Сныть

Беломорье
Анна Силантьевна болела уж который год. Каждый новый день приводил её в отчаяние. Жизнь была для неё тяжёлой ношей, почти непосильной. Болезнь, которая сидела в ней уже лет десять, не давала ей насладиться радостью жизни, не давала ей возможности взглянуть на рождение нового дня с восторгом, который она раньше испытывала почти каждое утро.

В один из дней мрачной череды её одинокой и болезненной жизни в избу кто-то постучался. Анна Силантьевна с трудом приподнялась с кровати и еле-еле доковыляла до двери. Даже не спрашивая кто там за дверью, она открыла её. На пороге дома стоял дед не дед, но и не добрый молодец. Окладистая белая борода говорила о пришедшем, что он не молод, но осанистая, стройная фигура говорила, что он и не стар.

- Доброго здоровья тебе, девица, - поприветствовал дед Анну Силантьевну. И поклонился ей стоя на пороге. - Разрешишь ли войти?
Женщина улыбнулась, уж давно не говорили ей, что она девица. Да и какая она в самом деле девица, коль ей уж перевалило за восемьдесят. Она, немного смутясь и своего вида, и своей хромоты, заковыляла к печи. И проговорила страннику:
- Входи, мил человек, коли надобно. Есть ли хочешь? Пить ли хочешь? Говори. И накормлю тебя, если голоден ты, и водицы иль чая налью, если жажда тебя иссушила.
- Если есть чай липовый, то изопью я его с радостью. Но пришёл я скорее тебе в помощь. Двор меня твой к себе призвал. Да сказал, что сильно больна хозяйка, суставами мучается который уж год.

Подкосились колени у Анны Силантьевны от таких слов странника.
- Откуда же ведомо тебе, мил человек, о болезни моей? Али Настасья, соседка моя, сказала об этом?
- Нет же, не Настасья-соседка, говорю тебе, девица, что двор твой кричал и звал меня на помощь тебе.
Хозяйка, как ни тяжело ей было с чайником управиться да кружки на стол выставить, всё ж справилась с непосильной для неё задачей. Хотя пришелец и порывался ей помочь, а она всё отмахивалась от него. Сама, мол, всё сделаю.

- Как же дворы теперь людей звать научились? – заглянула в глаза страннику женщина. - А може ты ведьмы сын или колдун? - И она перекрестилась сама и перекрестила избу, и поклонилась иконке, что в углу над кроватью приютилась.
- Ни то, ни другое, - ответил пришелец. - Человек я обычный. Имя моё Матвей, а по отчеству я Михалыч. Хошь по имени называй меня, хошь по отчеству, как тебе сподручнее будет, девица.

- Какая же я девица? Была девицей, да красавицей, а теперь уж избушка на курьих ножках от моей былой красы осталась. Глянь-ка, суставы никудышние стали. Не мнусь я и не гнусь. А если и делаю работу по дому, то с таким трудом, и с такой болью, что хоть волком вой. Да и ты, Матвей, зови меня попросту – Нютой, али Силантьевной, как тебе понравится.
- Ну вот и хорошо, что мы познакомились. Нюта, девица ты всё равно для меня, – молвил Матвей. - Мне годков-то уж поболе чем тебе. Уж месяца три назад как девяносто три мне исполнилось.

- Да быть того не может, - воскликнула Анна Силантьевна. - Тебе от силы шестьдесят. Хотя и выглядишь ты дедом, но это твоя борода тебе возраста добавляет.
- Не будем, Нюта, о возрасте говорить, не за тем я пришёл. Я же говорю, что двор твой меня кликал. Звал, манил, говорил: Зайди, Матвей, есть надежда на то, что сможешь помочь человеку выздороветь.
- Ну, мил человек, ты меня не перестаешь удивлять. Не видала ещё дворов говорящих, зовущих прохожих странников на помощь. Ну, раз ты здесь, то значит и такие чудеса случаются. И чем же ты мне помочь можешь?
- Помогу тебе тем, что знаю сам. Да непонаслышке знаю, а на себе испытал болезнь ту, что тебя сейчас мучает. Настрадался я, с лихвой хватило мне. Раньше и передвинуться не мог более чем на метр без посторонней помощи. А теперь вишь как хожу да прыгаю.

Дед вышел из-за стола подпрыгнул и присел, ударив, как в русском танце, себя по стопам. И пустился по кругу в пляс. Сделав два круга у печи, дед вновь присел к столу.
- Да ты кудесник или враль никак? А? – прищурилась Анна Силантьевна.
- Ну коли надобно тебе не верить людям, то не верь, Нюта.
- Верю, верю тебе, Михалыч. Верю тебе, родимый. Прости меня, глупую. Прости. Не хотела обидеть. Но просто до сих пор не верится мне, что такое чудо возможно. Не буду тебя боле перебивать, расскажи мне толком, чем помочь мне задумал, да как. И как двор тебя мой манил.
- Ну что ж, Нюта, слушай.

Лет двадцать тому назад приключилась со мной та же беда, что и тебя сейчас одолевает. Болезнь суставная замучила донельзя. Вначале потихоньку подкрадывалась, незаметно, исподволь. То один сустав поболит, то другой прихватит. То спину заломит, то колени не согнуть никак. И боль адская была. Кое-как врачи мне помогали. Таблетки, уколы, мази, примочки, компрессы. Надолго лечения такого не хватало. Болезнь стала править моим телом, а не я. Я стал подчиненным болезни. И в один из дней отвезли меня на неотложке в больницу, не смог я сам с кровати встать. Благо еще работал тогда, так на работе меня хватились, да пришли ко мне. А я как младенец лежу, встать не могу. Всё тело, все суставы будто огнём жжёт, боль нестерпимая.

Отвезли меня тогда в райцентр. Лечили доктора разные. Уж и не помню сколь процедур прошёл, а всё без толку. То есть толк был, но временный. Боль возвращалась ко мне каждый раз, как только прекращали действовать препараты. Но выписали меня всё равно уж ходячим. Не здоровым, конечно, но ходячим. Добрался я до дому. Во двор свой захожу, а он зарос так, будто меня не было дома не один месяц, а целый год. Весь двор снытью покрылся. Ростом трава наросла почти с меня. Я уж и не знал, как к дому добраться. Но домой-то надобно было войти. Оставил я калитку отпертую, а сам пустился сквозь травяной строй сныти. Почти плыву в траве этой. Раздвигаю ветви этого зеленого сада, иду медленно. И вдруг вижу, предо мной девчонка появилась. Зеленая такая. Я подумал, наверное, отсвет от травы на девочку так лёг, что зелёной мне она кажется. И я спрашиваю её:
- А ты девица, что ж у лесу этом снытном делаешь?
- Я Берегиня, - отвечает мне она. - Я не простая девица. Я берегу людей от болезней.

Ну, думаю, долечили меня. Видать, таблеток не тех дали напоследок. Мерещится мне чудо сказочное. Я спрашиваю её снова:
- А делаешь ты что здесь?
А девица Берегиня отвечает мне:
- Вам пришла помочь. Я же говорю, что Берегиня я. Только не все меня видят. А вот вам удалось меня узреть. И это хороший знак.
А девица замолчала на минуту, а потом продолжила:
- Трава у вас во дворе не простая выросла, а именная. То значит для вас. Только для вас. Земля-матушка да травы очень чувствительны к человеку. А вот не каждый человек сподобится услышать траву, речь её понять. У вас больные суставы, а сныть для того и выросла, чтобы спасти вас. Спасти! Понимаете вы это?
- Да где ж это видано, чтобы трава умела чувствовать лучше, чем человек? – спрашиваю я Берегиню.

- Да в чертогах небесных об этом знают, да жители вашей планеты, но только некоторые знают об этом. А другие, если и знают, то не говорят по разным причинам об этом своим собратьям. Но на то я и Берегиня, чтобы беречь и помогать. И я пришла помочь вам. Вы послушайте травы не только вашего двора, а и других дворов звуки услышьте. Ежели хватит у вас сил на завтра по деревне пройти, да в каждый двор заглянуть, да углядеть, какие травы там произрастают, то и понятны вам сразу станут болезни людские, да в какой помощи нуждаются люди.
Ох и о многом рассказала мне тогда Берегиня. И ещё напомнила мне о Серафиме Саровском, был такой Святой человек, тоже снытью питался, да не день-два в год, а годами. Она и лечила его, и питала его.

Сказала мне всё это девица зелёная, да и ушла, скрылась в зарослях сныти. Я едва в дом вошёл, сумку поставил у двери, да во двор вновь пошел. Взял серп, да серпом сжал всю сныть. Принёс домой. Нарезал листьев, добавил маслица. Съел этот салат не салат, но кушанье вышло царское. И чаю ещё заварил с травой этой. К вечеру управился с сушкой сныти. И ушёл на сеновал спать. Проснулся, а боли почти и нет. Ни один сустав не откликнулся во мне болью. Неловкость в теле была, но боли не было. Так и повелось у меня. Сныть поставила меня на ноги. Она и молодости мне дала, и суставам здоровья, и сердцу бодрости, а телу силу. Потому теперь и хожу по округе, помогаю кому чем могу. Прошёлся я после и по деревне, и верно ведь, сныть только в моем дворе наросла лесом, а у соседки Лизаветы только лапчатка во дворе растет, а у неё сердце часто прихватывало. Соседка стала принимать лапчатку, так и лапчатка вылечила Лизавету. И расти перестала во дворе. Теперь у неё только мягкая ровная трава растёт. Ни сныти, ни одуванчиков. Ни другой сорной травы не растёт. У Петровича двор зарос подорожником. Знать, у него проблемы с лёгкими. Так оно и оказалось после. Теперь здоров Петрович. И подорожник будто понял, что здоров Петрович теперь, и не произрастает у него. И не пололи его, и не удаляли насильно траву со двора, просто перестал расти подорожник. Теперь уж и я, и Петрович, и Лизавета, знаем, что трава понимает и чувствует людей лучше, чем люди сами себя.

И тебе, Нюта, я тоже помогу.
Анна Силантьевна, внимательно выслушав рассказ Матвея, всплеснула руками и почти зарыдала.
- Матвей, Матвеюшка, странник ты мой милый. Спаситель ты, лекарь ты, знахарь ты настоящий. А я-то, старая, не верила тебе. И теперь ведь точнёхонько знаю, что правду истинную ты глаголешь. Вон у Мироновны огород одуванчиками зарос, а она с ними борется, а побороть не может. А знать одуванчики ей говорят о её малокровии. Вылечить её трава хочет, говорит ей, говорит цветами своими о лечении и выздоровлении, а она не слышит. А у Федоровича весь огород пыреем зарос, знать, с желудком нелады у него, а он тоже всё злится и ругается на сорняк. А сорняк видать умный и сам уйдёт, коли будет здоров человек.

- Да, верно, Нюта, ты говоришь. Сегодня я нажну сныти, да запарю тебе да себе на суп и на чай. А ты ещё и салатик себе сделай. Если не прогонишь, недельку я поживу у тебя. Спать буду на сеновале.
- Спи, Матвеюшка, живи, спаситель мой, не гоню я тебя, а благодарю тебя. Тебя и твою Берегиню. И матушку-землю нашу, что посылает нам лечение. Только мы все незрячие ходим, да глухие. Не видим и не слышим знаков, которыми нас щедро одарила природа.