Жара

Татьяна Никитина 7
В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла -

на даче было это…

Так описывал Маяковский подмосковную жару летом 1920-го. Кто же не видел, как в знойные дни плывёт и колышется над горячим асфальтом, словно расплавленный, воздух… А впереди на ленте расстилающейся автодороги поблёскивают лужицы-миражи… Долго переносить непрерывную и непривычную жару трудно. Но летом 1994 года пришлось. Тот год в Беларуси многим запомнился как критический: тысячи горожан, включая инженеров, учителей, медиков, потеряли работу. Кто еще оставался на рабочих местах, получали зарплату натурой: продукцией своих предприятий, с которой вынуждены были идти на рынок, причём стихийный: продавали у кого что было, выложив свой не ахти какой товар на разостланные на земле газеты… Страшно вспомнить! В продуктовых и промтоварных магазинах – в основном пустые полки. Чётко работали лишь энергетики, цементные заводы  и железнодорожники, гоняющие составы с цементом, лесом и мелкими коммерсантами-челноками в Польшу.

И тут навалилась на всех еще и июльская жара!..  Единственным её преимуществом было то, что, не имея в массе своей средств на путешествия к южным морям, мы прохлаждались у воды прямо по месту жительства. Природа щедро одарила нас крымским солнцем, теплом и загаром. А море… Ничуть не хуже компенсировали его наши озёра и реки. Правда, южане, бывавшие в те дни в нашем городе, жаловались: здешняя жара переносится значительно тяжелее. Они правы: в континентальных и субтропических краях в жаркие дни совсем другие параметры среды. Там нет такой высокой влажности, как у нас. А сухой пар, как известно, переносится человеком легче, чем влажный. При тех же высоких температурах влажность воздуха в Таджикистане держится на уровне 20 процентов, у нас – 65.

Когда стало совсем невмоготу от жары, я отправилась с диктофоном к метеорологам. Интересно, предполагали они, что грядёт такая затяжная жарища? Или долговременный достоверный прогноз вообще невозможен? На мои вопросы отвечали зам.начальника областного гидрометцентра В.Зотов, гидролог Н.Галькина и агрометеоролог Р.Потоцкая.

- Прогноз на июль обещал среднемесячную температуру на 1 – 2 градуса выше нормы и меньше нормы осадков, на деле же температура оказалась выше на 2 – 3 градуса. То есть тенденция предсказана верно. Хотя точный прогноз возможен не более, чем на два дня. Поэтому долговременные прогнозы всегда осторожны.

- Небесные силы всё-таки сильнее синоптиков?

- Не сами по себе небесные силы делают погоду, влияют на это и технологические факторы: деятельность предприятий, электростанций, какие-то роковые случайности.

- Тогда июльское падение кометы на Юпитер и вызванные этим вспышки огня и света могли усилить нынешнюю жару?

- На этот вопрос пусть отвечают астрономы, но вряд ли они ответят на него и через двадцать лет. Во всяком случае, жара началась задолго до этого столкновения.

- Но эта устойчивая необычная жара может свидетельствовать о потеплении нашего климата?

- Нет. Это случайное отклонение от нормы, вызванное обширным антициклоном (зона высокого атмосферного давления), пришедшим с запада. Аналогичная жара наблюдалась в наших краях и лет сто назад, но потепления климата от этого не произошло. Хотя впервые по Гродненской области в нынешнем июле превзойдён абсолютный температурный максимум, который был равен 34 градусам, теперь это 35.

- Сейчас начало августа, жара, похоже, спадает, хотя по-прежнему непривычно тепло. Каким будет август?

- По нашим прогнозам, средняя температура будет на градус выше нормы, осадков мало. Первая половина месяца жаркая, с сухими, без дождя, грозами. Но появляются уже небольшие ветры. К сожалению, жара повлияла на реки и водоёмы. Ниже критического опустился уровень воды в Щаре, Котре, Дитве, Гавье. Заметно обмелел Неман в черте Гродно и Мостов, что исключает возможность судоходства. Иссякает вода в колодцах. На нуле – запасы влаги в земле, в южных районах области началась почвенная засуха. Сохраняется чрезвычайная пожарная опасность.

Ах, это знойное лето!.. Хорошо, когда всё в меру.

***

С той поры прошло 25 лет. За это время проблема глобального потепления климата стала еще более злободневной, и отношение к ней изменилось. Фактический итог на сегодня: Всемирная метеорологическая организация признала, что 2015 – 2018 годы были самыми тёплыми за всю историю наблюдений. А в рекордно тёплом 2015 году глобальная средняя температура на планете была на 1 градус выше в сравнении с периодом 1850-1990 годов. Я не ошиблась – за 140 лет измерений.

За климатом Земли следят в метеорологических точках по всей планете и из космоса. В системе международного обмена такой информацией участвуют и 49 метеостанций Беларуси.

Изучив многолетние архивные данные, белорусские климатологи пришли к выводу, что за последнее столетие в наших краях отмечено два наиболее существенных периода потепления: с 1910 по 1940 год (в основном в тёплые месяцы), что совпало с процессом потепления Арктики, а второй период, не имеющий равных по интенсивности и продолжительности, начался в 1989 году и продолжается по сей день.

Самым жарким за всю историю наблюдений стало лето 2010-го: средняя температура – плюс 20,6, что выше нормы почти на 4 градуса. В Гомеле тем летом зафиксировали рекорд: 38,9 градуса.

Одна из самых мощных волн тепла зарегистрирована на нашей территории в 2014 году, она продержалась с 24 июля до 12 августа.

А средняя температура 2015 года в Беларуси превысила норму на 2,7 градуса, год оказался самым тёплым за более чем столетний период метеонаблюдений.

Лето 2016. Температурный рекорд 34,7 градуса отмечен 13 июля на метеостанции Василевичи.

Лето 2018. Максимальная температура воздуха 32,6 градуса зарегистрирована 14 августа на метеостанциях Волковыска и Пинска.

До 1989 года территория Беларуси была разделена на три агроклиматические области: Северную, Центральную и Южную. В результате потепления произошёл распад Северной зоны, которая слилась с Центральной, и появилась новая, более тёплая - на юге Полесья. Сама собой напрашивается мысль: не обусловлено ли это явление ещё и продолжающимся распадом изотопов после чернобыльского взрыва. Кто знает?..

По прогнозу ученых Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова (Россия), в нынешнем веке температура воздуха на территории Беларуси продолжит повышаться.

До 2030 года – примерно на 1 градус.

С 2041 по 2060 – еще на 2 градуса.

С 2080 и до конца века – на 1 – 4 градуса.

Если, и правда, так пойдёт дело, то в Гомеле к концу века летняя жара достигнет 46 градусов, словно в Африке. Ну а в южно-азиатских странах, если следовать логике, такое глобальное потепление сделает вообще невозможной жизнь человека.

***

Сказав «А», надо говорить и «Б». Так что же спустя 25 лет после бомбардировки Юпитера увесистыми осколками кометы Шумейкеров – Леви можно утверждать о влиянии того космического события на Землю? С 16 по 24 июля 1994 года куски кометы поочередно врезались в оболочку Юпитера, образовав гигантские вихревые структуры, сравнимые по размерам с нашей планетой. Впервые в мире астрономы смогли в режиме реального времени наблюдать эти яркие фантастические столкновения и заснять их. Юпитер – гигантская планета, более чем в 1300 раз превосходящая Землю, с невиданной силой притяжения, которую используют космические корпорации при запуске научных зондов. Однако орбита Юпитера так удалена от нашей (расстояние между ними в 4 раза больше, чем между Землёй и Солнцем), что мощнейшие взрывы на Юпитере, по мнению учёных, никак не могли повлиять на экосистему Земли. Разве что гипотетически…

--------------------

На снимке: жаркое лето 2006 года.
Фото автора.