Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея

Антон Шишкодремов
Когда за 5 лет до своей физической смерти сорокалетний Оскар Уайльд был осужден обществом исключительно за то, что оно его просто не одобряло (очень актуально по нынешним временам), он, потерявший основу своего творчества - источник красоты и гармонии, умер как писатель и возродился вновь в своей тюремной автобиографии, как яркое напоминание обществу о его ханжестве, формализме и нечистоплотности методов. Написанный в застенках "De Profundis" расставил все акценты нового автора и окончательно запутал былых почитателей писателя.

Случилось непоправимое - умер лорд Генри. Все знают этого аристократа и гедониста по "Портрету Дориана Грея". Это он выступал неким духовным наставником самого Дориана, змеем-искусителем, вдохновителем. И это тот самый герой, который обязательно присутствует в любом произведении Оскара Уайльда. Это леди Брэкнелл со своим "Это хорошо, что вы курите. У мужчины должно быть занятие. Столько развелось бездельников." из "Как важно быть серьезным." Это лорд Горинг из "Идеального мужа", говоривший "Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь." Это лорд Дарлингтон из "Веера леди Уиндермир" уверявший, что "Жизнь слишком важна, что бы рассуждать о ней серьезно." Все эти герои узнаваемы. Мы ждем их появления, встречаем взрывами хохота, они легки, умны и оригинальны. В них сам Оскар Уайльд, настоящий Оскар Уайльд. 99 процентов высказываний, что наполняют цитатники, принадлежат именно этим героям.

Общество жестоко обошлось с этими людьми, потому что, побывав в тюрьме, Оскар Уальд больше не выпускал их на свет божий. Они исчезли после того, как первая грубость правосудия вмешалась в судьбу великого писателя. В общем, к чему я это все веду - основная и известная тема портрета Дориана Грея, несомненно, гениальная и прекрасная - поднимает множественные глубинные вопросы этой жизни, к этому портрету с уродцем Дорианом обращаются из раза в раз, он служит источником вдохновения, постоянно перетаптывается вновь в театрах и кино. Но первоосновой всего является не портрет, не сам Дориан Грей, не художник Бэзил - все это всего лишь орудия в руках лорда Генри.

"Портрет Дориана Грея" - единственное полновесное произведение Оскара Уайльда и оно полностью соответствует своему названию. Вручив в качестве интересного сюжета и прекрасной оболочки читателям своего Дориана Грея, сам портрет, отражающий реалии и все самое сокровенное, Оскар Уайльд оставил себе. Его лорд Генри только усмехается, когда видит толпу у кинотеатра, куда привезли новую версию фильма о его Дориане Грее. А он так и остался загадкой, неразрешенной на веки вечные, отгадка которой была стерта ханжеством викторианской Англии.

Наиболее смешно в этом качестве выглядит глава в "Портрете Дориана Грея", где в очень современной манере, с поправкой на 19 век, очень долго и нудно (откровенный стеб автора) перечисляются бренды и модные аксессуары.