Запах Парижа

Ольга Широпаева
Я - заложница запахов. У каждого города- он свой. В зимнем Иерусалиме пахнет печами. Это - запах угля, им топят в Старом городе. В Эйлате пахнет сауной, нагретыми на солнце камнями. Этот запах я вдохнула, когда приземлилась на маленьком военном аэродроме. В Вене - запах навоза. Кареты, повозки - эдакий  маленький Париж, но пахнущий навозом. Хотя нет, я слишком предвзята - там есть еще один запах - запах кофе, корицы, штруделя. Париж тоже пахнет. Тогда, в первый раз, двадцать лет назад этот запах меня преследовал везде. Им пахло метро, переходы, туалеты. Он был едва уловим, но он был. Запах Парижа. Осталось только его идентифицировать. Мы зачаровано бродили по набережным Сены. Катались на речных корабликах. Сидели в маленьких бистро, но запах был везде. Он был ненавязчив, но уже  узнаваемый мной. А потом мы зашли в большой торговый центр. И я услышала этот запах. Поднялась этажом выше- запах стал сильнее, еще этаж и еще... Я шла на запах и вот, наконец, последний этаж, там - среди постельного белья, подушек, одеял и всевозможных ковриков - в большой плетенной корзине я нашла то, что искала, я нашла этот запах. Эти цветные мешочки из ткани -  их еще называют - саше. Они - маленькое хранилище лета-лугов и полей, вернее трав, которые там растут: засушенных трав. Я доставала их с торопливостью маньяка и подносила к лицу и наконец - вот он! Этот запах Парижа! Это была лаванда. Она входила в ту бытовую химию, которой мыли в Париже все: от туалетов до переходов в метро. Я купила этот мешочек и привезла в Москву. Я положила его рядом с подушкой. И мне снился Париж. Я опять бродила по его улицам и площадям, по набережным Сены, по Люксембургскому саду, только теперь это было во сне. Прошло время. Запах почти выветрился, но теперь лаванда для меня всегда будет запахом Парижа. Ведь у каждого города должен быть запах, иначе быть и не может. Надо только принюхаться, присмотреться и понять принял тебя этот город или нет. Раскрыл ли он  тебе свои объятья, улыбнулся окнами домов, постелил ли тебе под ноги просторы своих площадей и улиц? Если да, то ты туда обязательно вернешься, как я возвращаюсь в Париж и Иерусалим, Рим и Венецию, Вену и Мюнхен и растет моя коллекция запахов, впечатлений и фотографий, что и составляет всеобъемлющее слово-память.