Вы, конечно, любите музыку

Георгий Радуга
… вся жизнь человеческая нуждается в гармонии, такте, тоне и ритме.    Платон « Протагор»

   Грамотный удар по струне вызывает созвучие. Ясная и мужественная формулировка мысли очень полезна. Чистота тона отвечает чистоте цветов.

   Борис Абрамов – ближайший ученик Н.К. Рериха, писал в своём дневнике: « Получаемое от Нас (Владык Света, Учителей Человечества ) всегда по сознанию. Звучит пространство волнами света. Свет звучит. О значении Света сказано мало. Каждый цвет спектра имеет свою ноту. Музыка Сфер представляет собою сочетание этих звучаний. Звуковой аспект Вселенной ещё мало известен. Но расцвётшая роза, ландыш и лотос каждый звучат своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету... »
Музыка в движение приводит небо, землю. Вселенная в своём движении ритмична.                Взгляните на круженье звёзд, восходов и заходов Солнца. Найдём и мы свой ритм в природе, поняв её круговращенья. Х.Д. Портильо ( Кецалькоатль)
Музыка Сфер – представления о связи космоса и музыки существовали на Древнем Востоке, в Греции,  Индии, Китае и Египте. Пифагорийцы правильно утверждали, что планетные расстояния подчиняются гармоничному закону и, кроме того, при вращении каждая планетная сфера издаёт определённую ноту так, что возникает музыка – Музыка Небесных Сфер и она доступна уху Чуткому… 
«Как наши глаза устремлены к течению светил, так уши к движению стройных созвучий. Музыка и астрономия – словно родные сёстры. Так утверждают пифагорейцы, и мы с тобой согласимся с ними…» ( Платон «Государство» ).
Давно замечено, что быстро вращающие и движущие тела издают звуки. При своей огромной удалённости от нас небесные тела должны нестись с гигантскими скоростями, а значит, звучать. Отсюда делались выводы о гармоничных соотношениях расстояний между светилами и высотой самих звуков. Наиболее высокий звук издавала быстрее всех мчащая сфера планет и звёзд, самый низкий – Луна, которая в своём месячном движении отстаёт от бега небесной сферы…
Биоритм есть проявление колебания, пульсация и биение энергии. Этот природный «инструмент» воплощён и в структуре химических элементов (таблица Менделеева), и в современном музыкальном звукоряде, и в организации живых организмов и человека. Ему всецело следовали зодчие всех древних цивилизаций, оставившие после себя величайшие шедевры архитектурного гения.
Также говорил Мыслитель: "В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важной частью образования, Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в высшие миры. Вселенная живёт движением, которое обусловлено ритмом. Но люди не помнят, что биение сердца есть символ мирового движения. "  Так Мыслитель устремлял внимание к Высшим Мирам. (Надземное, п. 195)

     Хотящий повредить струнный инструмент, злобно ударит по струнам, чтобы порвать их и привести в полное расстройство. Не то же ли самое происходит, когда вражеская сила вторгается, чтобы нарушить ритм труда? Только истинные труженики понимают значение ритма, они знают, как трудно достигается такой ритм. Нарушение его иногда равняется убийству или отравлению. Рука врага именно тянется, чтобы разрушить такое одно из самых утончённых достижений человека.
     Невежды скажут, что струны легко заменяются. Но даже явные струны очень разборчиво избираются музыкантами. Много тоньше строение ритма труда. Нельзя залечить такие разрушения. Братство особенно заботливо охраняет труд в его лучшем ритме. Пусть и во всех содружествах также научатся обоюдно охранять труд. В этом будет высокая мера взаимоуважения. ( Братство п. 518 ).

Берегите друг друга, ЛЮБИТЕ, цените, руки  к другу протяните, обнимитесь, храните Круг ясного Света, Круг Радости, Круг Радуги, Круг Солнца, Круг ОБЕРЕГА и помогайте своим товарищам словом и  делом, цените, уважайте и оберегайте их и уважайте труд друзей, ибо только вместе Мы лучики единого Солнца!!! Когда Мы Вместе, – Мы в сотни раз сильнее! Мы солнечная Семья Света, навсегда!  Да! Да! Да!


                МУЗЫКА      Б.Н. Абрамов

                Цвет и звук Наша лучшая Трапеза.
                Листы Сада М. Озарение, 2-111-1

   Музыкой мы питаемся, музыкой очищаем жизнь, музыкой говорим с Высшим Миром и приобщаемся к Нему.  Музыкой процветаем и утончаемся.  Вибрации музыки благотворны и жизнедеятельны. Медицина будущего будет лечить музыкой. Люди будут воскресать, оздоровленные и телом и духом. Оздоровляя дух, мы оздоровляем тело.  Где граница здоровья, где граница тел, где граница воздействия музыки на дух и тело?
   Музыка – одна из великих  радостей  Бытия.  Ею  наполнено  и  переливается пространство.  Люди должны быть признательны приёмникам музыки, которые улавливают отзвуки пространственных гимнов и передают их в виде прекрасных  музыкальных произведений, которым радуется бесчисленное количество живых существ. Музыка – сокровенное действо.  Сфера её влияния  на всё  окружающее  почти  не изучалась. Музыка – проводник красоты; огонь в форме звуков, целительная благодать.  Новый мир есть мир искусства,  мир торжества звука и цвета, и мы уже на  пороге царства Красоты.  Время пришло осознать искусство как великий проводник Духа Утешителя.  К искусству приступаем торжественно, молитвенно и радостно.  И других научим так же приступать. Тогда придёт Красота в жизнь нашу навсегда…   8 апреля 1951.

20. (Янв. 8). Никто не будет отрицать факт воздействия звука на психику человека. Значение музыки в этом отношении велико. Удар колокола даёт звук, распространяющийся на большое расстояние. В этом случае колокольный звон насыщает пространство звуковыми вибрациями положительного характера. Не сравнить воздействие это с какофонией репродукторов. Звон колоколов насыщен торжественностью. Влияние этих звуков определенно положительное. Звук – явление огненное. Он связан с цветом. Колокольный звон вызывает ответную реакцию в организме человека, и реакция эта благодетельна. Каждый металл даёт свой особенный звук. Звук серебра обладает очень высокой гармоничностью.
   Уже поняли, что в серебряных сосудах вода ионизируется и приобретает особые свойства целительного характера. Также поймут и целебное воздействие колокольного звона на человека и даже природу.

21. (М. А. Й.). Звуки колоколов, органа и разных музыкальных инструментов обладают свойством приводить человека в торжественное состояние и настраивать его сознание на определенной волне. Но и здесь не обошлось без изуверства. Некоторые секты в Америке на своих собраниях ввели джазовую музыку. Так опошляется принцип, и торжественность заменяется какофонией суетливости. Но все же люди понимают значение звука, и на торжественных собраниях исполняют гимны. Они способствуют объединению сознаний и настраивают их соответственно, если гимны эти достаточно сильны, гармоничны и торжественны. Следовало бы и в школах применять этот принцип сознательно и с определенной целью приведения психики учащихся в гармоничное состояние. Слишком уж много дисгармонии вторгается в жизнь.

22. (Гуру). Музыка имеет огромное влияние на состояние сознания народа. Вопрос лишь в том, какая это музыка. Музыка может созидать и разрушать, может вносить гармонию и дисгармонию. Музыка может быть вредной, разлагающей и убийственно действовать на психику и нервную систему человека. Государство должно встать на защиту народа от вредной музыки, разрушающей его сознание, здоровье и равновесие. Грани Агни Йоги т. 12, 1971 г., записи Б. Н. Абрамова.

516. (Сент. 2). Космос имеет семеричный аспект звука, цвета и так далее. Семеричны и чувствования человека. Пять чувств известны по числу органов чувств, шестое допускается, о седьмом ничего неизвестно. Седьмое проявится и начнёт развиваться в седьмом круге, шестое – в шестом. Абсолютность слуха и тот факт, что у некоторых людей он уже проявился, показывают, что достижима и абсолютность всех остальных чувств. Семеричность Космоса постигается семеричностью чувств человека. Конечно, только полнота развития этих чувств даёт полноту достижения. Все семь могут проявляться на плане физическом, то есть плотного мира. Но планов семь, и на каждом из них в процессе их познавания действуют и соответствующие им чувства. На астральном – астральные, на ментальном – ментальные, в Огненном Мире – огненные.
  Чувствознание, то есть знание вещей и явлений прямое, непосредственное, есть преддверие процесса познавания Высших Миров. Так же отличаются между собою языки плотного мира и язык Тонкого Мира. Язык Тонкого Мира универсален. Разделение на различные языки – только в плотном, выше разделение постепенно сглаживается, пока не исчезает совершенно. Ведь даже на Земле мысль уже поднимается над различием словесного выражения, и мысль, передаваемая на одном языке, понимается и доходит на своём собственном. Передаётся сущность мысли, но не её словесная форма. Но можно при желании передать на любом языке. Можно даже зафиксировать только внешнее её выражение, не зная внутреннего содержания, то есть смысла и значения незнакомого слова. Универсальный язык существует. Это язык Тонкого Мира. Там все понимают друг друга. Существует он и на Земле – это язык сердца. Им уже пользуются люди, и в достаточно широком объёме, только не дают себе в этом отчёта.
  Ощущения сердца весьма многообразны. Если их начать внимательно отмечать, раскроется как бы целый мир новых ощущений и подробностей. Язык сердца есть язык Надземного Мира. К нему приготовляемся на Земле… Грани Агни Йоги, т. 7, 1966 г.

              Звук в свете духовных знаний.
Когда мы говорим об образовании, то в современном обществе о нём наметились как минимум два различных представления. Одно из них видит в образовании только передачу суммы накопленных человечеством знаний, второе непременным условием ставит вопрос о взаимосвязи и взаимодействии образования с воспитанием, причём иногда с акцентом в сторону воспитания.
Если под воспитанием понимать питание нашей основы, или иными словами, нашего глубинного естества или сердца, то становится ясным, что питание должно быть духовным. И что же как не красота, проявляемая в первую очередь в природе и искусстве, являет нам пример её мощи и силы.
Одним из важнейших видов искусства, конечно же, является музыка. Именно в ней наиболее полно представлена гармония и ритм, определяющие красоту.
 
Проблема музыкального воздействия встала за последнее время особенно остро. Если в довоенное время людей, знающих о степени влияния музыки на развитие человека, беспокоило только распространение фокстротов и джаза, нёсших с собой какофонию и хаос, то в последние время дисгармоничная музыка стала преобладать безусловно в большинстве источников звучания. Создаётся впечатление, что важность значения музыки или, иными словами, звука, неизвестна не только для рядовых обывателей, коих в огромном большинстве, но и той части населения, которая числит себя под названием "интеллигенция".
 
Как же пробудить в людях осознание влияния музыки на человека, на его психическое и физическое состояние?
 Практика жизни показывает, что однозначного ответа на поставленный вопрос нет, но есть только единое правило: просвещение и терпение. Просвещение же начинается с убеждения в том, что древние знали многое даже из того, что нам до сих пор не ясно и не понятно. Но в то же время они обладали знаниями, известными современной науке. Так, Платон в своей знаменитой работе "Тимей" пишет: "Третья область наших ощущений – слух. И для получаемых им воздействий нам тоже следует отыскивать обуславливающие причины. В общих чертах скажем, что звук – это толчок, производимый воздухом через уши на мозг и кровь и доходящий до самой души, между тем как вызванное этим толчком движение, которое начинается с головы и оканчивается в области печени, есть слышание. Если движение быстро – звук высок; чем оно медленнее, тем ниже звук, неравномерное – грубый, сильное – громкий, слабое – тихий. Что касается созвучий, то необходимость понуждает нас отложить этот предмет напоследок." Как видно из высказывания Платона, представление о звуке нисколько не противоречит современной науке. Исключением может быть разве что "звук – это толчок... доходящий до самой души". Причём, здесь следует отметить и то, что Платон для упрощения размышлений не говорил, что душа подразделяется на Дух и душу как минимум, и когда он использовал термин "душа", то полагал именно не "животную", а "человеческую душу", что есть одна из составных триады, в совокупности и именуемой как Дух или то, что по-русски означает чело. И если человек и есть чело или дух(ученик в веках), преходящий в вечности, то становится ясным, что звук участвует в формировании духа или собственно человека, осознающего своё "Я".
 
Теперь необходимо вернуться к созвучию, о котором мы упомянули. В той же работе "Тимей" Платон в своих размышлениях по вопросу движения горячего и холодного, быстрого и медленного, продолжает развивать мысль и относительно звука: "Сюда относятся только звуки, которые в зависимости от своей быстроты или медленности представляются или высокими или низкими, причём они несозвучны между собой, ибо производимое ими движение лишено подобия, иногда же напротив, дают созвучие благодаря согласованности движения. Всё дело в том, что иногда более медленные звуки настигают движение более быстрых, ранее дошедших до нашего слуха, то оказываются уже обессилившими, а их движения - подобными движениям, которые вносят при своём запоздалом прибытии более медленные звуки; таким образом, последние не становятся причиной разлада, но вместо этого начало медленного и конец быстрого движения уподобляются друг другу, и так возникает единое состояние, в котором высокое и низкое звучание смешаны. При этом неразумные получают удовольствие, а разумные - светлую радость от того, что и смертные движения через подражание причастны божественной гармонии".
Ту же самую мысль подтверждает и наш выдающийся мыслитель Николай Константинович Рерих. В своей статье "Музыка сфер" он пишет" "Разве мы не должны считать гармонию звука нашим водителем к мирам высшим? Невозможно представить себе никакой храм без созвучных голосов и инструментов". Человек мечтает о лучших достижениях, о жизни справедливой и достойной. Но так она нам кажется далёкой от нашей мечты! И тем не менее поверить стоит в дерзновении своём. Необходимо только обратиться к созвучию и гармонии звука. В той же статье Рерих советует:

 "Вы, конечно, любите музыку. Не только продолжайте любить её, но постоянно утончайте это понимание, приближайтесь к ней, лично узнавайте её больше; она откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии и звука, может быть, навсегда осталось бы во сне".

 Свой смысл жизни или цель существования человек ищет и не всегда находит. К сожалению, только немногие поняли, что главное – совершенствование или самоусовершенствование. Иначе, какой же был бы смысл в этой эволюции? Но ведь совершенствование может быть только сознательным. И чем выше сознание, тем успешнее совершенствование. Образуется неразрывная связь. Требуется расширение сознания. И одним из элементов этого действия выступает звук. Рерих, будучи наследником Великой Мудрости, в статье "Свет опознанный" выдвигает идею, что, "если люди подумают ещё и ещё раз о свете и звуке, если они услышат звучания светлые, они подвигнутся на пути расширения сознания".
 Человек должен искать лучшие созвучия и тогда не будет разлада ни с природой, ни со всем живущим в ней, как неотъемлемой частью её, не будет и зла, порождённого дисгармонией, и даже животные будут успокоены и примут смирный вид.
 В упомянутой статье "Музыка сфер" Рерих напоминает: "Сколько прекрасных сказаний от самых древнейших времён утверждает значение божественных созвучий. В назидание всем поколениям оставлен миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своей дивною игрою. Даже змеи при музыке оставляли свои злобные намерения. Даже дикий як становится мирным и даёт людям молоко своё; если подойдут они к нему с песней. Поучительно сообразить, сколько прекрасных подвигов человеческих осталось бы несовершёнными, если бы они не были сопровождены вдохновляющим пением и музыкой. Без трубного гласа не рухнули бы Иерихоновы стены". Да, без музыки, без созвучий в наивысшем выражении, достигающем симфонии, человечество не смогло бы найти согласия и единения.
"Соединяют людские сердца прекрасные симфонии. Люди делаются не только слушателями, в сердце своём они становятся соучастниками прекрасного действия, и этот возвышенный зов ведёт их к подвигу, к каким-то лучшим выявлениям жизни", – размышлял  Николай Константинович Рерих.
 Действительно, если бы человечество приняло бы обязательство прислушиваться к Высшим Учителям Человечества и их ученикам, приносившим им знание и любовь, что в сочетании являют собой мудрость, то основные беды прекратились бы, хотя остались бы и трудности, но в преодолении их возникала бы только радость. "От какофонии к симфонии" – вот лозунг, который нам заповедали мудрые.