромы, март 2019г.