Прискорбное упущение

Виктор Минаков
   Проблема с приобретением лекарств в наши дни может показаться надуманной: едва ли не в каждом квартале притулилась аптека. Есть поставки по интернету, на всех каналах по телевизору почти все программы занимает реклама лекарств. Можно возмущаться их ценами, но никак не отсутствием. И всё-таки…

   Старый Мазай, выйдя под вечер прогуляться на улицу, встретился около детской площадки с хорошим знакомым, человеком тоже весьма почтенного возраста. Вид у знакомого был понурый.
- Чего приуныл? – поздоровавшись, спросил Мазай по-приятельски.
-Тут будешь унылым, - мрачно ответил знакомый. – С лекарствами прямо беда. Настоящая катастрофа.
- Ну, ты хватанул! - засмеялся Мазай. – Катастрофа. Беда. Сплошная патетика... Конкретней скажи, что случилось?
- Могу и конкретней, - согласился знакомый и кратко рассказал о своей неприятности.

   У него была больная жена. Сердечница. Лекарство, какое ей помогало, внезапно исчезло. Удивительно, конечно, но – факт.
- Попросил бы замену, - советует Мазай снисходительно. – Сейчас масса различных аналогов …
- Спрашивал. Отсылают к врачу…
- Логично. Так спроси у врача… А что за лекарство?
- Амиодарон. Лекарство от аритмии... Разговаривал с доктором, упёрлась, говорит: «Ничем заменить не могу. Ищите». А я все аптеки почти обзвонил: нигде его нет.
- Интересно, - промолвил Мазай. – В наше время, и вдруг - дефицит! А ты звони выше! В медицинское министерство. У них есть горячая линия.
- И туда обращался. Отвечают: мы работаем только с льготной категорией граждан.
- Это они про чиновников?.. 
- Нет, здесь немного другое. Там и про инвалидов… Когда жене назначили инвалидную группу, нам предложили на выбор: или деньги, или бесплатные препараты. Деньги совсем небольшие, а лекарства всё дорожают, мы выбрали получение бесплатных. Но просчитались. Почти все, что выписывал врач, в перечне бесплатных не находилось. В аптеках они были, а в списках для льготников нет. Приходилось брать их за деньги в аптеках. Хотели согласиться на деньги, но оказалось, что изменить ситуацию сразу нельзя, нужно ждать целый год. Мы год кое-как продержались. Переключились на деньги, а он теперь в аптеках исчез. Хотели снова попасть в список льготников, опять говорят – через год. Короче, хотели, как лучше, а вышло…

- Ну надавил бы на этих чинуш. Сказал бы, что они отвечают за всю систему здоровья. Лекарства, которые людям необходимы, должны быть в наличие. И не только для льготников. Они обязаны за этим следить.
- А как же! Давил, говорил, уговаривал, сейчас, вот, иду из медицинского министерства. Ничего не добился. Отвечают одно: аптеки все – частные лавочки, что в них имеется, или чего не хватает, нас теперь не касается. Я их упрашивал по любой цене продать из резерва, что содержат для льготников. А мне отвечают, что нет его и для льготников. Отсутствует начисто. Нет, говорят, его даже в больницах. А чтобы я от них отвязался мне дали вот эту статью. Мне нужно лекарство, а они мне – статью!
   Знакомый порылся в борсетке, достал из нее тройку листков и протянул их Мазаю.
   Мазай отлично знал недостатки в медицинской системе: низкая зарплата врачей, постоянное сокращение их численности, перегрузки. Но, чтобы была проблема с лекарствами!.. Это – фантастика. Начав беседу в шутливой форме общения, он понял, что здесь уже не до шуток, и решил ознакомиться с много значившим документом.
   Приятели сели на одну из свободных скамеек, и Мазай углубился в изучение бумаг. Статья, как видно, была опубликована на сайте Generic Forum: в заголовке красовалась эмблема с этим названием. Заголовок был интригующим: «Почему Амиодарон пропал из аптек? Закулисные тайны!».
   Мазай узнал из неё, что амиодарон находится в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и что: «…его нет в поставках, нельзя найти не только в аптеках, но даже в специализированных лечебных учреждениях».
   Он также узнал, что причина пропажи этого важного препарата - чье-то поразительное головотяпство. В статье так прямо и говорилось: «…препарат не сняли с производства, вся проблема кроется в сугубо бюрократических аспектах. Проблемы начались с французской компании, с которой аптечные сети РФ не успели переоформить договор о поставках. После этого по непонятным причинам прекратилась поставка лекарства из Беларуси. Наконец, последняя причина почему в аптеках пропал Амиодарон – отечественный завод «Органика» не был готов к подобному повороту событий и у него просто закончилось необходимое сырье на фоне резко возросшего объема производства».

   Мазай, прочитав всю статью долго удрученно молчал: как могли так прошляпить с очень нужным лекарством?  Как могли оставить массу больных без действенной помощи?
   А знакомый, видимо, уязвленный первоначальной репликой Мазая, с обидой спросил:
- И в чем же я по-твоему хватанул? Какая разница здесь между бедой и катастрофой?
- Разница есть, - хмуро ответил Мазай. - Вот, повысили нам планку пенсионного возраста. Для многих – это беда. Большая беда, но все же не катастрофа. А вот если виновников в безобразии с необходимым народу лекарством посадить в самолет, и самолет этот вдруг разобьется, вот это уже катастрофа. Но не беда: будет надежда, что эту никчёмную публику заменят кем-нибудь потолковее.
   Старики посмеялись с печалью над незатейливой шуткой, пар возмущения немного был выпущен, но проблема так и осталась проблемой.

Март 2019 г.